ВСТРЕЧИ И КОНКУРСЫ
С.И.АЛЁШИН,
Технологический лицей, г. Сыктывкар,
Республика Коми
Физический марафон
Интеллектуально-познавательная
игра. 9–10-й классы
(Турнир проводился в 2004 г. В нём приняли участие
команды тридцати двух учебных заведений города.
На первом этапе было проведено одновременно
восемь игр с одним и тем же материалом (в восьми
группах по четыре команды). Полуфиналы тоже
состоялись одновременно (в двух группах по
четыре команды). Задания выдавались независимым
ведущим в конвертах за полчаса до игры. В финале
встретились команды двух лучших учебных
заведений. Автор выражает благодарность
методисту г. Сыктывкара Нине Михайловне
Исаковой за организационную и техническую
помощь, а также всем учителям физики, принявшим
участие в разработке и проведении игры.)
Цели и задачи: дать возможность
учащимся сравнить уровень своих знаний, показать
умение быстро и эффективно мыслить, понятно
излагать мысли, воспитывать чувство уважения к
оппонентам.
Условия соревнований. Игра
проводится по олимпийской системе в три этапа:
четверть-финал, полуфинал, финал. В каждый
следующий этап выходит одна команда-победитель.
Команда состоит из шести человек (плюс запасной).
Необходимо иметь письменные принадлежности.
Конкурсные задания команды получают по ходу
игры. Ответы принимаются только от капитана
команды. Результат команды определяется как
правильностью, так и быстротой выполнения
заданий.
Команды к месту проведения игры
прибывают с учителем физики, который является
членом жюри.
Условия игры. Игра состоит из
девяти туров. В каждом туре определяется
победитель. Победитель всей игры определяется по
общему количеству первых мест (при их одинаком
числе – по наименьшему общему числу мест, а при
их одинаковом числе проводится блиц до выявления
победителя).
Туры (максимальное время)
Конкурс капитанов.
Логическая задача (5 мин).
Блицтурнир (по 2 мин на команду).
Лабораторная работа (5 мин).
Формулы-«пазлы» (5 мин).
Ребусы (5 мин).
Подбери пару (2 мин).
Кроссворд (10 мин).
Решение задач (10 мин).
Порядок следования туров выбирается
командами по очереди, как в игре в «Морской бой»:
все туры расписываются по девяти клеткам (3 3), капитан называет
какую-нибудь, например А1, проводится
соответствующий конкурс, победитель вписывается
в эту клетку. Спорные решения разбирает жюри, оно
же выполняет функцию счётной комиссии. После
каждого тура объявляются результаты.
Приводим примеры нескольких
конкурсов.
ТУР «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
I этап. Капитанам задают
вопросы. Ответ каждый записывает на листке
маркером (правильный ответ – очко). Первый зачёт
– по пяти ответам. При одинаковом результате
игра продолжается до первого «промаха».
1. Изучая грозу, этот русский учёный
писал: «Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое
то время, как я руку держал у железа, и искры
трещали, и все от меня прочь убежали».
(М.В.Ломоносов.)
2. Этот раздел физики раньше носил
название диоптрика. (Геометрическая оптика.)
3. Гальванопластика, гальваностегия,
производство алюминия... Какое явление лежит в
основе? (Электролиз.)
4. Благодаря существованию этого
угла происходит смена времён года. (Угол наклона
земной оси.)
5. Этот закон описывает
взаимодействие неподвижных заряженных частиц.
(Закон Кулона.)
6. Что, согласно легенде, нашёл в
горах пастух по имени Магнус? (Магнит.)
7. «Что-то вроде пудинга с изюмом...» о
чём идёт речь? (О модели атома Томсона.)
8. Он изобрёл предохранитель,
счётчик, выключатель, динамо-машину. У него более
трёхсот патентов на самые известные изобретения
в электротехнике. (Томас Алва Эдисон.)
9. Эта планета имеет такой же по
размеру, как она сама, спутник – Харон. (Плутон.)
10. Этот прибор служит для измерения
плотности жидкости. (Ареометр.)
11. Именно эти животные помогли
изобрести электрическую батарейку. (Лягушки.)
12. Это изобретение под названием
«Ракета» победило на конкурсе в Лондоне в 1829 г.
(Паровоз.)
13. Автор запрещённой более двухсот
лет книги «О движении небесных сфер».
(Н.Коперник.)
14. Самое загадочное вещество. Учёные
считают, что, если бы не асимметрия его молекул,
оно бы кипело при –70 °С, а замерзало бы при –90 °С.
(Вода.)
15. На видимой части неба их 88. Что
это? (Созвездия.)
16. Сверху этого столба существует
так называемая «торричеллиева пустота». (Ртутный
столб.)
II этап
Капитанам выдают по две карточки
(«Ломоносов» и «Менделеев») и произносят
некоторое утверждение. Необходимо поднять
правильную карточку.
1. Великий русский поэт А.С.Пушкин
сказал о нём: «Он создал первый университет. Он,
лучше сказать, сам был первым нашим
университетом». (М.В.Ломоносов.)
2. Он был управляющим Главной палаты
мер и весов России. (Д.И.Менделеев.)
3. Он много занимался вопросами
окрашивания стекла, благодаря его усилиям в
России был создан первый завод цветного стекла и
смальты. (М.В.Ломоносов.)
4. Его хобби – изготовление
чемоданов и сумок. (Д.И.Менделеев.)
5. На его дочери был женат поэт
Александр Блок. (Д.И.Менделеев.)
6. Ему принадлежит труд «Слово о
пользе химии». (М.В.Ломоносов.)
7. Семья этого учёного всю жизнь была
дружна с семьёй Петра Павловича Ершова – автора
«Конька-Горбунка». (Д.И.Менделеев.)
8. Изучая законы воздухоплавания,
этот учёный с риском для жизни поднялся на
воздушном шаре в верхние слои атмосферы.
(Д.И.Менделеев.)
III этап («Блеф-клуб»)
1. Верите ли вы, что Рентген, открывая
свои лучи, использовал в опытах свою жену? (Да.)
2. Верите ли вы, что Ампер работал
преподавателем в лицее? (Да.)
3. Верите ли вы, что латунь
называется так потому, что была получена в Тунисе
и происходит от французского «ля Тунь»? (Нет.)
4. Верите ли вы, что Менделеев не был
членом Петербургской академии наук? (Да.)
5. Верите ли вы, что на
железнодорожных путях от Москвы до Петербурга
ежегодно «пропадают» около 300 м железнодорожного
полотна? (Да, из-за теплового расширения.)
6. Верите ли вы, что можно вскипятить
воду в бумажном стаканчике? (Да.)
7. Верите ли вы, что Ломоносов, когда
шёл пешком из Архангельска в Москву, изобрёл
велосипед? (Нет.)
8. Верите ли вы, что с помощью
электролиза можно из бокситов получать чистую
медь? (Нет, можно получить алюминий.)
9. Верите ли вы, что великий
английский физик Э.Резерфорд был родом из Канады?
(Нет, из Новой Зеландии.)
10. Верите ли вы, что частицы, из
которых состоят протоны и нейтроны – кварки, –
бывают странными? (Да.)
ТУР «ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»
I этап
Пятеро разведчиков подошли к реке,
через которую лежал их дальнейший путь. Река была
глубокая, а моста через неё не было. У берега
стояла лодка с сидящими в ней двумя мальчиками.
Разведчики попросили перевезти их на тот берег.
Как сумели переправиться разведчики и сколько
рейсов сделала лодка, если известно, что она
могла перевозить только или двух мальчиков, или
одного разведчика? За рейс считать движение
лодки в одном направлении.
II этап
Шесть школьников участвовали в
воскреснике по заготовке дров. Они разделились
на три бригады. Бригадиров звали Володя, Петя и
Вася. Володе с Мишей дали пилить двухметровые
брёвна. Пете с Костей – полутораметровые, а Васе
с Лёшей – трёхметровые. Каждое бревно следовало
распилить на полуметровые поленья. В стенгазете
отметили, что бригадир Лавров с Рожковым
напилили 26 поленьев, бригадир Галкин с Комковым
– 27, а бригадир Козлов с Евдокимовым 28 поленьев.
Как зовут Комкова?
III этап
Выберите из предложенных вариантов
верный и вставьте его в пустую клетку.
Ответы. 1. Сила (давления) pS. 2.
Вектор: ускорение. 3. Единица, включающая
ньютон: В.
ТУР «БЛИЦТУРНИР»
Задаются вопросы либо всей команде,
либо каждому члену команды по цепочке. (Вопросы
первых двух этапов элементарные, по учебнику,
здесь не приводятся. – Ред.)
III этап
1. Кто впервые разложил белый свет в
спектр?
2. Изобретатель лампы накаливания.
3. Изменение координаты в единицу
времени.
4. Самая близкая к Солнцу планета.
5. Французский учёный, открывший
закон взаимодействия электрических токов.
6. Сосуд, теплоизолированный от
окружающей среды.
7. Сколько электронов в нейтральном
атоме водорода?
8. Какой орган глаза похож по форме
на собирающую линзу?
9. Создатель теории
электромагнитного поля.
10. Сила давления мальчика на пол
500 Н. Какова его масса?
11. Автор планетарной модели атома.
12. Французский физик, построивший
крутильные весы.
13. Чем заполнена открытая пустая
бутылка?
14. Учёный, открывший электрон.
15. В какое время года сильнее
провисают провода?
16. Внесистемная единица измерения
количества теплоты.
17. Год изобретения радио.
18. Оптический прибор для наблюдений
небесных тел.
19. Величина, количественно
характеризующая инертность.
20. Взаимное уничтожение при встрече
частиц и античастиц.
21. Точка, в которой линза собирает
лучи, параллельные её оптической оси.
22. Процесс изменения состояния газа
при постоянной температуре.
23. Существование какого двигателя
запрещают законы природы?
24. Из чего состоят атомы?
25. Время одного полного колебания.
26. Какую деформацию испытывает
тетива лука?
27. Как называется частица света?
28. Явление, при котором некоторые
металлы при низких температурах теряют своё
сопротивление.
29. Отношение заряда ко времени.
30. Вещества, способные хорошо
намагничиваться благодаря совместным действия
вихревых микротоков.
31. Физик-теоретик, вершина его
творчества – теория относительности.
32. «Набор» семи основных цветов.
33. Человек, руководивший
подготовкой первого полёта человека в космос.
24. Сколько нейтронов в ядре
дейтерия?
25. Какой орган человека называют
фотоаппаратом?
26. Единица работы.
27. Четвёртая от Солнца планета.
38. Сила, делённая на площадь.
39. Абсолютная шкала температур.
40. Русский учёный, установивший
закон теплового действия тока.
ТУР «ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА»
I этап
Определите ширину стола.
Оборудование: небольшой предмет
неизвестной массы, нить, часы с секундной
стрелкой.
II этап
Определите массу бруска.
Оборудование: цилиндрический
стеклянный сосуд с водой, линейка, небольшой
деревянный брусок, калькулятор.
III этап (2 мин)
При помощи плоского зеркала
прочитайте наибольшее число слов (физических
терминов, единиц физических величин и т.п.).
Ответы. Анод, атом, вес, воск, дата,
звонок, ландшафт, носок, нота, Ом, план, помпа,
талант, тон, тонна, флот, фото, фотон, шаттл, эхо.
ТУР «ФОРМУЛЫ»
I этап «Пазлы»
Написав на листке различные формулы,
разрезают лист на несколько частей и раздают
командам одинаковые пазлы. Побеждает команда,
быстро и правильно собравшая формулы.
II этап «Эстафета»
Все участники команды по очереди
выходят к доске и, взяв листочек с названим одной
из формул или закона, пишут на доске его формулу.
Побеждает тот, кто правильно и быстро напишет
больше формул.
Пример. На листочке участника
написано: «Закон всемирного тяготения». На доске
он должен написать: «F = Gm1m2/R2».
ТУР «РЕБУСЫ»
I этап
Угадайте ключевую фразу.
Ответ. Увеличил силу человека (о
Дж.Уатте).
II этап
Кто угадает больше слов, зашифрованных
в ребусах?
Ответы. 1. Скорость. 2. Наблюдение. 3.
Сила. 4. Анод. 5. Радар. 6. Осадка. 7. Траектория. 8.
Изобара. 9. Спектр. 10. Экран. 11. Протон.
12. Физика. 13. Вакуум. 14. Динамометр. 15.
Поляризация. 16. Опыт. 17. Линза. 18. Работа. 19. Масса.
20. Колба. 21. Период.
ТУР «ПОДБЕРИ ПАРУ»
I этап
Сопоставьте портрет учёного и связанное с ним
физическое явление или дату.
Ответы. Попов – дата открытия радиосвязи.
Ньютон – разложение света. Архимед – воздушный
шар. Джоуль – единицы работы. Ампер –
взаимодействие токов. Кулон – крутильные весы.