МАРАФОН-2006.
ПОРТФОЛИО

АЛЕКСАНДРА ЧОПОРОВА (Московская банковская школа).
Руководитель Ж.В.ЧОПОРОВА, школа № 1951, г. Москва

10 игр по физике

Цель этой проектной работы – положить начало игротеке в кабинете физики, похожей на игротеку Политехнического музея. Мы разработали и опробовали доступные игры – что-то нашли в учебной литературе, что-то сконструировали сами. Теперь познание такого сложного предмета, как физика, начинается с увлечения. В наши игры можно играть после уроков, на дружеских вечерах, при проведении КВНов. Как сто лет назад сказал Том Тит: «Они (научные опыты) заставят полюбить физику, чудесную науку, которой мы обязаны открытием пара, телефона, фотографа, и которая, быть может, завтра откроет нам новые тайны (Париж, 1 января 1890 г.)».

1. Волчки

  • Протыкаем металлической или деревянной палочкой (зубочисткой, карандашом) тело вращения (половинку от пластмассового «киндер-сюрприза», круглую крышку от пузырька с лекарством, сотку, картонный кружок с рисунком – разноцветными точками, линиями, секторами). Запускаем его. У кого крутится дольше всех? (Интереснее оказалось засекать время не по часам, а по устному отсчёту секунд вслух – один запускает, а остальные хором считают.)

  • Берём готовый волчок (из дерева, деталь часового механизма), запускаем его, подбрасываем и ловим на гладкую дощечку. Считаем, сколько раз на ней удалось удержать волчок. (Даже если в процессе игры дощечку случайно наклонить, волчок не скатывается, направление оси вращения сохраняется.)

Разные волчки
Разные волчки

  • Берём готовый волчок с металлической осью, запускаем его и с помощью магнита поднимаем вверх – волчок продолжает вращаться, а мы считаем секунды. (Продолжение вращения волчка неизменно вызывает бурные эмоции учащихся.)

Андрей Белов
Андрей Белов (5-й класс) демонстрирует вращение «примагниченного» волчка

  • Варим яйцо особым способом, – придерживая его в кастрюле щипцами для консервирования так, чтобы оно стояло. А теперь запускаем и смотрим, у кого яйцо-волчок дольше остаётся в вертикальном положении.

Александра Чопорова
Александра Чопорова на Московском марафоне-2006 в гигантском мыльном пузыре, сделанном ученицами школы № 307 (учитель физики Ольга Борисовна Лущекина).

Жанна Владиславовна Чопорова с любителями физических игр
Жанна Владиславовна Чопорова с юными любителями физических игр, учениками 5-го класса. Слева направо: Катя Галушина, Оля Бученкова, Алёша Тюрин, Женя Калмыков, Максим Савельев, Сергей Шагов, Ксения Ларионова, Иван Суранов

2. Забрось орехи

  • Берём в одну руку большой пластиковый стакан из-под сметаны, а в другую – два грецких ореха. Немного разводим руки и стараемся по очереди забросить в стакан орехи. Первый забросить легко, а вот как забросить второй, чтобы не вылетел первый, надо думать. (Эту игру лучше проводить сразу со всеми учащимися в школьном коридоре.)

3. Выдуй монетку

  • В рюмку кладём копейку, а сверху – пятак. Нужно дунуть в рюмку так, чтобы копейка вылетела, а пятак остался. (Успех зависит не от силы дыхания, а от направления струи воздуха, – она должна проходить вдоль рюмки. В струе давление понижается, и атмосферное давление выталкивает монетку из рюмки.)

Богдан Данилкович
Монетку легко выдувает Богдан Данилкович (7-й класс)

4. Портрет из опилок

  • Рисуем карандашом на альбомном листе портрет (мужчину с бородкой, женщину с кудряшками), помещаем его в прозрачный файл и засыпаем туда же железные опилки. Водя по файлу магнитом, перемещаем опилки и рисуем портрет. (Это кропотливый процесс, но результат оправдывает затраченные усилия.)

Ирина Моргунова
Рисует Ирина Моргунова (7-й класс)

5. Мыльные пузыри

  • Для приготовления мыльного раствора берём воду и строгаем туда любое мыло, добавляем немного глицерина и сахара, чтобы пузыри держались дольше. Фанерку обматываем шерстяной тряпкой. Выдуваем мыльный пузырь (с помощью согнутой проволочки или пластмассовой трубочки для коктейля) и подбрасываем его, как мячик, на фанере или картонке. У кого больше подпрыгнет? (Эту игру мы придумали, когда заметили, что мыльные пузыри на шерстяном ковре прыгают, как мячики, – мыльная плёнка достаточно упруга. Пузыри выдуваются лучше, если пластмассовую трубку разрезать на конце.)

Максим Савельев, Женя Калмыков, Иван Суранов, Катя Галушина и Оля Бученкова
Слева: Максим Савельев, Женя Калмыков, Иван Суранов, Катя Галушина (5-й класс) выдувают пузыри.
Справа: Оля Бученкова (5-й класс)   заставляет пузыри прыгать

6. «Леталки»

  • Придумываем, изготавливаем из бумаги, ниток и полиэтиленовых пакетов, раскрашиваем различные «леталки» – колпачки, вертолётики, кружочки, парашюты. Можно изготовить двойной парашют: сначала раскрывается один, затем – второй. Чья «леталка» будет дольше и красивее кружиться? Где её можно использовать? (Тем, у кого не получается самому придумать «леталку», советуем взять готовую выкройку, например, из журнала «Мастерилка». Карапуз, 09.96.)

Иван Суранов, Алёша Тюрин, Максим Савельев, Женя Калмыков
Иван Суранов, Алёша Тюрин, Максим Савельев, Женя Калмыков (5-й класс) со своими «леталками»

Катя Галушина, Алёша Тюрин
Катя Галушина, Алёша Тюрин (5-й класс)

Сергей Шагов
Сергей Шагов (5-й класс)

Сергей Юрченко
Сергей Юрченко (7-й класс) и его «леталки» (бумеранг, вертолётик, солнышко, колпачки, «бомбочки»)

7. Водяные игрушки

  • «Перенеси воду»: продырявливаем в 5–6 местах шилом или ножницами пластмассовую бутылку, в разных концах комнаты ставим тазы с отметками (чтобы был виден результат игры). Разбиваемся на две команды и выполняем задание: перенести воду дырявой бутылкой в пустой таз. (Если вы догадались закрыть бутылку сверху рукой, то атмосферное давление поможет. Не забудьте подготовить тряпки!)

Алёша Тюрин
Алёша Тюрин (5-й класс) умеет носить воду «в решете»

  • «Помоги игрушке»: положите игрушку из «киндер-сюрприза» в глубокую тарелку с водой (тарелки – по числу играющих). Кто быстрее осушит игрушку, пользуясь пластмассовой трубочкой (или полой макарониной)? (Надо зажимать сверху трубку пальцем и переносить в ней воду в пустой сосуд.)

  • «Водяные лилии»: вырезаем каждый себе по красивому цветку из бумаги или газеты, складываем его лепестками внутрь, бросаем цветок в воду. У кого красивее и оригинальнее раскроется цветок? (Чтобы было эффектно, лепестков должно быть не меньше четырёх.)

  • «Достань монетку, не замочившись». На железный поднос ставим тарелку, на дно тарелки кладём монетку, наливаем воду. в воду рядом с монетой опускаем ракушку (глубокую, чтобы в неё не заливалась вода), в неё кладём кусок газеты, но так, чтобы он не промок. Поджигаем газету, и быстро накрываем пустым стаканом – вода всасывается в стакан, монетка остаётся сухой.

  • «Шарики на газировке». По сигналу надеваем шарик на бутылку с газированной водой. Чей шарик больше и быстрее надуется?

Богдан Данилкович, Оля Бученкова, Костя Данилин
Богдан Данилкович (7-й класс), Оля Бученкова (5-й класс), Костя Данилин (7-й класс)

8. У кого лучше?

  • «Тауматроп». Рисуем на картоне кружок, на нём с разных сторон – картинки. Например, с одной стороны – книга, с другой – перо. Делаем шилом на картоне с боков по две дырки, через которые продеваем нитки (кружок должен свободно вращаться). При быстром вращении обе картинки сливаются в одну. У кого картинка затейливее? (Глаз способен в течение 0,1 с сохранять образ уже исчезнувшего изображения.)

Ученики 10-го класса
Ученики 10-го класса с «неваляшками»

  • «Неваляшка». Проделываем в скорлупе яйца иглой две дырочки и выдуваем его содержимое, внутри хорошо просушиваем. Яйцо устанавливаем вертикально, через дырочку сверху заполняем скрепками, гвоздиками и т.п., заливаем отверстия воском, раскрашиваем (красками, фломастерами; можно из шерстяных ниток сделать волосы, бородку, приклеить шляпку). (Запаситесь десятком яиц, т.к. они могут лопнуть при выдувании, раскрашивании, случайном нажатии. Если с первого раза не получилось, не расстраиваетесь, – это долгий и очень кропотливый труд. Заливать яйца нужно на металлическом подносе, т.к. воск капает с горящей свечи.)

Иван Суранов, Максим Савельев
Иван Суранов, Максим Савельев (5-й класс)

  • «Надувной язык». Полоску бумаги склеиваем так, чтобы получился мешочек, с открытого конца вставляем пластмассовую трубочку для коктейля и плотно заклеиваем. Раскрашиваем мешочек, закручиваем другой конец и надуваем через трубочку. У кого «язык» длиннее? (Язык выдувается лучше, если нет дырочек. Лучше взять красивую бумагу с рисунком.)

  • «Нарисуй». Кладём полоску бумаги на лоб. Придерживая её левой рукой, пишем своё имя. (Обычно пишут справа налево.)

Меркулов Олег
Меркулов Олег (7-й класс)

  • «Зеркало». Смотря в зеркало прямо перед собой, берём чистый лист бумаги и делаем какой-либо рисунок. (Рисунок получается лучше, если он симметричный: ёлочка, цветок и т.д.)

10. Загадка

Катя Смирнова
Катя Смирнова (7-й класс)

  • Берём две нитки. Одну несколько раз обмакиваем в раствор поваренной соли и высушиваем. Подвешиваем нитки (назовём их «А» и «Б») к металлической трубке, привязываем к ним бусинки. Спрашиваем: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, что осталось на трубе?» Поджигаем нитки. Нитки сгорают, одна бусинка падает, а вторая остаётся. Почему? («На трубе» остались спёкшиеся кристаллики соли, и бусинка висит на них. Очень красивый опыт, но следует остерегаться сквозняка.)

ОТ РЕДАКЦИИ. Часть опытов была показана на Марафоне-2006 и вызвала большой интерес из-за простоты, эффектности и занимательности. Кроме того, школьники продемонстрировали игру «Клуб знатоков» – много занимательных заданий. Например, на двух «чёрных ящиках» сверху выложено то, что составляет суть находящегося внутри – приборов, элементов, устройств: на первом лежит солёный огурец с медной и цинковой пластинами и проводами (внутри – батарейка); на втором – крупа чечевица (внутри ящика – собирающая линза, т.к. в переводе с лат. lens – чечевица). Организация такой игры не требует большой затраты времени – были выбраны вопросы из брошюры № 7 (1)/2006 библиотечки «Первого сентября» серии «Физика» (Остерман Л.А. Нетривиальные задачи на развитие логического мышления. 8–11-й классы).

Антон Шипов, Ольга Белова, Юлия Калинина
«Клуб знатоков»: Антон Шипов, Ольга Белова, Юлия Калинина – 11-й класс)

.  .