Герб города Прокопьевска

Герб города Прокопьевска представляет собой геральдический щит французской формы, разделённый по горизонтали на две равные половины. В верхней части щита изображена бегущая серебристая (белая) лошадь на зелёном фоне, символизирующая лучшие качества: храбрость, быстроту, силу, ловкость. Нижняя часть щита золотистого (жёлтого) цвета, на фоне которого расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, символизирующие индустриальную принадлежность города. Зелёный цвет – символ надежды, молодости, изобилия. Золотистый (жёлтый) цвет символизирует богатства Прокопьевской земли, справедливость, могущество.

О физическом образовании
в г. Прокопьевске

Городу Прокопьевску в этом году исполняется 75 лет, но ещё в начале прошлого века учёные-геологи, исследуя юг Кузбасса, определили ценнейшие залежи коксующихся углей. Рядом с маленькими таёжными деревеньками (с. Прокопьевское в то время имело 114 дворов и церковно-приходскую школу на 4 класса) рабочие геологоразведочной партии поставили палатки, вырыли землянки, возвели дощатые бараки и приступили к добыче угля из штолен. Пласты угля выходили на поверхность – достаточно было иметь лопату и тачку, чтобы вести угледобычу. Первые поселенцы позаботились об организации обучения детей и взрослых. Уже в феврале 1920 г. проходит первый учительский съезд Кузнецкого уезда, на котором принимается решение о всеобщем начальном образовании детей и взрослых. В 1922 г. была построена первая школа-семилетка, в которой начала работать Е.А.Гаусс (профессиональный педагог-химик), окончившая высшие женские курсы при Томском университете.

Строительство крупных шахт для разработки мощных глубоко залегающих пластов резко увеличило число жителей рудника. В 1927 г. появилась первая школа-девятилетка, в 1932 г. – школа-десятилетка заняла одно из первых двухэтажных кирпичных строений. Это была первая по номеру и делам образцовая школа, где работали лучшие педагоги, а выпускниками гордятся и город, и страна: лётчик-космонавт Б.В.Волынов, академик А.Э.Конторович, директор Института геологии нефти и газа СО РАН, и многие другие.

Учителя города с первых лет знакомили не только с учебными предметами, но и вообще с мировой культурой, с основами общечеловеческих норм и правил. В те давние годы сложились традиции, которым следуют до сих пор. Педагоги всегда активно участвовали в городских делах: субботники и воскресники в 30-е гг., сбор тёплых вещей, денежных средств в фонд обороны, выходы на погрузку угля и расчистку железнодорожных и трамвайных путей в годы войны, культурно-просветительские мероприятия.

Преподаванию физики всегда уделялось большое внимание. Лучшими в области были признаны физические кабинеты школ № 10, 1, 2 и 18. В 1959 г. учителю физики школы № 10 А.И.Вежнину было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1959/60 уч.г. прошла первая Кемеровская областная олимпиада по физике, в которой принимали участие школьники Прокопьевска. В 1968 г. ученик школы № 2 Александр Володин (учитель Е.М.Раводин) занял 1-е место в областной олимпиаде, 1-е место на Российской олимпиаде и 3-е место на Всесоюзной физической олимпиаде. Эта победа была не единственной. В 1983–1985 гг. Александр Лобода и Михаил Раводин, ученики того же учителя, вновь стали призёрами Всероссийской и Всесоюзной олимпиад. На областной олимпиаде 2005/06 уч.г. ученик школы № 14 Максим Грибанов (учитель Т.В.Сыркашева) стал призёром.

В шахтёрском городе, где основные специальности требуют знания технических дисциплин, физика является важным предметом. В настоящее время в 48 школах города работают 65 учителей физики, 90% имеют высшую и первую квалификационные категории. Звание «Заслуженный учитель школы РФ» присвоено Е.С.Изотёнок (школа № 32 с углублённым изучением отдельных предметов), Е.М.Раводину (школа № 2), Т.В.Сыркашевой (школа № 14); 14 педагогов награждены знаком «Почётный работник общего образования», 13 – значком «Отличник народного просвещения».

Нам, как и всем учителям России, приходится преодолевать общие проблемы: сокращение количества часов на изучение физики, исключение астрономии из БУПа, меловой способ преподавания, «карусель» с учебниками, старение кадров, потеря интереса к обучению в связи со специфическими условиями современной жизни. Но по-прежнему педагоги города продолжают лучшие традиции: используются современные педагогические технологии, работают проблемные и творческие группы («Проектная деятельность учителя», «Информационные технологии в изучении физики», «Экология в курсе физики»), ежегодно проводится городская научно-практическая конференция учащихся «Старт в науку» с секцией «Физика–астрономия».

Л.В.САВЕЛЬЕВА,
методист ИМЦ УО администрации,
г. Прокопьевск,
Кемеровская обл.

Лариса Валентиновна Савельева

Лариса Валентиновна Савельева окончила физический факультет Кемеровского государственного университета в 1979 г., педагогический стаж 17 лет. Сейчас является методистом ИМЦ УО и преподаёт физику в школе № 10. Любит читать и общаться с людьми.

.  .