«Я иду на урок»

Л.А.МАЛЬЦЕВА,
п. Карымкары, Тюменская обл., ХМАО

Блицтурнир

Открытый урок решения физических задач: ФИЗИКА+ИНФОРМАТИКА. 7-й класс

Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси,
персидский и таджикский поэт (940–1030 гг.)

Цель урока: повторить и проверить знания, полученные на первых уроках, и знание физических формул, необходимых для решения задач; научиться формулировать чёткие ответы на расчётные и качественные задачи; развивать умение пользоваться формулами для решения задач, развивать навыки записи краткого условия задачи; способствовать воспитанию взаимовыручки в группах.

I этап. Организационный момент (1 мин)

(Учитель физики приветствует ребят, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.)

II этап. Создание эмоционального настроя (5–6 мин)

(Учитель физики называет тему, формулирует цель урока, предлагает коллективно решить кроссворд. В вертикальном столбце дети в результате читают слово-напутствие учителя: «УДАЧИ».)

1. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. 2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. 3. Линия, по которой движется тело при перемещении из одной точки в другую. 4. Прибор для измерения времени. 5. Прибор для измерения скорости. (Ответы: 1. Путь. 2. Движение. 3. Траектория. 4. Часы. 5. Спидометр.)

III этап. Повторение (10 мин)

(Тест-опрос по основным изученным понятиям. Учитель информатики напоминает ребятам, как надо правильно работать с программой, как сделать запись в журналах использования ПК. Ребята выполняют задание на компьютерах, компьютер выставляет оценки.)

1-й вариант

1. Прибором для измерения физической величины является:

А) самолёт; Б) калькулятор; В) телевизор; Г) часы.

2. К звуковым явлениям относятся:

А) шар катится; Б) снег тает; В) наступает рассвет; В) гром гремит.

3. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется:

А) механическим движением; Б) траекторией; В) путём; Г) прямой линией.

4. Время обозначается буквой:

А) s; Б) ; В) t; Г) m.

5. В СИ единицей пути является:

А) м/с; Б) с; В) м; Г) км.

2-й вариант

1. Физическим телом является:

А) метр в секунду; Б) компьютер; В) ртуть; Г) температура.

2. Единицей физической величины является:

А) путь; Б) минута; В) ручка; Г) часы.

3. Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с течением времени называют:

А) механическим движением; Б) траекторией; В) путём; Г) прямой линией.

4. Путь обозначают буквой:

А) s; Б) ; В) t; Г) m.

5. Единицей скорости является:

А) метр в секунду; Б) секунда; В) метр; Г) километр.

IV этап. Решение задач на сравнение (5 мин)

(Учитель информатики предлагает запустить программу «Калькулятор» на ПК. Учитель физики читает задачи с целью проверки восприятия задач на слух. Ребята вычисляют.)

1. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее? (Ответ. Заяц, скорость дельфина 5 м/с.)

2. Скорость электровоза 25 м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108 км/ч. Чья скорость больше? (Ответ. «Москвича», 30 м/с.)

3. Миша бежит со скоростью 36 км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12 м/с. Догонит ли Миша Сашу? (Ответ. Нет, скорость Саши 43,2 км/ч.)

V этап. Решение расчётных задач (7–10 мин)

(Учитель физики раздаёт карточки трёх уровней сложности. Ребята в тетрадях делают краткую запись и сверяются с записью на доске, которая вначале скрыта. Потом выполняют самостоятельно решение. Тот, кто решил свой вариант первым, становится консультантом.)

1-й вариант (сильным). Какое расстояние пройдёт поезд метро за 3 мин, если его скорость равна 72 км/ч?

2-й вариант (средним). Скорость магнитной ленты равна 0,095 м/с. Сколько времени можно воспроизводить запись на ленте длиной 0,2 км?

3-й вариант (слабым). От дома до школы расстояние 900 м. этот путь ученик прошёл за 900 с. С какой средней скоростью шёл ученик?

Решения

1) s =  • t; s = 20 м/c • 180 с = 3600 м.

2) 

3)

VI этап. Изучение нового материала (2 мин)

(Учитель физики знакомит ребят с ещё одним видом физических задач: графическими. По графику можно определить путь, пройденный телом за определённое время. Учитель объясняет, как решать такие задачи.)

07-04.gif (7014 bytes)

VII этап. Закрепление изученного материала (2 мин)

(Учитель физики предлагает ребятам определить путь, пройденный телом за 12 мин. Ответ: 48 м.)

VIII этап. Выставление оценок за урок, запись домашнего задания в дневники (2 мин)

(Подводятся итоги, учитель физики комментирует работу учащихся, выставляет оценки.)

ДЗ. § 16, Упр. 5 (3, 4). Учебник: А.В.Пёрышкин. Физика-7. – М. Дрофа, 2000. Вопросы на с. 39 устно. Запись домашнего задания в дневники.

IX этап. Рефлексия (2 мин)

читель информатики предлагает ребятам запустить программу графического редактора «Paint», нарисовать большой круг и залить его, используя инструмент ЗАЛИВКА. Если сегодняшний урок очень понравился – красным цветом, понравился – голубым, не понравился – зелёным. Учитель физики благодарит ребят за урок. Ребята выполняют предложенное задание на ПК.)

Краткий самоанализ урока: привить интерес учащихся к уроку физики. Применение компьютерной техники на уроках физики позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении любых дисциплин.

ОБ АВТОРЕ. Лариса Анатольевна Мальцева – учитель физики и информатики, педагогический стаж 10 лет, 12-й квалификационный разряд. Закончила Тобольский ГПИ им. Д.И.Менделеева. Живёт и работает в школе посёлка Карымкары, здесь родилась, выросла и окончила школу. Сюда вернулась после учёбы – вместе с семьёй. Газету «Физика» выписывает с самого начала своей педагогической деятельности, с 1995 г. Газета стала и учителем, и коллегой для начинающего учителя, и уже опытный педагог пользуется ею и сейчас, с нетерпением ждёт каждый номер. Тема самообразования: «Интегрированный урок при изучении физики и информатики», поэтому уроки Ларисы Анатольевны обычно интегрированные. Она очень любит предметы, которые преподаёт. На уроках старается показать ученикам, как красива наука, как наполнена ею наша жизнь. Старается, чтобы каждый ученик смог найти в физике и информатике отражение своей мечты.

.  .