С.Р.РУСИНА,
г. Кедровый, Томская обл.
Находки учеников
«Одна из главных задач учителя –
научить своего ученика думать». Я согласна с этим
и всегда радуюсь пусть и маленьким, но всё же
открытиям своих воспитанников.
а) если движение равномерное,
то ускорение равно нулю – закрываем ладонью
второе слагаемое и получаем: s = t;
б) если движение
равноускоренное, то применяем полную формулу,
учитывая знаки проекций начальной скорости и
ускорения – и ребята перестали путать формулы.
Дано:
0 =
0,
g = 9,8 м/с2,
t = 3 с,
3 =
= 1 с.
______________
s (3) – ?
Решение
Первый способ. В конце 2-й секунды капля
имеет скорость 2 = gt
= 2g (т.к. 0 = 0),
2 = <...> = 19,6 м/с.
Эта скорость является начальной при движении
капли в течение 3-й секунды. Значит, за 3-ю секунду
капля пройдёт путь s (3) =
Второй способ. При прямолинейном
равноускоренном движении без начальной скорости
модули векторов перемещений, совершаемых телом
за последовательные равные промежутки времени ( = 1 c),
относятся как ряд последовательных нечётных
чисел: s(1) : s(2) : s(3) = 1 : 3 : 5.
Тогда s(3) = 5s(1).
s1 = s(1) = s1 = ... = 4,9 м,
s(3) = ... = 24,5 м.
Кристина Садовская предложила третий
способ.
s3 – s2 = s(3).
s3 = g2 = <...> = 44,1 м, s2 = <...> = 19,6 м.
s(3) = 44,1 м – 19,6 м = 24,5 м.
Разные способы решения вызвали живое
обсуждение, а самым простым был признан третий.
При решении задач на вычисление
средней скорости движения Серёжа Лушников
поделился найденной интересной закономерностью.
И теперь, если такие задачи встречаются, ребята
уточняют: «Решать в общем виде или можно
воспользоваться закономерностью Лушникова?»
Автомобиль проехал первую половину
пути со скоростью 1,
а оставшуюся часть пути со скоростью 2. Найдите среднюю
скорость автомобиля на всём пути.
Дано:
1,
2,
l = l1
= l1 = l2.
______________
ср
– ?
Решение
Решаем такую же задачу, но в ней первая
часть пути составляет треть всего пути. Получаем:
Далее находим
выражение для ср,
когда заданы скорости для первой четверти пути , первой пятой
части и т.д.,
сравниваем их и находим общее выражение:
если
первую n-ю часть пути поезд (автомобиль,
самолёт и т.п.) преодолел со скоростью 1, а оставшуюся – со
скоростью 2. |
При изучении молекулярной физики Пармон
Денис и Карась Александр предложили
рассчитать не только число молекул, содержащихся
в 1 г воды, но и число атомов водорода. Рассуждали
так: в каждом моле воды содержится NА
молекул воды или 2NА атомов водорода и NА
атомов кислорода.
Сейчас эти дети учатся в Томском
политехническом университете.