Е.В.ГУДЕНКО,
ГОУ СОШ № 814, г. Москва

Взаимодействие заряженных тел

Урок «колдовства» (фонтальная лабораторная работа). 8-й класс

Хогвардс, Хогвардс, наш любимый Хогвардс,

Научи нас хоть чему-нибудь –

Молодых и старых, лысых и косматых,

Возраст ведь не важен, а важна лишь суть.

При изучении темы «Электрические явления» мы должны на одном из уроков рассмотреть два вида электрических зарядов, взаимодействие заряженных тел (в планировании написано чётко и конкретно: «Демонстрация. Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Взаимодействие листочков двух бумажных султанов, заряженных сначала разноимённо, а затем одноимённо»). Думаю, что все учителя наизусть знают этот урок. Но я обратила внимание на то, что почти все учащиеся моих классов зачитываются историей про Гарри Поттера. Прочитала эти книги и я. Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.

В наших головах сейчас гуляет ветер,

В них пусто и уныло, и кучи дохлых мух,

Но для знаний место в них всегда найдётся,

Так что научи нас хоть чему-нибудь.

Это школьный гимн Хогвардса. Пора приступать к занятиям. Учитель появляется в костюме ведьмы

Оборудование: пёрышки, листочки бумаги, конфетти, воздушный шарик, шёлковые нитки, папиросная бумага, алюминиевая фольга, пластмассовые, эбонитовые, стеклянные палочки, султаны-шарики, электрометры или самодельные электроскопы.

Ход урока

Учитель (появляется в костюме ведьмы – профессора Мак-Гонагалл, – в высокой островерхой чёрной шляпе и очках). Сегодня вместо урока физики будет урок по заклятиям, который проведу я! На первый ряд ставим табличку «Гриффиндор», на второй – «Пуффендуй», на третий – «Слизерин». На каждом рабочем месте лежит индивидуальное задание (фактически – фронтальная лабораторная работа, в которой надо проверить, как электризуются разные предметы из портфеля, с чем взаимодействуют заряженные пластмассовые предметы, выяснить, как работает электрометр или электроскоп, и написать, почему так происходит).

Гермиона закатывает рукава своей мантии, взмахивает палочкой и произносит заклинание: «Вингардиум Левиоса!»

  • Задание первое: создать волшебную палочку.

Найдите, из чего можно изготовить волшебную палочку. Проверьте её действие на различные предметы. Натрите пластмассовую ручку (потом карандаш, пластмассовую линейку) шерстью, волосом или бумагой и запишите, как они взаимодействуют с пёрышком, кружочком конфетти.

Заклинание Ручка Карандаш Линейка Разоблачение

«Пёрышко, лети»

       
«Конфетти, лети»        

Учитель (профессор Мак-Гонагалл). Проверьте, какие ещё предметы начинают двигаться. Занесите результаты в таблицу. (Дети выполняют задание.) Я не могу, как профессор Флитвик, заставить летать жабу, но я могу заставить самый обычный шарик, надутый обычным воздухом, без клея держаться на стене или потолке: «Шарик, держись!» (Натирает шарик шерстью – и вот он уже держится на потолке, откуда его никто не может достать.)

  • Задание второе: сделать новую причёску для Почти-Безголового-Ника.

Учитель (в том же костюме, с шариком из набора по электростатике, на котором нарисованы глаза, нос и рот). Разрешите представить – сэр Николас де Мимси-Дельфингтон, или просто Почти-Безголовый-Ник. Привидение, проживающее в башне Гриффиндора. Возьмём голову Почти-Безголового-Ника. (Наклеивает на шарик много тонких полосок папиросной бумаги – волос – и соединяет шарик с полюсом электрофорной машины или прибора «Разряд». Через некоторое время волосы поднимаются и даже кое-где встают дыбом.) Зарисуем всё, что увидели.

  • Задание третье: заколдовать гильзочки.

Учитель. А сейчас вам надо изготовить из тонкой бумаги две гильзочки, привязать их к шёлковым нитям и изучить их свойства, поднося к разным волшебным палочкам. Выполните такой же опыт с гильзочками из алюминиевой фольги. (Каждый ученик делает по две гильзочки из бумаги, подносит поочерёдно каждую к наэлектризованным стеклянной, эбонитовой и пластмассовой палочкам и наблюдает за их поведением. Затем проделывает эти опыты с двумя гильзочками из станиоли. В итоге каждый делает 6 опытов.)

Сотворите капризную гильзочку Нарисуйте, как взаимодействуют гильзочки, заколдованные разными волшебными палочками Разоблачение
«Притянись»    
«Оттолкнись»    

У меня есть дрессированная собака. Возьмём лист бумаги, вырежем из него собаку, посадим её, как Золотого петушка, на спицу и поднесём к ней волшебную палочку: «Взять след!» (Собака носом, и хвостом, конечно, тоже, тянется к волшебной палочке. Можно повесить палочку горизонтально за середину и заставить крутиться.)

  • Задание четвёртое: сделать «вечный» двигатель.

Учитель. Заставьте двигаться стрелку электрометра и лепестки электроскопа. Подносим волшебную палочку к шарику электрометра – стрелка отклоняется, отодвигаем – она возвращается обратно. Прикасаться палочкой к шарику нельзя! (Затем опыт с электроскопом – лепестки расходятся.)

Учитель. Я Великая колдунья и могу заставить слушаться кого угодно. Берём штатив с Буратино. (Руки и ноги Буратино сделаны из папиросной бумаги и подвижно присоединены к электропроводящему стержню – телу.) Подними руки и ноги! (Прикасается волшебной палочкой – Буратино «слушается».)

Так же, как Зевс, могу я метать молнии (посылает разряд от электрофорной машины или прибора «Разряд» в модель дома и в молниеотвод).

Если что забудем, ты уж нам напомни,

А если не знаем, ты нам объясни.

Сделай всё, что сможешь, наш любимый Хогвардс,

А мы уж постараемся тебя не подвести.

Напишите для учителя физики отчёт длиной 1 м (или хотя бы 20 см) на тему «Что я думаю о колдовстве».

Домашнее задание: § 25, 26. Те, кто хочет стать настоящим волшебником, напишите сочинения длиной 1,5 м на тему «Северное сияние», «Молния» или «Огни святого Эльма».

Подведём итог сегодняшней работе: даже волшебники должны учить заклинания, много тренироваться, чтобы получить умения и навыки колдовства. Спасибо этой замечательной сказке. Мы все сможем стать настоящими волшебниками!

Сдайте работы. (Учитель оценивает их, исходя из точности выполнения указаний, соблюдения техники безопасности и поведения на уроке. Выводит средний балл по «факультету», объявляет и вручает дипломы об электрообразовании.)

Анализ урока

1. Знакомое литературное произведение раскрывается с новой точки зрения.

2. Цель урока: узнать, что такое электрические заряды и как они взаимодействуют, как они действуют на различные предметы.

3. Тип урока: фронтальная лабораторная работа с демонстрационными экспериментами. Исследовательская деятельность.

4. Интересное общение учителя с учеником, исследовательская театрализованная игровая деятельность, создающая доброжелательную атмосферу. В то же время при нарушении кем-либо дисциплины можно давать штрафные очки всему «факультету».

5. Содержание урока полностью соответствует программе.

Литература

Зинковский В.И. и др. Физика. Поурочное планирование с применением аудиовизуальных средств. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Открытая физика 2.5. Ч. 2. – Долгопрудный: ООО «Физикон», 2002.

Пёрышкин А.В. Физика-8: 5-е изд. – М.: Дрофа, 2003.

Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень.

Елена Викторовна Гуденко

Елена Викторовна Гуденко – выпускница МГПИ им. В.И.Ленина, учитель высшей квалификационной категории. С 1985 г. работает в школе № 814 г. Москвы. С мужем и двумя детьми любит путешествовать по миру, фотографировать и снимать кино. Со своими учениками читала всё про Гарри Поттера.

.  .