Михаил
Львович Шифман – коренной ленинградец,
блокадник. С 1944 г. по 1954 г. «досаждал» своим
учителям в тогда ещё мужской школе № 30. Как-то
сказал другу: «Если когда-нибудь услышишь, что я
стал учителем, то знай: я сошёл с ума!» С тех пор
понял, что: во-первых, ни от чего нельзя
зарекаться; а во-вторых, уже по прошествии 47 лет
работы в школе, что счастлив своим
«сумасшествием» и с ужасом думает о том, что
этого счастья могло не быть! В 1954 г. совершенно
случайно связал свою судьбу с ЛГПИ им.
А.И.Герцена, где на физфаке в качестве «нагрузки»
получил в дипломе запись «Учитель физики и основ
производства» (вполне в духе времени), так что
оказался «политехнизированным до мозга костей».
В 1959 г. пришёл работать в свою родную школу, где
трудится до сих пор. Счастлив тем, что довелось
участвовать в создании «Тридцатки» (ныне ФМЛ
№ 30), известной своими достижениями в работе с
одарёнными детьми, а также успехами выпускников
не только в городе и стране, но и за рубежом.
«Дослужился» до заслуженного учителя РФ. В 1990 г.
признан «Учителем физики года». В 1996 г. –
победитель конкурса педагогических достижений в
номинациях «Учитель-мастер» и «Учитель физики
года». Обладатель семи Соросовских грантов, а
также других грантов разных рангов. Лауреат
конкурсов «Грант Санкт-Петербурга», проводимых
международной Программой образования в области
точных наук, а также конкурса фонда «Династия» в
номинациях «Учитель, воспитавший ученика» и
«Наставник будущих учёных». Награждён медалью
Я.Корчака. На протяжении двадцати лет руководил
работой школьного научного общества (ШНО), члены
которого добивались замечательных успехов на
различных конкурсах и конференциях. Большое
внимание уделяет самообразованию и прививает
это качество своим ученикам. Воспитал десятки
победителей и призёров всесоюзных,
всероссийских, Соросовских и международных
олимпиад, за что неоднократно отмечался
благодарностями городского комитета по
образованию и грамотами оргкомитетов олимпиад. В
круг профессиональных интересов входят
олимпиады и вопросы преподавания физики в школах
физико-математического профиля. Автор
методических пособий и статей для учителей и
учащихся (в 1998 г. в Центре внедрения
педагогического опыта Санкт-Петербурга издано
его пособие «Физика. Механика. Использование
алгоритмических методов при обучении решению
задач»). Сопредседатель клуба выпускников
«Тридцатка». Профессиональное кредо: «На свете
есть вещи гораздо важнее самых замечательных
открытий – это знание методов, которыми эти
открытия были сделаны» (Готфрид Лейбниц).
Жена – до недавнего времени учительница
математики. Но на семейном «педсовете» решили,
что два учителя в одной семье – это «перебор»,
так что теперь жена работает программистом в НИИ.
Сын – тоже программист, да ещё и наладчик
компьютерной техники, – окончил
физико-математическую школу с «пятёрочным»
аттестатом, но без медали, – советская система
образования совершала тогда очередной
«реформаторский зигзаг» (для получения медали
нужно было «отличаться» в течение двух последних
лет учёбы). Затем с отличием окончил тогда ещё
Политехнический институт. Одним словом, семья
Михаила Львовича – дружная и верная опора для
каждого члена. Старых друзей почти не осталось,
«...иных уж нет, а те далече...», так что нынешние
друзья – это дорогие коллеги. Лицейские
преподаватели физики – удивительная семья, где,
несмотря на возрастной разброс (от 25 лет до 71
года!) царят дружба, тепло и взаимная поддержка.
Недаром методическое объединение кафедры
физиков считается самым дружным. Как-то турецкий
поэт Назым Хикмет (теперешнему поколению вряд ли
известный) сказал: «Счастье – это когда утром
хочется на работу, а после работы хочется домой»!
Вот и лицейская кафедра физики – сообщество
счастливых людей! Конечно, с годами разница в
возрасте стирается (особенно, когда, например, на
40-летии какого-нибудь выпуска преподаватели
сидят рядом с «бабушками и дедушками»), хотя
ученики утверждают, что некий «пиетет» всё же
сохраняется. Поэтому неудивительно, что среди
очень «дальних» выпускников друзей немало.
Общение с ними позволяет «вернуться» в
молодость. Естественно, у каждого своя судьба, но,
когда, спустя много лет, Михаил Львович замечает,
как они трепетно и трогательно относятся друг к
другу, появляется мысль: «Чёрт с ней, с физикой,
математикой, но если мы научили их общаться друг
с другом, заботиться друг о друге, привили им
благородство и нравственность, то свою главную
задачу школа выполнила!»
От всей души желаем Михаилу Львовичу
здоровья, творческих успехов, умножения друзей
и единомышленников среди подрастающего
поколения!
Вы блестящий учитель, у вас
прекрасные ученики!