УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

М.В.ЧЕРНЫШЁВА,
ЦО №1943 СЗАО, г. Москва

«Следствие ведут семиклассники»

Урок-дидактическая игра. 7-й класс

Цель игры: повторить в увлекательной форме тему «Механическое движение. Плотность вещества».

Игра представляет собой «ходилку» с фишками, знакомую каждому с детства. Размер – два больших (А1) листа ватмана, закреплённых на доске магнитами. Сюжет – поиск вместе со знаменитыми кино- и телесыщиками таинственного конверта с посланием семиклассникам, украденного Фантомасом. Фотографии знаменитостей в изобилии можно отыскать в журналах («Сериал», «ТV-7» и т.д.) или в интернете. Мы ищем конверт, разбившись на четыре команды (оптимальное число, позволяющее довольно точно уложиться в урок) и помогая сыщикам решить задачи, которые ставит перед ними «жизнь» (реплики героев около кружочков), а Фантомас, как водится, мешает, опять же подсовывая каверзные вопросы.

В середине игрового поля (на месте вопросительного знака) прикреплён тот самый конверт. Послание (его содержание представлено в рамочке) торжественно прочтёт представитель команды-победительницы – это высказывания великих людей на известную тему «Знание – сила».

КОНВЕРТ

Верь в себя, и другие в тебя поверят.

Оскар Уайльд

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

Адам Мицкевич

И хотя правда, что новых полезных дел начинателям не всегда вдруг делается удача, однако таковых умной свет почитает не предерзкими, но мужественными и великодушными.

Иван Ползунов

Способности, как и мускулы, растут при тренировке.

Владимир Обручев

Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы.

Луи Пастер

Кубик большого размера (из детского набора кубиков) бросает ваш помощник (может быть ещё помощник для передвижения фишек). Когда команде выпадает заштрихованный кружок, учитель зачитывает задачу. Если команда решает задачу, то получает право идти по указанному короткому пути. Если не решает, то либо пропускает следующий ход, а на данном этапе её заменяет другая команда (она же делает ход, вырываясь вперёд), либо идёт по длинному пути. Желательно процесс контролировать, чтобы незадолго до конца игры не было явных лидеров и аутсайдеров, – так интереснее. Действие можно украсить негромкой музыкой из известных детективов. Дети от игры в восторге, впечатлений хватает надолго.

    Игра

Привожу список задач и вопросов, но лучше заготовить два-три варианта каждого вопроса разного уровня трудности и зачитывать детям тот, который доступен отвечающей на вопрос команде.

Задачи

3. Сравните скорости: средняя скорость парусника 27 км/ч, скорость парохода 8 м/с. На чём сыщики доберутся быстрее?

5. Турецкий вспоминает, сколько в 1 м3 литров и сколько в 1 л кубических сантиметров. А какую часть 1 л составляет от 1 м3? Помогите ему, это вам пригодится.

6. Задача Фантомаса: как-то я продавал слиток золота. Его объём был 65 см3, но был он такой сложной формы, что определить объём было, по-моему, невозможно. Ювелир-покупатель взвесил золото на весах, получилось 552,5 г. Затем вышел в другую комнату и... позвонил в полицию. Как он понял, что это не золото? Я вам не скажу, что там было, сами сообразите.

10. Выберите подходящую канистру для бензина и переезжайте на № 13! Бензина вам понадобится 710 г. Какая канистра вам подойдёт: а) 1 л; б) 5,041 л; в) 1000 л; г) 0,001 л?

14. Ура! У Фантомаса в гараже мы нашли старый вертолёт. Надо только правильно определить, сколько времени он потратит на дорогу, и мы попадём на № 28. Средняя скорость вертолёта 216 км/ч, расстояние 12 км.

20. Если 20 км мы проплывём на лодке за 4 ч, а затем 60 км преодолеем за 1 ч на быстроходном катере, то какова будет наша средняя скорость?

23. У нас на корабле имеются две бухты провода – медного и алюминиевого. Они изолированы и выглядят совершенно одинаково. У них одинаковая толщина и одинаковая масса. Разная только длина. Так какой провод имеет большую длину при одинаковой массе – медный или алюминиевый?

25. Чтобы спасти Лёху, вам придется перепрыгнуть со своего корабля на корабль Фантомаса. Это довольно большое расстояние. Наверное, придётся разбежаться! Почему разбег поможет?

31. Скорость машины комиссара 180 км/ч! А бабульки измеряют скорость по-другому, их машина проезжает 52 м за каждую секунду! Кто едет быстрее?

32. Как будет двигаться тело, если на него не действуют никакие другие тела?

34. Задачка Фантомаса. У моего вертолёта на конце винта установлено секретное стреляющее устройство. Как выглядит траектория этой штуки, когда вертолёт поднимается вертикально вверх?

36. Фантомас хотел тайно провезти через границу золото. Он расплавил золото и залил в специальный бидон объёмом 3 л. Когда золото застыло, сверху налили немного молока для маскировки. Но когда таможенник взял в руки бидон, он сразу понял, что там не молоко. Почему? Найдите массу золота в бидоне. ( = 19,3 г/см3.)

40. Задача для Коломбо. Когда мы обнаружим тайник Фантомаса, на него надо будет сбросить дымовую шашку, чтобы подкрасться незаметно. Бросать будем с дельтаплана. Только знакомые лётчики говорили, что сбрасывать прямо над целью ничего нельзя. А где надо и почему?

43. Пуля из автомата Никиты летит со скоростью 900 м/с. Предельная дальность 1600 м. Сколько времени летит пуля до мишени, расположенной на этом расстоянии? Как выглядит, по-вашему, её траектория?

46. Кто бежит быстрее: лошадь со скоростью 14,4 км/ч или собака со скоростью 3,8 м/с?

49. На столе в вагоне лежит книга. Вдруг она упала вперёд по ходу поезда. Как изменилась скорость поезда?

50. Человек на эскалаторе метро едет вверх. Что он должен сделать, чтобы оставаться в покое относительно Земли?

51. Представьте себе траектории конца минутной стрелки и конца часовой стрелки. В чём их сходство и в чём различие?

52. Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями 40 км/ч и 60 км/ч. С какой скоростью пассажир первого поезда, стоящий у окна, движется относительно стоящего пассажира второго поезда?

53. Как называется движение, при котором за любые равные промежутки времени тело проходит одинаковые пути?

54. Обнаружены данные: до тайника надо проехать на юг 2 км и пройти 1 км на восток. Каким окажется путь?

Реплики

1. – Документы необходимо вернуть! Но как? Нам помогут сами семиклассники! Ведь это они – учёные, инженеры, политики XXI века!

– Ужас! В Нобелевском комитете пропали важные документы. Их украл Фантомас! А они должны были попасть к семиклассникам!

– Что же делать? Теперь развитие науки и техники затормозится, человечество вернётся в каменный век!

3. – Фантомас давно за океаном! На машине туда не доехать!

4. – Хорошо на корабле! Можно спокойно подумать!

6. – Они догадались, что я хотел сбить самолёт! Но я их задержу, если только они не попадут на
№ 6 и не решат там задачу. Ха-ха-ха!

10. – Ну нет, Фантомас! На № 10 Пуаро поможет коллегам!

14. – Турецкий! Мы должны выбраться из ловушки. Такая возможность есть на № 14. Необходим мозговой штурм.

– Томин! Берегите силы, они вам понадобятся. Мозговым штурмом займутся наши друзья-семиклассники.

20. – Надо торопиться! Фантомас не дремлет! Если хорошо подумать, можно уйти вперёд с № 20.

23. – Лёха! Я раскрыл несколько преступлений с помощью знания физики, но проблема на № 23 сложновата! Придётся пропускать ход.

– Да решат они вашу проблему, не берите в голову.

25. – Только бы ребятам выпал № 25! Тогда Фантомас их не задержит, и они нас спасут!

– В крайнем случае они пойдут в обход. Ему не задержать надолго таких смелых и умных семиклассников!

26. – Так... Засада удалась, Лёху из строя вывел. Где там эти семиклассники? Ха-ха-ха!

31. – Ну вот, приплыли. Опять выбирать транспорт. Какая машина быстрее – комиссара Катаньи или этих лихих бабулек? И курвиметра, как назло, не взял.

32. – Задачу решили неверно. Идём на консультацию к Коломбо. Пропуск хода.

33. – Всё равно решать придётся. В крайнем случае с Коломбо проконсультируются и сразу решат. Да нет, сами решат. Они умные, все говорят.

34. – Ни за что не решат! Все дети глупые и ленивые! Терпеть их не могу! Пусть кругами ходят! Ха-ха-ха!

35. – Молодцы! Хорошо выбрали! Фантомасу не уйти!

36. – А может, всё-таки пару приёмчиков? Каратэ? У-шу? Конг-фу? Конг-фи? Самбо? ОБЖ? А то пока на № 36 всё обдумают, ход пропустят? Говорите, быстро думаете? Ну-ну...

40. – Не торопись, Никита. Вот если на № 40 попадут да не сообразят, в чём дело, – будешь выручать. Да Фантомас уже не так силён, надолго не задержит.

41. – Ха-ха-ха!..

43. – А на № 43 вон как сложно! Неужели ход пропускать? Зря я, что ли, автомат чистила?

44. – Да как же столько всего решить-то?

45. – Ну разве это задачи! И ответить надо только на один вопрос из круга!

46. – Рекса по следу пустить или на коне в погоню? Как быстрее? № 46, посоветуете?

– Что-то, тёзка, ничего в голову не приходит. Ребят спросим.

49, 50, 51, 52, 53. – Да, здесь придётся поразмыслить!

54. – Теперь дорога открыта, место, где спрятаны документы, найдётся легко.

55. – У нас есть оптика посильнее? Отсюда можно увидеть тайник Фантомаса!

56. – Молодцы, ребята! Ведь всё это было далеко не элементарно!

58. – Ну вы, Холмс, и скажете! Физика – это вам не фунт изюму, а наука. О наиболее общих законах движения материи. И, заметьте, эти законы охранять не надо – они всегда и всеми выполняются. Даже Фантомасом!

60. – Задание выполнено! Да-да, всё они, семиклассники!

– Вот это да! Что там, внутри?

– Ну молодцы! Честно говоря, не очень верилось! Теперь вижу – молодцы!

– И что же там такое важное?

Майя Вильямовна ЧернышёваМайя Вильямовна Чернышёва окончила МИСИ, 12 лет занималась расчётом и конструированием мостов и эстакад. Сейчас уже 10 лет преподаёт физику в школе, учитель первой квалификационной категории. Её выпускники успешно поступают в технические вузы. Стремится постоянно повышать свой профессиональный уровень, занимается самообразованием, старается использовать свои знания инженера-практика. Педагогическое кредо: человеческие качества ученика не исчерпываются уровнем знания физики.

.  .