Т.П.ЮРКЕВИЧ,
с. Лебедево, Новосибирская обл.

Организация деятельности учащихся

Тема «Законы постоянного тока». 10-й класс

Описанный ниже приём – «кольцовка уроков» – результат недостатка измерительных приборов для фронтальных лабораторных работ. Пришла я к нему не сразу, а методом проб и ошибок. На изучение темы запланировано 10 ч. На первом уроке повторяем то, что известно из 8-го класса: понятие «электрический ток», описывающие это явление величины, виды соединения проводников и их особенности, основные закономерности и их математическое и графическое выражения. На втором уроке –лекции – даю новый материал: электронную теорию проводимости металлов, понятие электродвижущей силы, закон Ома для полной цепи. На дом задаю проработать эти вопросы по учебнику. Таким образом я готовлю платформу для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.

На следующем уроке класс разбиваю на пять групп, которые работают в постоянном составе пять уроков (этапов). Так как классы небольшие, то в группе не более четырёх человек. На каждом последующем уроке название группы, а следовательно, и характер заданий, меняется, так что в результате каждая группа проходит через все этапы. Рассмотрим структуру и задачи групп на первом этапе.

  • 1-я группа (Т – теоретики) выполняет тренировочные тесты. Задания должны быть похожи, но в четырёх вариантах, что позволяет группе проработать несколько аспектов одного элемента знания (оптимально 5–7 вопросов в варианте).

  • 2-я группа (Э1 – экспериментаторы) выполняет лабораторную работу «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». За один урок две пары выполняют, меняясь, разделённую на две части работу.

  • 3-я группа (Э2 – экспериментаторы) выполняет в том же режиме лабораторную работу «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

  • 4-я группа (К – конструкторы) выполняет варианты задания по карточкам (типа показанной).

  • 5-я группа (Р – расчётчики) выполняет расчётные задачи по теме, выбирая из предложенных карточек трёх уровней сложности задание «своего» уровня (см. пример).

Такая форма организации позволяет включить всех учащихся в активную работу и сформировать у них умение самостоятельно организовать познавательную деятельность. У детей развиваются навыки информационно-коммуникативной деятельности: им приходится пользоваться учебником, тетрадью, справочником для поиска решений задач. Работа в группе позволяет тренироваться в проговаривании формулировок, элементов алгоритмов, в использовании научной терминологии.

В состав группы входят учащиеся с различным уровнем обученности, что позволяет развивать и «сильного», и «слабого» ученика: «слабый» учится новому, «сильный», объясняя, усваивает лучше. Учитель выступает в роли консультанта и координатора. При выполнении задания в группе Т отрабатываются основные элементы знания по теме. Для выполнения лабораторных работ (группы Э1, Э2) необходимо продемонстрировать практические навыки по сборке электрической цепи, определению показаний приборов, а также умение оценить результаты эксперимента. В группе К учащиеся вспоминают в ходе работы правила изображения электрических схем, обозначения входящих элементов, определения показаний приборов. Дети должны самостоятельно выбрать необходимые данные, сформулировать задачу, затем решить её. Задания 5 и 6 – повышенного уровня, они позволяют определить уровень понимания учеником процессов, происходящих в электрической цепи. В группе Р ученик сам должен оценить свой уровень и соответственно выбрать задачи. Результат выполнения или невыполнения выбранных задач даёт повод ребёнку подумать над правильностью самооценки.

После «кольцовки» обобщаем тему, проводим контрольную работу.

Хочу отметить: несмотря на то, что я пришла к такой форме изучения темы вынужденно, сейчас реально вижу её преимущества по сравнению с традиционной формой работы.

ОБ АВТОРЕ. Татьяна Петровна Юркевич закончила в 1980 г. Новосибирский ГПИ по специальности «Учитель физики и информатики». Педагогический стаж 26 лет.

.  .