Михаил Львович ШифманМихаил Львович Шифман – коренной ленинградец, блокадник. С 1944 г. по 1954 г. «досаждал» своим учителям в тогда ещё мужской школе № 30. Как-то сказал другу: «Если когда-нибудь услышишь, что я стал учителем, то знай: я сошёл с ума!» С тех пор понял, что: во-первых, ни от чего нельзя зарекаться; а во-вторых, уже по прошествии 47 лет работы в школе, что счастлив своим «сумасшествием» и с ужасом думает о том, что этого счастья могло не быть! В 1954 г. совершенно случайно связал свою судьбу с ЛГПИ им. А.И.Герцена, где на физфаке в качестве «нагрузки» получил в дипломе запись «Учитель физики и основ производства» (вполне в духе времени), так что оказался «политехнизированным до мозга костей». В 1959 г. пришёл работать в свою родную школу, где трудится до сих пор. Счастлив тем, что довелось участвовать в создании «Тридцатки» (ныне ФМЛ № 30), известной своими достижениями в работе с одарёнными детьми, а также успехами выпускников не только в городе и стране, но и за рубежом. «Дослужился» до заслуженного учителя РФ. В 1990 г. признан «Учителем физики года». В 1996 г. – победитель конкурса педагогических достижений в номинациях «Учитель-мастер» и «Учитель физики года». Обладатель семи Соросовских грантов, а также других грантов разных рангов. Лауреат конкурсов «Грант Санкт-Петербурга», проводимых международной Программой образования в области точных наук, а также конкурса фонда «Династия» в номинациях «Учитель, воспитавший ученика» и «Наставник будущих учёных». Награждён медалью Я.Корчака. На протяжении двадцати лет руководил работой школьного научного общества (ШНО), члены которого добивались замечательных успехов на различных конкурсах и конференциях. Большое внимание уделяет самообразованию и прививает это качество своим ученикам. Воспитал десятки победителей и призёров всесоюзных, всероссийских, Соросовских и международных олимпиад, за что неоднократно отмечался благодарностями городского комитета по образованию и грамотами оргкомитетов олимпиад. В круг профессиональных интересов входят олимпиады и вопросы преподавания физики в школах физико-математического профиля. Автор методических пособий и статей для учителей и учащихся (в 1998 г. в Центре внедрения педагогического опыта Санкт-Петербурга издано его пособие «Физика. Механика. Использование алгоритмических методов при обучении решению задач»). Сопредседатель клуба выпускников «Тридцатка». Профессиональное кредо: «На свете есть вещи гораздо важнее самых замечательных открытий – это знание методов, которыми эти открытия были сделаны» (Готфрид Лейбниц). Жена – до недавнего времени учительница математики. Но на семейном «педсовете» решили, что два учителя в одной семье – это «перебор», так что теперь жена работает программистом в НИИ. Сын – тоже программист, да ещё и наладчик компьютерной техники, – окончил физико-математическую школу с «пятёрочным» аттестатом, но без медали, – советская система образования совершала тогда очередной «реформаторский зигзаг» (для получения медали нужно было «отличаться» в течение двух последних лет учёбы). Затем с отличием окончил тогда ещё Политехнический институт. Одним словом, семья Михаила Львовича – дружная и верная опора для каждого члена. Старых друзей почти не осталось, «...иных уж нет, а те далече...», так что нынешние друзья – это дорогие коллеги. Лицейские преподаватели физики – удивительная семья, где, несмотря на возрастной разброс (от 25 лет до 71 года!) царят дружба, тепло и взаимная поддержка. Недаром методическое объединение кафедры физиков считается самым дружным. Как-то турецкий поэт Назым Хикмет (теперешнему поколению вряд ли известный) сказал: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а после работы хочется домой»! Вот и лицейская кафедра физики – сообщество счастливых людей! Конечно, с годами разница в возрасте стирается (особенно, когда, например, на 40-летии какого-нибудь выпуска преподаватели сидят рядом с «бабушками и дедушками»), хотя ученики утверждают, что некий «пиетет» всё же сохраняется. Поэтому неудивительно, что среди очень «дальних» выпускников друзей немало. Общение с ними позволяет «вернуться» в молодость. Естественно, у каждого своя судьба, но, когда, спустя много лет, Михаил Львович замечает, как они трепетно и трогательно относятся друг к другу, появляется мысль: «Чёрт с ней, с физикой, математикой, но если мы научили их общаться друг с другом, заботиться друг о друге, привили им благородство и нравственность, то свою главную задачу школа выполнила!»

От всей души желаем Михаилу Львовичу здоровья, творческих успехов, умножения друзей
и единомышленников среди подрастающего поколения!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

.  .