О.И.КОЗЛОВА,
МОУ СОШ № 30, г. Энгельс, Саратовская обл.
Формирование личности учащегося
в процессе групповой работы на уроке
Вопрос о качестве образования, его
фундаментальности и соответствии актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и
государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё
более важным становится всестороннее развитие
личности ученика, его умение адаптироваться в
окружающем мире, воспитание убеждённости в
необходимости сотрудничества при совместном
выполнении задач, уважительного отношения к
мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников
здоровыми, физически развитыми, умеющими
контролировать свою деятельность, адекватно
оценивать свои возможности, ставить цели и
добиваться результатов. Формированию такой
зрелой личности в полной мере способствует
групповая работа учащихся на уроках физики.
Представленные ниже три вида групповой работы
можно применять в старших классах на уроках
обобщения, систематизации и контроля знаний. У
учащихся седьмых и восьмых классов часть
предлагаемых разработок может вызвать
определённые затруднения в связи с
одновременным использованием на уроке всех трёх
ведущих каналов восприятия (визуального,
аудиального и кинестетического), необходимостью
достаточно развитого уровня мышления и
переработки информации и умением быстро
адаптироваться в новых условиях работы.
1. Обмен знаниями по определённому
разделу (теме) с обязательным активным участием
каждого ученика
Цели урока. Обобщение,
систематизация и контроль знаний по теме;
формирование умения плодотворно работать в
группе при заданных условиях, опираясь на
чувства справедливости и эмпатии; приобретение
умения предъявлять требования к членам своей
группы в соответствии с их способностями и
достигать поставленной цели через максимальные
возможности каждого; формирование адекватной
самооценки.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Учитель оценивает работу группы в целом
(количество и качество правильных ответов).
Учащиеся выделяют работы лучших одноклассников.
Подготовка и проведение занятия.
Учащиеся приходят на урок, подготовив по десять
вопросов по заданной теме как теоретического,
так и практического характера. Деление на две
(три) группы происходит под руководством учителя
уже на самом уроке, с учётом (по возможности)
желания учащихся.
Группам даётся время на обсуждение.
Затем они формулируют вопросы, которые
представитель группы предъявляет остальным
группам. Основное условие – каждый член
группы должен задать свой вопрос и хотя бы один
раз без помощи товарищей ответить на вопрос
другой группы. Выбор отвечающего в группе
происходит коллегиально, с согласия всех её
членов.
2. Обмен знаниями по данному
разделу (теме) с письменной аннотацией вопросов и
ответов других групп
Цели урока. Наработка учащимися
умений делать краткий письменный анализ ответов
одноклассников по ходу их выступлений,
ориентироваться и адаптироваться в новых
условиях работы в группе, брать ответственность
за результат её работы на себя; формирование
лидерских качеств.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Работа каждого ученика оценивается учителем
после урока на основе письменных аннотаций
вопросов и ответов, записанных учащимися во
время прослушивания диалогов между двумя
другими группами.
Подготовка и проведение занятия.
Вопросы практического и теоретического плана по
теме готовятся учащимися заранее. Деление класса
на три группы происходит на уроке, без
предварительного согласования с учащимися.
Каждая из этих групп последовательно проходит
через три различные категории: задающих вопросы,
письменно оценивающих ответы другой группы и
отвечающих. По мере пребывания группы в каждой из
указанных категорий каждый ученик должен
задать хотя бы один вопрос, составить аннотацию
услышанного, а также самому дать как можно больше
правильных ответов на вопросы, предложенные его
группе. Учитывая психологические сложности,
возникающие у учащихся при переходе в различные
категории и смене ведущего вида деятельности в
ней, а также необходимость использования при
этом всех каналов приёма информации
(визуального, аудиального, кинестетического) и
высоко развитых мыслительных процессов,
конечный результат в данном виде работы может
адекватно показать знания, умения и навыки,
которыми владеют прежде всего учащиеся старших
классов. Для письменного анализа можно
предложить следующую таблицу:
Фамилия, имя задающего вопрос и
отвечающего |
Сложность вопроса, полнота
ответа |
Правильность ответа |
Что неверно? Замечания, дополнения |
|
|
|
|
Основное условие работы групп.
Обсуждение внутри группы запрещается. Группы
начинают работать сразу после разделения класса.
Поведение каждого члена группы диктуется его
видением происходящей ситуации в данный момент и
зависит от его личностных ценностей и позиций.
3. Противостояние. Защита своей
теории
Цели урока. Формирование
ораторских умений: отстаивать свою точку зрения,
убеждать в своей правоте, полемизировать,
доказывать в корректной форме несостоятельность
мнения оппонента; а также воспитание
убеждённости в необходимости сотрудничества в
процессе совместного выполнения задач.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Работу групп оценивает либо учитель,
ориентируясь равно как на убедительность,
научность и доказательность высказываний, так и
на линию поведения, выбранную представителями
групп, либо выделенная из класса группа
рецензентов (тогда учитель оценивает
представленный ею анализ – точность,
правильность и аргументированность).
Подготовка и проведение занятия.
Учащиеся по желанию заранее делятся на две
группы, одна из которых должна быть защитником
определённой теории, а другая – её противником.
Дома первая группа готовит презентацию теории,
опираясь и на теоретический, и на математический,
и на практический материал. Вторая группа
готовит вопросы пяти типов, направленные на то,
чтобы оппоненты:
– склонились к мнению, что
изучаемые по теме явления могут быть объяснены с
помощью другой теории;
– убедились, что формулировки законов
и определений составлены некорректно, что
некоторые слова в них можно заменить другими или
поменять местами, следовательно, теория не имеет
права на существование;
– доказывали справедливость теории
примерами или фактами (что? кто? где? когда? как?
зачем?), графиками, расчётами, выводами формул;
– провели анализ формул, показали их
физический смысл, рассмотрели частные случаи,
интерпретировали наличие отрицательных знаков;
– показали, что знания этой теории
обязательно пригодятся в жизни.
При проведении этого вида групповой
работы учителю необходимо заранее определить
время каждого этапа урока.