ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Н.В.ГОРОВАЯ,
ГОУ гимназия № 1519 СЗАО, г. Москва

Механическая работа

Модульная программа. 9-й класс

ЧТО ТАКОЕ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно интегрирует в себе всё прогрессивное в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая её суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности – всё это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, методах и формах осуществления процесса
обучения.

Значение модульного обучения сами учащиеся формулируют так: главное – каждый может работать самостоятельно, получать консультацию учителя, обращаться за помощью к товарищу (всё время себя контролировать). При этом значительно глубже осознаётся учебное содержание.

Но, прежде чем приступить к данной технологии обучения, необходимо быть абсолютно уверенным в том, что данная технология поможет вам в работе, что учащиеся готовы к выполнению САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ учебно-познавательной деятельности (т.е. у них сформирован минимум знаний и общеучебных умений) и что школа (или лично преподаватель) имеет достаточно материальных возможностей для размножения модулей, ибо КАЖДЫЙ ученик должен быть обеспечен программой действий (у нас на начальной стадии работы модули писались от руки и копировались, затем появилась возможность печатать их с компьютера). Не следует сразу выходить с модулями на весь класс, сначала нужно попробовать на малой группе, – это позволит оценить объём, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Только на этой основе можно будет внести коррективы (рекомендуем воспользоваться примерными модулями, содержащимися в методической литературе). Не нужно включать в модуль очень большой объём содержательной деятельности. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, потому что у них ещё не сформировано чувство времени, а учитель уже не задаёт темп работы.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Каким должно быть обучение

Основная цель современной школы состоит в создании такой системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить отношения ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешимые противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальной формой усвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения, которое необходимо для развития способностей и интересов ученика.

Любое обучение должно развивать склонности и познавательные интересы ученика; формировать навыки и умения в процессе обучения; быть мотивированным, дифференцированным (индивидуализация внутри класса), практико-ориентированным, оптимальным; готовить к непрерывному образованию. Ученики должны учиться сами! Технология, которая всё это интегрирует, – МОДУЛЬ.

Основная цель модульного обучения: снять основные противоречия, существующие в современном учебном процессе; обеспечить возможности для развития личности ученика, его эффективного учения.

Для учащихся модульное обучение означает возможность учиться самому (эффективное усвоение знаний); учиться индивидуально, через дифференциацию содержания по уровню, темпу обучения, дозированию помощи, выбору технологии обучения, контролю и самоконтролю.

  • Теоретические основы модульного обучения

Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуализированной программе.

1. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к образованию (только то содержание усваиваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика).

2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения (определение зон развития ученика по Выготскому: зона оптимального развития, или ближайшая, – то, что для ученика ново, существуют трудности, сложности; зона актуального развития – та, где нет затруднений в выполнении заданий). Знание зоны актуального развития ученика даёт возможность повышать сложность заданий. Давая ученику 4 задания различного уровня сложности, учитель в состоянии оценить зону его развития:

– зона актуального развития: ученик выполнил 4 задания самостоятельно;

– зона ближайшего развития: ученик выполнил 4-е задание с помощью;

– хороший уровень обучаемости: ученик выполнил 3 задания самостоятельно;

– низкая зона обучаемости: ученик сделал самостоятельно 2 задания.

Всех учащихся необходимо разделить на группы, соответствующие зоне их ближайшего развития (3–4 группы в классе).

3. Модульное обучение – это программированное обучение: чётко программируется ход деятельности ученика, плюс самоконтроль, плюс деление учебного материала на мелкие части.

4. Модульное обучение – это поэтапное формирование умственной деятельности. Различают четыре этапа: предъявление ученику материала объектов или материала форм; проговаривание в громкой речи; проговаривание про себя; проговаривание во внутренней речи.

5. Модульное обучение – это чёткое управление, переходящее в самоуправление (из кибернетики).

6. Модульное обучение – это проблемный подход, при котором идёт процесс развития. Это интенсивное обучение, поэтому необходимо продумывать нагрузку и разрядку, чтобы не было перегрузки.

7. Модульное обучение – это умение рефлексировать на себя (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу,– я?), это взято из психологии. С модульного урока ученик уходит, зная, на каком уровне он усвоил материал и зафиксировав это в тетрадь в конце урока:

Компоненты учебного модуля:

– завершённый информационный блок;

– целевая программа действий ученика;

– руководство деятельностью учащегося.

Роль учителя – управление мотивацией учения.

  • Последовательность действий учителя при подготовке к модульному обучению

1. Выделение в предмете стержневых линий курса (научные идеи курса).

2. Составление технологической карты по каждому классу (см. внизу страницы).

3. Разработка модульной программы (название – по теме образовательной программы) с комплексной дидактической целью (КДЦ). КДЦ имеет два уровня: 1-й уровень направлен на усвоение учебного содержания учеником (что знать, что уметь, чему научиться), 2-й уровень направлен на использование учебного материала в практике, а также на изучение учебного содержания в будущем.

4. Выделение из КДЦ интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование модулей. (Не проще ли название дидактическая цель модуля? – Ред.) Каждый модуль (как правило, тема урока) имеет свою ИДЦ. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

5. Так как в модули входят крупные блоки учебного содержания, то каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Каждой ЧДЦ соответствует один УЭ.

В результате создаётся дерево целей, в соответствии с которым конструируется учебное содержание.

Технологическая карта

Технологическая карта

  • Общие правила для использования модульного обучения

1. Обязателен входной контроль: на доске или на отдельных листах указываются правильные ответы (проверка знаний, взаимопроверка, тестирование), – с последующим разбором ошибок.

2. Обязательны промежуточный контроль и текущий контроль в конце каждого учебного элемента (т.е. каждый УЭ заканчивается контролем), цель которого – выявить затруднения, испытываемые учеником. Затруднения преодолеваются с помощью учителя или консультанта группы.

3. Обязателен выходной контроль (в конце модуля), цель которого – выявить уровень усвоения содержания модуля. Впоследствии он обязательно дорабатывается. За базовый уровень берётся зачёт.

4. Содержание должно излагаться доступно, методические указания (руководство по усвоению учебного материала) обязательны.

5. В структуру модуля входят его содержательные учебные элементы плюс четыре стандартных: УЭ0 – входной контроль; УЭ1 – интегрирующая цель модуля (ИДЦ); УЭ(n–1), предпоследний, – резюме (обобщение, вывод); УЭn, последний, – выходной контроль.

  • Форма представления модуля

М УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
       
  • Требования к учебным заданиям

– Задания составлять минимально – на два уровня сложности, максимально – на три;

– в заданиях стремиться осуществить проблемное обучение;

– модуль строить от восприятия до обобщения;

– в материал включать повторение изученного.

  • Требования к деятельности ученика

– Ученик учится сам в зоне своего ближайшего развития;

– ученик осуществляет самоуправление и взаимоуправление в ходе деятельности;

– ученик учится обращаться к товарищам и к учителю;

– ученик учится распределять время;

– ученик осуществляет рефлексию по ходу обуучения и в комплексе каждого учебного занятия.

2. МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА»

Тематический блок «Механическая работа»

КДЦ: закрепление полученных ранее знаний о механической работе, о потенциальной и кинетической энергии (из курса физики для 7-го класса); знакомство учащихся с механической работой потенциальных сил и связи механической работы с изменением кинетической энергии тела; формирование понятий о замкнутой системе и о полной механической энергии; воспитание ответственности за результат своего труда – своего и товарища.


Литература

Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы: Под ред. Шамовой Т.И. – М.: МПГУ, 1994.

Модульный внутришкольный контроль на рефлексивной основе: Физика. – М.: Центр инновационной педагогики, 1998.

Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. Под ред. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. – Москва-Тюмень: Изд. Тюменского Госуниверситета, 1994.

Система промежуточной аттестации школьников: Из опыта работы гуманитарной гимназии-лаборатории № 1504: Под ред. Шамовой Т.И. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

Школа-лаборатория № 137 МКО (из опыта работы): Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.

 

Надежда Васильевна ГороваяНадежда Васильевна Горовая окончила МГПИ им. В.И.Ленина в 1977 г., учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 28 лет. Награждена почётной грамотой Министерства образования РСФСР и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, медалью «В память 850-летия Москвы», дипломом лауреата всероссийского конкурса «Трудовая слава России», грамотой МИОО «За вклад в развитие методики преподавания физики». Имеет звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», ветеран труда. Девиз жизни: «Быть полезной людям». Любит вязать и шить, читать и смотреть детективные сериалы. Не может стоять на месте, поэтому всегда в поиске.

.  .