«Я ИДУ НА УРОК»Н.В.ЩЕРБАКОВА,
|
1. Подумайте, как можно пронаблюдать зависимость. Составьте свой план действий. 2. Какие приборы и принадлежности необходимы для выполнения вашего задания? Возьмите их. 3. Выполните необходимые эксперименты, измерения. 4. Подтвердилась ли ваша гипотеза? 5. Сделайте выводы, подготовьте отчёт о проделанной работе. |
Учащиеся самостоятельно подбирают себе оборудование из приборов, расставленных на столе учителя. 1-я и 4-я группы с помощью манометра измеряют давление жидкости на разных уровнях (выбирают манометр, сосуд с водой); 2-я и 5-я группы с помощью манометра измеряют давление жидкости на одинаковых уровнях – сначала в сосуде с водой, потом в сосуде с раствором соли (выбирают манометр, сосуд с водой и сосуд с раствором соли); 3-я и 6-я группы с помощью манометра измеряют давление жидкости на одинаковых уровнях в сосудах разной формы (выбирают манометр, сосуды разной формы т.е. с дном разной площади, с водой). После проведённых исследований представители групп выступают с отчётом.
5. Работа в группах. Вывод формул найденных зависимостей. Учитель, переходя от группы к группе, задаёт наводящие вопросы: что такое давление по определению (запишите формулу)? чему равна сила, с которой жидкость давит на дно сосуда?
В результате каждая группа должна получить:
Учитель делает заключение: «Итак, выведенная нами формула для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда показывает, что давление, создаваемое слоем жидкости, зависит от плотности жидкости и высоты её слоя. При увеличении плотности жидкости и высоты её слоя давление возрастает. А сейчас вы на основе приобретённых сегодня знаний попытайтесь, пожалуйста, предсказать результат следующего опыта. У меня есть пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте. Как вы думаете, если я налью в неё воду, то из какого отверстия вода будет бить дальше?» Учащиеся высказывают свои предположения и объясняют их. Учитель ставит опыт. Предположения учащихся подтверждаются экспериментально.
6. Подведение итогов. Что нового вы узнали на уроке? Задание на дом – домашнее исследование: определите давление воды на дно стеклянных банок разной вместимости, ведра, ванной, кастрюли и других сосудов, которые вы найдёте у себя дома.
Наталья Викторовна Щербакова – учитель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет сертификат аттестации учителя-экспериментатора, педагогический стаж 24 года. Использует при преподавании элементы технологии В.М.Монахова, опорные конспекты В.Ф.Шаталова, блочно-урочную систему уроков, проблемный метод обучения, игровые методы обучения в младших классах: уроки-путешествия, уроки-КВНы, «физические бои», турниры любителей физики. Большое внимание уделяет развитию опытно-исследовательских способностей учащихся старших классов, в частности, при проведении домашних ученических исследований, а также при проведении научно-практических конференций. Неоднократно её ученики становились победителями городских олимпиад по физике и занимали призовые места на городских научно-практических конференциях. В свободное время увлекается туризмом, много времени уделяет садоводству. Старшая дочь Натальи Викторовны пошла по её стопам, тоже выбрав профессию учителя.