М.Н.ПРОХОРЧИК,
школа № 1973 ЗАО, г. Москва

prohorchik@migmail/ru

Задания для усвоения знаний

Физико-математический профиль, 9–11-й классы

Основная цель деятельности учителя – «получить учащихся, усвоивших определённые научные знания». Согласно психологическим исследованиям, усвоение является результатом овладения различными видами деятельности, в которых научные знания используются как опорные. Для организации такой деятельности нужно разработать дидактический материал, с помощью которого необходимые знания могли бы многократно применяться учащимися. К такому материалу относятся прежде всего задачи-упражнения. Они состоят из двух частей: задания, в котором формулируется цель деятельности, и набора ситуаций, в которых деятельность должна осуществляться. При подборе ситуаций можно использовать компьютерные обучающие программы, например, мультимедийный курс «Открытая физика». Ситуаций должно быть 8–12, и они должны отражать деятельность, которую человеку когда-либо придётся осуществлять. Приводим примеры таких заданий.

  • 1. На рис. 1–9 даны два вектора: A и B.

Рис. 1–9

1. Постройте результирующий вектор, равный сумме векторов A и B.

2. Постройте результирующий вектор, равный разности векторов A и B.

3. Постройте проекцию вектора A на ось х.

4. Каково численное значение проекции Ах?

5. Постройте проекцию B на ось х.

6. Каково численное значение проекции Вх?

7. Постройте проекцию на ось х результирующего вектора, равного сумме векторов A и B.

8. Каково численное значение этой проекции?

9. Постройте проекцию на ось х результирующего вектора, равного разности векторов A и B.

10. Каково численное значение этой проекции?

  • 2. На графиках 10–21 даны зависимости проекции скорости тела на ось х от времени движения.

Рис. 10–21

1. Установите вид движения тела на каждом участке графика.

2. Найдите проекцию ax ускорения тела.

3. Запишите уравнение движения тела.

4. Постройте график зависимости проекции ax ускорения тела от времени движения.

5. Какова величина проекции перемещения за всё время движения тела?

6. Каков модуль перемещения за всё время движения тела?

7. Постройте график х = х(t).

8. Постройте график ах = ах(t).

  • 3. Среди графиков 22–29 выберите те, которые описывают: a) механические колебания; б) механические волны.

Рис. 22–29

  • 4. По графикам, описывающим механические волны, найдите: a) длину волны; б) амплитуду колебаний частиц среды.

Литература

Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Ч. 1. Разработка уроков. – М.: МПГУ, 2001.

Анофрикова С.В. Знания могут быть усвоены всеми учащимися. – Физика («ПС»), 2001, № 1.

Открытая физика. Версия 2,5: Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. В двух частях. Под ред. Козела С.М. – Долгопрудный: ООО «Физикон», 2002.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.

Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

Марина Николаевна ПрохорчикМарина Николаевна Прохорчик – выпускница физического факультета Московского государственного педагогического института 1988 г., педагогический стаж 17 лет, высшая квалификационная категория. Учитель физики и астрономии в московской общеобразовательной школе № 1973 с углублённым изучением отдельных предметов. В 2005 г. Марина Николаевна прошла курсы по переподготовке работников системы образования в Учебном центре психологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и защитила дипломную работу «Разработка обучающей программы по теме «Электрические колебания» в рамках технологии «Деятельностный подход». В свободное от работы время Марина Николаевна увлекается вместе со своими двумя дочерьми музыкой и художественной гимнастикой.

.  .