А.А.ОСТАПЕНКО,
Азовский педагогический лицей, cт. Азовская, Краснодарский кр.

ost101@mail.ru

Крупноблочная наглядность

Тема «Свойства вещества», концентрированное обучение.
7, 10-й классы

Эта публикация – пример сочетания двух описанных нами ранее природосообразных дидактических изобретений: технологии концентрированного обучения [1–3]  и техники графического сгущения учебной информации [4] . При таком подходе изучение предмета (или его раздела) происходит не распределённо (мелкопорционно, 2–3 урока в неделю в разные дни), а концентрированно, в течение всей учебной недели. Уроки основного предмета (в нашем примере – физики) перемежаются уроками контрастной (правополушарной) сферы: музыкой, хореографией, физкультурой, рисованием, трудом. При таком чередовании занятий, как показывают наблюдения, активность и работоспособность учеников в течение дня не падает, резкого спада, обычно наблюдаемого после 4-го урока, не наблюдается.

Одной из форм введения нового материала является урок-лекция, на котором при помощи крупноблочной структурно-логической схемы-опоры объясняют новый материал. Эта схема представляет собой графическое изображение основных идей учебного дня (или недели), выраженных одновременно в разных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. У разных авторов такие схемы получили разное название: блок-схемы (О.Лисейчиков, М.Чошанов), системные опорные конспекты (Г.Лаврентьева), концепты (М.Щетинин), фреймы (Т.Колодочка, Р.Гурина), логико-смысловые модели (В.Штейнберг), семантические сети и т.д. Как правило, они состоят из небольшого количества (7±2) крупных единиц – блоков информации, – которые способна вместить кратковременная память ученика. В хорошей схеме учебный материал «упакован» так, что устное проговаривание его позволяет многократно варьировать отдельные части. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал как бы с разных сторон, держа в голове всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть устно и визуально выделены главные части опоры, основные и вспомогательные. Рассказ учителя должен представлять собой как бы вариацию на заданную тему со своими тоникой, доминантой и субдоминантой, на которые «опираются» менее значимые «неустойчивые» части-ступени схемы. Например, глядя на приводимую ниже схему «Свойства вещества» по теме «Молекулярная физика», изучение которой продолжается в течение недели, несложно видеть, что учебный материал распределён по дням так:

– 1-й день. Молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Температура. Термометры. Шкала Кельвина. Шкала Цельсия.

– 2-й день. Фазовые переходы в веществе. Удельная теплоёмкость. Удельная теплота (...).

– 3-й день. Физические свойства твёрдых тел. Деформация. Виды деформации. Упругость. Сила упругости. Закон Гука.

– 4-й день. Свойства жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.

– 5-й день. Свойства газов. Сжимаемость газов. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Схема

Эта схема в течение всей недели является как бы картой, по которой ученики осваивают учебный материал. Многократная работа со схемой (её перерисовывание, раскрашивание и т.д.) позволяет усвоить основные идеи недельного курса даже самым слабым ученикам. Публикация не позволяет показать роль цвета, которая далеко не второстепенна.

Подобные крупноблочные опоры сделаны нами по всем разделам школьного курса физики и для педвузовского курса общей физики (раздел «Механика»). Апробация проведена в нашем лицее в рамках комплексной программы педагогических исследований «Педагогика разумного баланса».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Неперечёркнутая/перечёркнутая аббревиатура Аббревиатура VФ обозначает соответственно отсутствие/наличие у вещества постоянных объёма (V) и формы (Ф).

2. Запись «деФОРМАция» подчёркивает корень слова, напоминая определение деформации как «изменения формы твёрдого тела».

3. Поскольку закон Паскаля работает и для газов, и для жидкостей, записи и рисунки сделаны в обеих колонках.

4. После формулировки закона Паскаля союз НО и два рисунка разного размера указывают на то, что давление жидкости и газа на разной глубине различно, несмотря на то, что «передаётся во все стороны одинаково».

5. Рисунок рисунок указывает на то, что давление жидкости и/или газа не зависит от формы сосуда и площади дна, а только лишь от высоты столба.

Литература

 1. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Школьные технологии, 1999, № 5.

2. Остапенко А.А. Теоретические основания моделирования технологии концентрированного обучения. – Школьные технологии, 2002, № 6.

3. Остапенко А.А. Анализ эффективности технологии концентрированного обучения. – Школьные технологии, 2003, № 2.

4. Остапенко А.А., Грушевский С.П., Касатиков А.А. Техника графического уплотнения учебной информации. – Педагогическая техника, 2005, № 1–3.

Андрей Александрович ОстапенкоАндрей Александрович Остапенко – выпускник Полтавского ГПИ по специальности «Учитель физики и математики» 1986 г., д.п.н. Снимался в фильме «Учитель, которого ждут» («Киевнаучфильм», реж. В.Хмельницкий). Лауреат Первого всесоюзного методического фестиваля «Урок физики-88», заслуженный учитель Кубани, замдиректора Азовского педлицея Краснодарского края, профессор Екатеринодарской православной духовной семинарии, доцент Кубанского государственного университета, руководитель Всекубанского Кирилло-Мефодиевского культурно-образовательного центра, член правления редакции журнала «Народное образование», член редакционно-экспертных советов российских журналов «Школьные технологии», «Воспитательная работа в школе», «Школьное планирование» и сербского журнала «Godisnak za psihologiju», автор более 200 публикаций по педагогике и психологии. Автор книги стихов «Литературные пристрастия физика» (Краснодар, 1997) и авторского диска песен «И вечным остаётся ожидание» (Ставрополь, 2002). Член Союза литераторов Украины. Андрей Александрович женат, у него три дочери. Старшая учится на родном физмате.

Продолжение в № 8

TopList