Н.Ю.МАРТЫНЕНКО,
УСШ № 2, пос. Уренгой, ЯНАО n.mart@list.ru

Отметка или отметина?

Психология в моей работе занимает далеко не последнее место. Понадобилось дополнительное изучение именно психологической литературы, чтобы понять особенности многих процессов, на которых базируется обучение ребёнка. Свой педагогический опыт в образовательном процессе я вижу в виде схемы, представленной ниже.

Спираль образовательного процесса

Образовательный процесс – это спираль, каждый последующий виток которой соответствует более высокому уровню развития. Для меня каждый виток – это последовательность отдельных видов деятельности, а точнее, взаимодействия учителя и учащегося. Начинается взаимодействие с постановки проблемы, задачи, решение которой опирается пока лишь на внешнюю мотивацию учащихся: решить задачу, найти ответ на вопрос, ПОТОМУ ЧТО ЭТОГО ХОЧЕТ УЧИТЕЛЬ. Далее передо мной стоит задача создать внутреннюю мотивацию детей. Для этого я опираюсь на эмоциональную сферу личности и с помощью различных методических приёмов стараюсь вызвать определённые чувства и эмоции: тревогу, удивление, недоверие… У детей появляется желание найти ответ, потому что он их заинтересовал. Решив эту задачу, приступаю к учебной деятельности: используя особые формы и приёмы, формирую у детей мотив творческого применения имеющихся знаний, умений и навыков. В процессе нашего взаимодействия цель достигается – ответ получен, и это служит мотивом к самооценке каждого участника.

Переходим к следующему звену – контролю и коррекции знаний. На этом этапе важно, чтобы самооценка ребёнка совпала с оценкой учителя, тогда у него появляется следующий мотив – переход к решению следующей проблемы на новом витке спирали, более высокого уровня.

Двадцать лет педагогического стажа позволяют мне сделать важный вывод: главное звено в моей схеме – мотив к каждому виду деятельности, и мотив – именно внутренний. Слабое звено (и не только моей схемы) – как сформировать мотив к оценке и самооценке?

Открытый урок. Кому не знакомо то напряжённое состояние, которое охватывает учителя перед этим событием? Казалось бы, что мы, как обычно, должны показать себя и своё умение учить, как делаем это каждый день. Откуда же это волнение и даже страх? Ответ кроется в «её величестве Оценке». Вообще-то по большому счёту, оценки и отметки в той или иной форме – неотъемлемая часть и общественной, и культурной жизни общества. Это удобная вещь, позволяющая, не вдаваясь в подробности, охарактеризовать достижения. Но от этого факта легче не становится.

О чём прежде всего мы спрашиваем своих детей, встретившись после трудового дня? Какой вопрос чаще всего задают детям гости? «Какие у тебя отметки?» или что-то вроде этого. Задумываемся ли мы, взрослые, какой отзвук рождается при этом в душе ребёнка? Да, у отличника – ощущение торжества, а у того, кто еле-еле тянет на тройки? Ребёнок понимает, что своим ответом он ставит себя на определённую ступень. Когда ребёнок идёт в школу, он уже знает, что должен учиться на пятерки. А это приводит к боязни разочаровать родителей, учителя, стать нелюбимым, неуспешным, грозит будущими неврозами, депрессией, апатией.

Дети довольно быстро начинают видеть и понимать, насколько условна оценка, как часто она оказывается не связанной с действительными умениями и знаниями, и учатся разным способам получения хороших оценок: списыванию, выпрашиванию и даже нарочито примерному поведению. хорошая оценка гарантирует лучшую жизнь. Кто-то успешно использует свои природные возможности, кто-то берёт усидчивостью (не путаем с зубрёжкой). Трудно иной раз удержаться от желания оценить такого труженика не за усвоенный материал и качественный рост, а за старание. Ученик оказывается привязанным к отметкам своего уровня, они определяют его «имидж». Такой имидж нелегко изменить.

Однако, по единодушному мнению моих коллег, многие неприметные троечники становятся преуспевающими в жизни. И, наоборот, многие отличники, имидж которых мы старались поддержать до самого выпуска, терялись в большой жизни!

«Её величество Оценка»... И учителя, и ученики в её власти. Ученик с его успешностью, с его оценками и поведением – главный источник внешней оценки и самооценки педагога. «Хороших» учеников мало. Ругая своего нерадивого ученика (для его же блага), мы защищаем своё «Я», своё право считать себя хорошим, успешным учителем. Часто в этой ситуации применяются и репрессивные меры: злоупотребление двойками, записи в дневник, вызов родителей, выговоры…

Что же делать? Вспомним о попытках начальной школы уйти от формальной оценки, но… убрали оценки – ввели солнышки, зайчики. Наша газета «Физика», подводя итоги очередного этапа конкурса «Я иду на урок», не печатает комментарии членов жюри к урокам конкурсантов. Оценочность становится глобальным свойством самооценки педагога. Его самооценка, самоуважение, самоприятие с годами становятся связанными с внешней оценкой, внешней успешностью педагогической деятельности. Но не всегда уровень притязаний совпадает с уровнем возможностей, способностей, работоспособности. Значит, одной из важнейших сторон работы школьного методиста должна быть работа по как можно менее болезненному сравниванию (выравниванию) двух этих уровней, двух оценок – внутренней и внешней.

Задача учителя – стремиться сделать то же самое по отношению к ученикам. Нельзя убрать оценку вообще, без неё трудно осуществлять процесс научения, но можно перенести акцент на оценку внутреннюю. Видимо, имеет смысл говорить о двух внутренних оценках нашего ученика. Одна – оценка на настоящий, текущий момент (оценка по конкретной теме, за решение конкретной задачи, за один конкретный урок). Она может быть плохой, но есть и вторая, внутренняя оценка: «Я расту в отношении самого себя», «Сегодня я делаю это более точно, быстрее, качественнее, чем вчера».

Хорошо зарекомендовала себя рейтинговая система оценок. Критериальный подход к оцениванию процесса и результата учебной деятельности – ещё один ресурс, который в последнее время активно осваивается в образовательном процессе. Все эти способы помогают разомкнуть жёсткую сцепку формальной внешней оценки учебного труда учителя и его самооценки и резко снизить напряжённость и в отношениях с учеником, и во внутреннем мире самого педагога.

При высоком интеллекте и блестящей памяти ребёнок учится плохо. Это не редкость. Объясняйте ребёнку, убеждайте его, как важно иметь твёрдый характер. Ребёнок должен научиться говорить себе важное слово «надо». Родители могут подготовить своего ребёнка к тому, что в мире всегда существуют оценки и отметки, что всё окружающее делится на хорошее и плохое. Задача родителей – донести относительность этих понятий, а значит, и относительность школьных отметок. Основные критерии могут звучать примерно так: дети – не «витрина» семьи, их успехи и неудачи не стоит слишком выставлять напоказ; не измеряйте знания цифрами; в сложившейся нежелательной ситуации поддержите, а не наказывайте. Наши дети должны знать, что если у них получается хоть что-то, то они уже достойны уважения. Это что-то может проявиться как склонность к музыке, спорту, технике. И учителя, и родители не должны ориентировать детей на сплошные успехи в школе. Максимальная оценка индивидуальна для каждого: для кого-то это пятёрка, а для кого-то – тройка. Лучше выделить те предметы, по которым они способны получить высокий балл и научиться большему. Но опять же, я как учитель должна быть максимально внимательна, чтобы в одном случае не пропустить и не потерять потенциального «гения», не успевшего проявить себя, а в другом – не сердиться на своего ученика за то, что он любит историю. Цель наших детей – учиться, развиваться, расти, а не получать любой ценой высокие баллы. Мне как-то пришлось убеждать родителей одной из моих учениц в том, что ей лучше не зубрить физику, а с удовольствием сделать дополнительное задание по любимой биологии. Кстати, любовь к биологии можно тоже использовать на уроке физики. Поняв действительное место оценок, ученик избавится от страха перед оцениванием, сможет воспринимать себя таким, какой он есть, и получать удовлетворение от своих реальных успехов (не обязательно школьных).

Снижение веса формальной оценки – процесс длительный. Жёсткий контроль пугает учащихся, поэтому индивидуальные занятия для всех, кому требуется помощь, должны быть неотъемлемой частью педагогической деятельности. Только в личной беседе с подростком можно понять, что им движет, в чём его сильные и слабые стороны. На таких занятиях я прежде всего стараюсь помочь преодолеть себя, поверить в свои силы, в то, что физика – не «самый трудный предмет». Я не стремлюсь к тому, чтобы все полюбили физику. Если подросток знает физику только на «три», но уделяет большое внимание истории или литературе, я отношусь к нему так же уважительно, как к самому лучшему «физику». Для меня важно на своих уроках научить самостоятельно учиться. Если же доводится наблюдать «рождение» нового физика, то радость десятикратна. Это главный критерий отличной работы учителя и главная составляющая того самого мотива к самооценке и к переходу на более высокий уровень процесса обучения.

В работе учителя много возможностей для творчества и радости. И не меньше источников для саморазрушения. На чём мы построим свою жизнь в профессии, своё отношение к окружающему нас миру – выбирать нам.

Разные по психическому и физическому здоровью люди платят разную цену за высокие баллы. Мы все в одной лодке – администрация, рядовые учителя, родители и наши дети. Как мы поплывём, зависит от всех нас, но менее всего – от детей, хотя именно они – главные в нашей лодке и основное составляющее наших успехов. Мы поможем им, а они сделают нашу жизнь лучше.

Вот и всё. В заключение хочу признаться: самый лучший из всех подарков, которые ежегодно по традиции выпускники вручают своим учителям, – это подсвечник, сделанный в школьной мастерской, с дарственной надписью «За моральную поддержку».

.  .