Учитель (профессор Мак-Гонагалл). Проверьте, какие ещё предметы начинают двигаться. Занесите результаты в таблицу. (Дети выполняют задание.) Я не могу, как профессор Флитвик, заставить летать жабу, но я могу заставить самый обычный шарик, надутый обычным воздухом, без клея держаться на стене или потолке: «Шарик, держись!» (Натирает шарик шерстью – и вот он уже держится на потолке, откуда его никто не может достать.)
Учитель (в том же костюме, с шариком из набора по электростатике, на котором нарисованы глаза, нос и рот). Разрешите представить – сэр Николас де Мимси-Дельфингтон, или просто Почти-Безголовый-Ник. Привидение, проживающее в башне Гриффиндора. Возьмём голову Почти-Безголового-Ника. (Наклеивает на шарик много тонких полосок папиросной бумаги – волос – и соединяет шарик с полюсом электрофорной машины или прибора «Разряд». Через некоторое время волосы поднимаются и даже кое-где встают дыбом.) Зарисуем всё, что увидели.
Учитель. А сейчас вам надо изготовить из тонкой бумаги две гильзочки, привязать их к шёлковым нитям и изучить их свойства, поднося к разным волшебным палочкам. Выполните такой же опыт с гильзочками из алюминиевой фольги. (Каждый ученик делает по две гильзочки из бумаги, подносит поочерёдно каждую к наэлектризованным стеклянной, эбонитовой и пластмассовой палочкам и наблюдает за их поведением. Затем проделывает эти опыты с двумя гильзочками из станиоли. В итоге каждый делает 6 опытов.)
У меня есть дрессированная собака. Возьмём лист бумаги, вырежем из него собаку, посадим её, как Золотого петушка, на спицу и поднесём к ней волшебную палочку: «Взять след!» (Собака носом, и хвостом, конечно, тоже, тянется к волшебной палочке. Можно повесить палочку горизонтально за середину и заставить крутиться.)
Учитель. Заставьте двигаться стрелку электрометра и лепестки электроскопа. Подносим волшебную палочку к шарику электрометра – стрелка отклоняется, отодвигаем – она возвращается обратно. Прикасаться палочкой к шарику нельзя! (Затем опыт с электроскопом – лепестки расходятся.) Учитель. Я Великая колдунья и могу заставить слушаться кого угодно. Берём штатив с Буратино. (Руки и ноги Буратино сделаны из папиросной бумаги и подвижно присоединены к электропроводящему стержню – телу.) Подними руки и ноги! (Прикасается волшебной палочкой – Буратино «слушается».) Так же, как Зевс, могу я метать молнии (посылает разряд от электрофорной машины или прибора «Разряд» в модель дома и в молниеотвод).
Напишите для учителя физики отчёт длиной 1 м (или хотя бы 20 см) на тему «Что я думаю о колдовстве». Домашнее задание: § 25, 26. Те, кто хочет стать настоящим волшебником, напишите сочинения длиной 1,5 м на тему «Северное сияние», «Молния» или «Огни святого Эльма». Подведём итог сегодняшней работе: даже волшебники должны учить заклинания, много тренироваться, чтобы получить умения и навыки колдовства. Спасибо этой замечательной сказке. Мы все сможем стать настоящими волшебниками! Сдайте работы. (Учитель оценивает их, исходя из точности выполнения указаний, соблюдения техники безопасности и поведения на уроке. Выводит средний балл по «факультету», объявляет и вручает дипломы об электрообразовании.) Анализ урока 1. Знакомое литературное произведение раскрывается с новой точки зрения. 2. Цель урока: узнать, что такое электрические заряды и как они взаимодействуют, как они действуют на различные предметы. 3. Тип урока: фронтальная лабораторная работа с демонстрационными экспериментами. Исследовательская деятельность. 4. Интересное общение учителя с учеником, исследовательская театрализованная игровая деятельность, создающая доброжелательную атмосферу. В то же время при нарушении кем-либо дисциплины можно давать штрафные очки всему «факультету». 5. Содержание урока полностью соответствует программе. Литература Зинковский В.И. и др. Физика. Поурочное планирование с применением аудиовизуальных средств. – М.: Школьная Пресса, 2001. Открытая физика 2.5. Ч. 2. – Долгопрудный: ООО «Физикон», 2002. Пёрышкин А.В. Физика-8: 5-е изд. – М.: Дрофа, 2003. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. Елена Викторовна Гуденко – выпускница МГПИ им. В.И.Ленина, учитель высшей квалификационной категории. С 1985 г. работает в школе № 814 г. Москвы. С мужем и двумя детьми любит путешествовать по миру, фотографировать и снимать кино. Со своими учениками читала всё про Гарри Поттера. |