Н.Ю.МАРТЫНЕНКО,
УСШ № 2, пос. Уренгой, ЯНАО n.mart@list.ru
Отметка или отметина?
Психология в моей работе занимает
далеко не последнее место. Понадобилось
дополнительное изучение именно психологической
литературы, чтобы понять особенности многих
процессов, на которых базируется обучение
ребёнка. Свой педагогический опыт в
образовательном процессе я вижу в виде схемы,
представленной ниже.
Образовательный процесс – это
спираль, каждый последующий виток которой
соответствует более высокому уровню развития.
Для меня каждый виток – это последовательность
отдельных видов деятельности, а точнее,
взаимодействия учителя и учащегося. Начинается
взаимодействие с постановки проблемы, задачи,
решение которой опирается пока лишь на внешнюю
мотивацию учащихся: решить задачу, найти ответ на
вопрос, ПОТОМУ ЧТО ЭТОГО ХОЧЕТ УЧИТЕЛЬ. Далее
передо мной стоит задача создать внутреннюю
мотивацию детей. Для этого я опираюсь на
эмоциональную сферу личности и с помощью
различных методических приёмов стараюсь вызвать
определённые чувства и эмоции: тревогу,
удивление, недоверие… У детей появляется
желание найти ответ, потому что он их
заинтересовал. Решив эту задачу, приступаю к
учебной деятельности: используя особые формы и
приёмы, формирую у детей мотив творческого
применения имеющихся знаний, умений и навыков. В
процессе нашего взаимодействия цель достигается
– ответ получен, и это служит мотивом к
самооценке каждого участника.
Переходим к следующему звену –
контролю и коррекции знаний. На этом этапе важно,
чтобы самооценка ребёнка совпала с оценкой
учителя, тогда у него появляется следующий мотив
– переход к решению следующей проблемы на новом
витке спирали, более высокого уровня.
Двадцать лет педагогического стажа
позволяют мне сделать важный вывод: главное
звено в моей схеме – мотив к каждому виду
деятельности, и мотив – именно внутренний.
Слабое звено (и не только моей схемы) – как
сформировать мотив к оценке и самооценке?
Открытый урок. Кому не знакомо то
напряжённое состояние, которое охватывает
учителя перед этим событием? Казалось бы, что мы,
как обычно, должны показать себя и своё умение
учить, как делаем это каждый день. Откуда же это
волнение и даже страх? Ответ кроется в «её
величестве Оценке». Вообще-то по большому счёту,
оценки и отметки в той или иной форме –
неотъемлемая часть и общественной, и культурной
жизни общества. Это удобная вещь, позволяющая, не
вдаваясь в подробности, охарактеризовать
достижения. Но от этого факта легче не
становится.
О чём прежде всего мы спрашиваем своих
детей, встретившись после трудового дня? Какой
вопрос чаще всего задают детям гости? «Какие у
тебя отметки?» или что-то вроде этого.
Задумываемся ли мы, взрослые, какой отзвук
рождается при этом в душе ребёнка? Да, у отличника
– ощущение торжества, а у того, кто еле-еле тянет
на тройки? Ребёнок понимает, что своим ответом он
ставит себя на определённую ступень. Когда
ребёнок идёт в школу, он уже знает, что должен
учиться на пятерки. А это приводит к боязни
разочаровать родителей, учителя, стать
нелюбимым, неуспешным, грозит будущими
неврозами, депрессией, апатией.
Дети довольно быстро начинают видеть и
понимать, насколько условна оценка, как часто она
оказывается не связанной с действительными
умениями и знаниями, и учатся разным способам
получения хороших оценок: списыванию,
выпрашиванию и даже нарочито примерному
поведению. хорошая оценка гарантирует лучшую
жизнь. Кто-то успешно использует свои природные
возможности, кто-то берёт усидчивостью (не путаем
с зубрёжкой). Трудно иной раз удержаться от
желания оценить такого труженика не за усвоенный
материал и качественный рост, а за старание.
Ученик оказывается привязанным к отметкам
своего уровня, они определяют его «имидж». Такой
имидж нелегко изменить.
Однако, по единодушному мнению моих
коллег, многие неприметные троечники становятся
преуспевающими в жизни. И, наоборот, многие
отличники, имидж которых мы старались поддержать
до самого выпуска, терялись в большой жизни!
«Её величество Оценка»... И учителя, и
ученики в её власти. Ученик с его успешностью, с
его оценками и поведением – главный источник
внешней оценки и самооценки педагога. «Хороших»
учеников мало. Ругая своего нерадивого ученика
(для его же блага), мы защищаем своё «Я», своё
право считать себя хорошим, успешным учителем.
Часто в этой ситуации применяются и репрессивные
меры: злоупотребление двойками, записи в дневник,
вызов родителей, выговоры…
Что же делать? Вспомним о попытках
начальной школы уйти от формальной оценки, но…
убрали оценки – ввели солнышки, зайчики. Наша
газета «Физика», подводя итоги очередного этапа
конкурса «Я иду на урок», не печатает комментарии
членов жюри к урокам конкурсантов. Оценочность
становится глобальным свойством самооценки
педагога. Его самооценка, самоуважение,
самоприятие с годами становятся связанными с
внешней оценкой, внешней успешностью
педагогической деятельности. Но не всегда
уровень притязаний совпадает с уровнем
возможностей, способностей, работоспособности.
Значит, одной из важнейших сторон работы
школьного методиста должна быть работа по как
можно менее болезненному сравниванию
(выравниванию) двух этих уровней, двух оценок –
внутренней и внешней.
Задача учителя – стремиться сделать
то же самое по отношению к ученикам. Нельзя
убрать оценку вообще, без неё трудно
осуществлять процесс научения, но можно
перенести акцент на оценку внутреннюю. Видимо,
имеет смысл говорить о двух внутренних оценках
нашего ученика. Одна – оценка на настоящий,
текущий момент (оценка по конкретной теме, за
решение конкретной задачи, за один конкретный
урок). Она может быть плохой, но есть и вторая,
внутренняя оценка: «Я расту в отношении самого
себя», «Сегодня я делаю это более точно, быстрее,
качественнее, чем вчера».
Хорошо зарекомендовала себя
рейтинговая система оценок. Критериальный
подход к оцениванию процесса и результата
учебной деятельности – ещё один ресурс, который
в последнее время активно осваивается в
образовательном процессе. Все эти способы
помогают разомкнуть жёсткую сцепку формальной
внешней оценки учебного труда учителя и его
самооценки и резко снизить напряжённость и в
отношениях с учеником, и во внутреннем мире
самого педагога.
При высоком интеллекте и блестящей
памяти ребёнок учится плохо. Это не редкость.
Объясняйте ребёнку, убеждайте его, как важно
иметь твёрдый характер. Ребёнок должен научиться
говорить себе важное слово «надо». Родители
могут подготовить своего ребёнка к тому, что в
мире всегда существуют оценки и отметки, что всё
окружающее делится на хорошее и плохое. Задача
родителей – донести относительность этих
понятий, а значит, и относительность школьных
отметок. Основные критерии могут звучать
примерно так: дети – не «витрина» семьи, их
успехи и неудачи не стоит слишком выставлять
напоказ; не измеряйте знания цифрами; в
сложившейся нежелательной ситуации поддержите,
а не наказывайте. Наши дети должны знать, что если
у них получается хоть что-то, то они уже достойны
уважения. Это что-то может проявиться как
склонность к музыке, спорту, технике. И учителя, и
родители не должны ориентировать детей на
сплошные успехи в школе. Максимальная оценка
индивидуальна для каждого: для кого-то это
пятёрка, а для кого-то – тройка. Лучше выделить те
предметы, по которым они способны получить
высокий балл и научиться большему. Но опять же, я
как учитель должна быть максимально внимательна,
чтобы в одном случае не пропустить и не потерять
потенциального «гения», не успевшего проявить
себя, а в другом – не сердиться на своего ученика
за то, что он любит историю. Цель наших детей –
учиться, развиваться, расти, а не получать любой
ценой высокие баллы. Мне как-то пришлось убеждать
родителей одной из моих учениц в том, что ей лучше
не зубрить физику, а с удовольствием сделать
дополнительное задание по любимой биологии.
Кстати, любовь к биологии можно тоже
использовать на уроке физики. Поняв
действительное место оценок, ученик избавится от
страха перед оцениванием, сможет воспринимать
себя таким, какой он есть, и получать
удовлетворение от своих реальных успехов (не
обязательно школьных).
Снижение веса формальной оценки –
процесс длительный. Жёсткий контроль пугает
учащихся, поэтому индивидуальные занятия для
всех, кому требуется помощь, должны быть
неотъемлемой частью педагогической
деятельности. Только в личной беседе с
подростком можно понять, что им движет, в чём его
сильные и слабые стороны. На таких занятиях я
прежде всего стараюсь помочь преодолеть себя,
поверить в свои силы, в то, что физика – не «самый
трудный предмет». Я не стремлюсь к тому, чтобы все
полюбили физику. Если подросток знает физику
только на «три», но уделяет большое внимание
истории или литературе, я отношусь к нему так же
уважительно, как к самому лучшему «физику». Для
меня важно на своих уроках научить
самостоятельно учиться. Если же доводится
наблюдать «рождение» нового физика, то радость
десятикратна. Это главный критерий отличной
работы учителя и главная составляющая того
самого мотива к самооценке и к переходу на более
высокий уровень процесса обучения.
В работе учителя много возможностей
для творчества и радости. И не меньше источников
для саморазрушения. На чём мы построим свою жизнь
в профессии, своё отношение к окружающему нас
миру – выбирать нам.
Разные по психическому и физическому
здоровью люди платят разную цену за высокие
баллы. Мы все в одной лодке – администрация,
рядовые учителя, родители и наши дети. Как мы
поплывём, зависит от всех нас, но менее всего – от
детей, хотя именно они – главные в нашей лодке и
основное составляющее наших успехов. Мы поможем
им, а они сделают нашу жизнь лучше.
Вот и всё. В заключение хочу признаться: самый
лучший из всех подарков, которые ежегодно по
традиции выпускники вручают своим учителям, –
это подсвечник, сделанный в школьной мастерской,
с дарственной надписью «За моральную поддержку».