ПОРТФОЛИО
И.Я.ПАТРАКЕЕВ,
школа № 1, п. Троицко-Печорск, Республика Коми
Когда физика интересна
Процесс обучения как простой процесс
передачи информации от учителя к ученику
противоречит человеческой природе. Только через
собственную деятельность каждый познаёт
окружающий мир, ищет пути реализации жизненных,
личных и профессиональных проблем. В школе же
учащиеся лишь производят указанные учителем
действия, выслушивают ответы одноклассников,
причём не по потребности, а потому, что им так
«велят». Напротив, учащиеся, увлечённые
поисковой исследовательской деятельностью,
видят значение для практики знаний, полученных
на уроках, учатся делать выводы,
систематизировать. Примером поисковой
деятельности является разработка ученических
проектов и их защита. После изучения крупной
темы, раздела ставится задача по разработке
технического устройства, прибора или
экспериментальной установки, принцип работы
которых основан на изученных законах.
Учащиеся должны обдумать постановку
предполагаемого опыта, создать и испытать
конструкцию, провести опыт, сформулировать
выводы, сопоставить их с первоначальными
предположениями, доложить в классе о ходе поиска
и его результатах, защитить конструкцию или
справедливость сделанного вывода. Во время
защиты проектов одни отстаивают свои разработки,
другие выступают оппонентами, а все вместе
учатся критически относиться к своим
достижениям, обосновывать и отбирать правильные
технические идеи и решения.
Привожу два проекта, выполненные моими
учениками, которые можно также использовать в
дальнейшем на уроках изучения нового материала
как экспериментальные задачи или как работы
физического практикума.
1. Лазерный рефрактометр
С появлением лазеров многие
оптические опыты и демонстрации стали проще и
нагляднее. Это относится, например, к
экспериментам по дифракции, где необходимо
монохроматическое излучение. Например, с помощью
лазерного рефрактометра можно легко измерить
скорость света в любой жидкой прозрачной среде и
определить тем самым важную физическую
характеристику этой среды – показатель
преломления.
Лазерный рефрактометр нетрудно
изготовить. Самым важным элементом прибора
является, конечно же, лазер (Л), например, очень
распространённый милливаттный гелий-неоновый
лазер. Нужна ещё дифракционная решётка (Р). Ванну
(В) для жидкости лучше всего сделать из
какого-нибудь прозрачного материала, например
плексигласа, и придать ей трапециевидную форму.
Роль фотоприёмника в этом рефрактометре
выполняет непосредственно глаз наблюдателя.
Дифракционную решётку можно закрепить
на передней стенке ванны, тогда дифракционную
картину удобно наблюдать на большой задней
стенке-экране (Э). Чтобы наблюдаемая картина была
ясной и отчётливой, стенку-экран лучше сделать
матовой.
Скорость света с в вакууме и скорость
света в прозрачной
среде связаны с частотой излучения Разделив равенства
почленно друг на друга, получаем
.
(1)
Дифракционная решётка создаёт на
экране картину чередующихся максимумов и
минимумов освещённости. Максимумы наблюдаются в
направлениях, определяемых условием: , где d – период решётки,
– угол
наблюдения, k = 0, 1, 2, ... – номер максимума.
Будем наблюдать за максимумом первого
порядка. Тогда, положив k = 1 и приняв, что для
малых углов sin tg , условия максимумов для
вакуума и для данной среды запишем в виде:
где b – расстояние до 1-го
максимума.
Если эти равенства разделить друг на
друга и отношение /0
подставить в выражение (1), то получим рабочую
формулу
.
(2)
Согласно этой формуле по скорости
света в вакууме c = 3 • 108 м/с
и измеренным значениям b0 и b,
можно найти скорость света в интересующей нас среде. Вся задача
сведётся лишь к измерению расстояний b и b0.
[Считаем, что скорость света в воздухе не сильно
отличается от скорости света в вакууме. – Ред.]
Как показывает опыт, эти расстояния оказываются
достаточно большими, а значит, и точность
измерений – достаточно высокая (если длина ванны
l составляет 0,2–1 м).
Формулу (2) можно переписать в виде
,
где n – абсолютный показатель
преломления исследуемой среды. Значит, с помощью
предлагаемого прибора наряду со скоростью света
в веществе можно определить и показатель
преломления этого вещества.
Как известно, первые классические
опыты по определению скорости света в прозрачной
среде проводились очень давно – в середине XIX в.
– и, конечно, с нелазерными источниками света.
Опыты были довольно громоздкими, а точность
измерений невысокой. Лазер же даёт возможность
провести эксперимент быстро, чётко и наглядно.
Прибор можно использовать на уроке при
изучении дифракционной решётки, решении
экспериментальных задач и выполнении работ
физического практикума.
2. Определение ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока
Напряжение на полюсах включённого в
замкнутую цепь источника тока линейно зависит от
силы тока I в цепи, т.к. ЭДС источника и его внутреннее
сопротивление r – постоянные величины: U = – Ir.
Графически эта зависимость
отображается прямой линией. Отрезок, отсекаемый
на оси ординат, изображает ЭДС источника тока, а
отрезок, отсекаемый на оси абсцисс, – силу тока
короткого замыкания.
Зная ЭДС и ток короткого замыкания Iк,
находим внутреннее сопротивление источника: .
Внутреннее сопротивление источника
тока можно также определить по формуле .
Можно порекомендовать следующий
порядок выполнения работы:
1. Собирают цепь по схеме. Желательно
последовательно с реостатом R включить
ограничивающий резистор R0 во
избежание возможной перегрузки миллиамперметра.
2. При нескольких положениях движка
реостата фиксируют показания вольтметра и
миллиамперметра.
3. После определения положений
экспериментальных точек в координатах U, I
проводят с помощью линейки «наилучшую» прямую,
т.е. прямую, проходящую на наименьшем расстоянии
от большинства точек.
4. Продолжив график до пересечения с
осью ординат, определяют ЭДС источника.
5. Пользуясь графиком, определяют внутреннее
сопротивление источника.
Иван
Яковлевич Патракеев – выпускник Коми
государственного пединститута 1976 г., учитель
физики высшей квалификационной категории,
педагогический стаж 29 лет. Награждён нагрудным
знаком «Почётный работник общего образования
Российской Федерации» в 2002 г. Хобби: литература,
дача, лес. У Ивана Яковлевича два сына: один
окончил Северо-Западную Академию
государственной службы в г. Санкт-Петербурге,
другой студент.