ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Т.Д.КУЗЬМИНА, Л.Л.КОСТИКОВА,
МОУ СОШ № 51, г. Прокопьевск
Развитие креативных возможностей
учащихся
Технология результативного
обучения В.М.Монахова. 9-й класс
По мнению В.М.Монахова, «методика – это
совокупность рекомендаций учителю по проведению
учебного процесса, любая технология – это
гарантированность конечного результата (в
частности, гарантированность достижения
стандарта)». На наш взгляд, процесс обучения –
двусторонний: его результат зависит, с одной
стороны, от компетентности и мастерства
педагога, от его личностных качеств, а с другой –
от желаний и возможностей каждого ученика. если
учащийся не проникнется стремлением к
достижению определённых результатов, ни одна,
даже самая совершенная технология, не сможет
ничего гарантировать. Тем не менее любой учитель
стремится к тому, чтобы научить каждого ребёнка,
и использует любые возможности. В технологии
Монахова нас прежде всего привлекает
разноуровневое обучение: диагностика, дозировка
домашнего задания, возможность выбора каждым
школьником того или иного уровня сложности, а
значит, той или иной оценки. К тому же у многих
ребят появляется стремление достичь более
высокого уровня знаний, т.к. в диагностике чётко
прописано, какими знаниями и умениями для этого
надо овладеть.
По Монахову, «в технологии
деятельность учителя разделяется на два
основных этапа: этап проектирования и этап
реализации проекта». Первый этап полностью
зависит от мастерства учителя, а вот на этапе
реализации возникает много преград. Во-первых,
разработанные технологические карты нужно
размножить, чтобы они были у каждого ученика
(отсюда проблема – наличие множительной техники,
материальные затраты), во-вторых, каждый учащийся
должен понимать целесообразность и полезность
данной технологии, в-третьих, родители
обучающихся должны быть заинтересованы в
повышении качества знаний своих детей. Мы
считаем, что данную технологию нельзя применять
во всех классах абсолютно, т.к. кое-где результат
окажется нулевым. Попробуем объяснить.
В наши дни, когда в обществе происходит
расслоение, просматривается следующая картина. В
некоторых классах оказываются в большинстве
дети из благополучных семей, у которых родители
имеют одно, а то и два высших образования,
хорошую, высоко оплачиваемую работу, занимаются
воспитанием своих детей (в такой семье, как
правило, один-два ребёнка), уделяют им много
внимания. В других же классах все дети – из
неблагополучных семей: либо ребёнка воспитывает
одна мать, которая пытается как-то заработать
деньги на жизнь, либо родители пьют, а дети
предоставлены сами себе, в общем, ситуации могут
быть самые разнообразные. Какой технологией
можно заинтересовать таких детей, если на урок
они приходят даже без тетрадей и ручек, не говоря
уже об учебниках? Здесь учитель должен найти
конкретный выход из сложившейся ситуации и
создать всё же условия для обучения.
Мы использовали не всю технологию в
целом, а лишь основной её элемент –
технологические карты, которые позволяют
целостно представить главные черты учебного
процесса: целеполагание, диагностику, логическую
структуру, коррекцию. Технологическая карта
хороша тем, что она охватывает всю учебную тему в
целом, учащиеся заранее знают, когда будет
изучение нового материала, а когда коррекция и
проверка знаний, на каком уроке ожидать
лабораторную или контрольную работу. Самой
главной частью технологической карты я считаю
диагностику, ведь именно она устанавливает факт
достижения или недостижения микроцели. Работая с
картой, учащиеся сами могут предвидеть, какую
оценку они получат при диагностике (задания
дифференцированы по трём уровням сложности): за
первые два задания – «3» (уровень стандарта), за
три задания – «4», за четыре задания – «5».
Мы также несколько изменили критерии
оценивания. Монахов предлагал ставить оценку «4»
только за третье задание, а оценку «5» – только за
четвёртое. Если применять данную градацию, то мы
изначально ставим ребят перед выбором: что я хочу
получить? А если у ребёнка завышена (или занижена)
самооценка? Ученик с завышенной самооценкой
сразу начнёт решать четвёртую или пятую задачу,
не справится и в результате получит «2», а ученик
с заниженной самооценкой ограничится первыми
двумя заданиями, не раскроет своих возможностей.
Если же все учащиеся начнут решать задачи по
порядку, начиная с первой, то оценка «3» им будет
гарантирована в любом случае. Ученик с хорошими
знаниями очень быстро сделает первые два задания
и приступит к выполнению наиболее сложных задач.
Изменив систему оценок, мы изменили и время
работы, увеличив его с 10 до 15 мин, чтобы знающий
ученик успел решить все четыре задачи.
Большой плюс технологии в том, что она
позволяет разбить уроки на группы по числу
микроцелей, которое совпадает с числом
диагностик. Микроцелей может быть поставлено от 3
до 5 в зависимости от числа уроков, отведённых
программой на данную тему. Например, если по
программе на изучение темы «Электрические
явления» в 9-м классе отводится 24 ч, и из них всего
две контрольные работы (при 2 ч/нед.), временной
промежуток составляет 3 месяца (причём тема
разрывается осенними каникулами), то нет
гарантии, что все учащиеся будут на 24-м уроке
помнить то, что изучали на 10-м или 12-м. В этом
смысле мы бы назвали технологию Монахова
«методом быстрого реагирования», т.к. она
позволяет проверить, насколько глубоко усвоен
материал, изученный в течение 2–3 уроков, и сразу
корректировать ЗУНы учащихся. Иначе говоря,
диагностика позволяет учителю сразу увидеть,
удалось ли ему осуществить на данном этапе
«целую систему программ развития речи, памяти,
внимания, интереса, восприятия и т.д.» или не
удалось. С учащимися, не прошедшими диагностику,
учитель работает по коррекции. Для этого в
технологических картах указываются возможные
трудности при достижении той или иной микроцели,
наиболее частые возможные ошибки.
Свои технологические карты мы
апробировали в 2002/03 и 2003/04 уч.гг. в одном классе из
параллели. Результатами, в общем, остались
довольны. Учащиеся этого класса получали на
контрольных более высокие оценки, чем другие,
повысился интерес к изучению физики, ребята
стали более собранными, более внимательными,
повысилась общая работоспособность. Однако, как
и следовало ожидать, 100%-го результата мы не
получили. Два ученика никак не отреагировали на
эксперимент, видимо, не поняли или не захотели
понять сути технологии. Они заранее не
готовились к диагностике, скорее всего даже не
заглядывали в технологические карты, в
результате получали «2». Но в целом, мы считаем,
что применение технологии результативного
обучения В.М.Монахова принесло свои плоды.
Большинство учащихся этого класса пришли
учиться в 10-й класс, где продолжили обучение
физике по учебнику В.А.Касьянова, который
простым никак нельзя назвать, и эти ребята
оказались более подготовленными, чем остальные.
Приводим технологические карты по курсу физики
для 9-го класса С.В.Громова, Н.А.Родиной.
Аналогичные карты составлены для курса 8-го
класса в соавторстве с Е.Л.Баранчук и Н.Н.Симахиной
(школа № 69).
Технологическая карта № 1. ДМ-1
Тема: «Электрические явления» (26 ч). 9-й
класс
Технологическая карта № 2. ДМ-2.
Тема: «Электромагнитные явления» (11 ч). 9-й
класс
Технологическая карта № 3. ДМ-3.
Тема: «Оптические явления» (13 ч). 9-й
класс
Лидия Людвиговна Костикова окончила
Кемеровский ГПИ в 1958 г., педагогический стаж 53
года. Детство прошло в алтайской деревне, на всю
жизнь осталась любовь к природе. Отдыхает душой,
работая в своём саду и огороде. Любит собирать
грибы, посидеть с удочкой на берегу тихой речки,
но больше всего любит читать и слушать музыку
(старинные русские романсы и песни бардов –
А.Вертинского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и др.).
Технологическая карта № 4. ДМ-3.
Тема: «Гравитационные явления» (13 ч). 9-й
класс
Татьяна Дмитриевна Кузьмина окончила
Новокузнецкий ГПИ в 1979 г., педагогический стаж 26
лет. Родилась и выросла в Прокопьевске, вся жизнь
связана с этим городом. Очень любит
путешествовать и старается не упустить ни одной
возможности увидеть новые места. Побывала во
многих городах России и СНГ. Увлекается
пешеходным туризмом. Каждое лето, начиная с 1992 г.,
ходит в двухнедельные походы в Хакасию, Горную
Шорию или Поднебесные Зубья. Такой отдых даёт
заряд бодрости на целый учебный год. После
походов оформляет фотоальбомы, описывает
пережитое в стихах и прозе. Любимая телепередача
«Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова. В свободное
время любит читать, разгадывать кроссворды,
играть в волейбол.
ОТ РЕДАКЦИИ Одной
из базовых составляющих, необходимых для
организации в любой школе
инновационно-технологического процесса,
является механизм его освоения каждым учителем и
педагогическим коллективом в целом. В качестве
такого механизма может быть рекомендована
«Технология проектирования технологий» В.М.Монахова.
Она может быть представлена пятью этапами,
разработка
должна сопровождаться созданием пяти пакетов
документов:
1) теоретическое обоснование новой
технологии (анализ будущей деятельности
учащихся, цель обучения, характер задач обучения,
особенности данной возрастной группы,
особенности педагогической деятельности,
определение конкретного содержания обучения,
выделение модулей, учебных элементов, логической
схемы их изучения и т.д.);
2) разработка пакета
технологических процедур в границах данного
дидактического модуля (ДМ) – основной
технологической единицы дидактического
процесса, основного объекта проектирования. Это
чаще всего учебная тема (от 6–8 до 20–24 уроков) со
всеми элементами учебного процесса
(планирование, вариативность, дифференциация и
т.д.);
3) разработка «методического
инструментария» учителя для данного ДМ:
технологических карт, в которых целостно и ёмко
представлены главные параметры учебного
процесса – целеполагание, диагностика,
дозирование классной и домашней работы,
логическая структура проекта, коррекция знаний
учащихся и деятельности педагога.
Технологическая карта составляется для каждой
темы и к ней – обязательно – информационные
карты уроков;
4) разработка «критериев и методов
замера результатов реализации технологического
замысла в данном дидактическом модуле»;
5) разработка методов коррекции
результатов и совершенствования технологии
обучения. Полный пакет материалов назван автором
«Культура освоения новой технологии обучения».
Реализация всех этапов создания технологии
разбита на подпункты, которые придётся пройти
любому создателю собственной технологии».
Из книги Г.К.Селевко
«Современные образовательные технологии»
(М.: Народное образование, 1998) |