В.В.ПЕРЕПЕЛИЦИНА, В.И.ЧУРИЛОВ,
школа № 1716, г. Москва
Построение логических
последовательностей
7-й класс
В связи с большим информационным
потоком перегрузка учеников приводит к низкому
уровню усвоения учебного материала. Эффективно
повысить качество образования при преподавании
физики 2 ч/нед. можно, применяя современные
дидактические приёмы, а также используя на
уроках такое мощное привлекательное средство,
как компьютер. Мы разработали как дополнение к
учебнику две версии построения логических
последовательностей основных знаний:
компьютерную и бумажную, в виде карточек.
Весь материал учебника А.В.Пёрышкина
был разбит на семь тем: «Строение вещества»,
«Плотность вещества», «Механическое движение»,
«Сила», «Давление», «Золотое правило механики»,
«Работа силы и механическая энергия». Учитель в
течение нескольких первых уроков раскрывает
содержание каждой темы, записывая на доске
«опорные знаки» (структурные элементы) в виде
основных понятий, законов, физических явлений,
формул, графиков и т.д., и таким образом
подготавливает основу для построения логической
последовательности (структурной схемы). Изучение
темы сопровождается, конечно, лабораторными
работами и демонстрационными опытами.
Дома ученик изготавливает карточки с
этими «опорными знаками» и, дополнительно, со
своими, почерпнутыми при чтении учебника и
справочной литературы. Размещая все карточки в
определённой последовательности, он
подготавливает свою версию логической
структуры. При проверке домашнего задания
учитель убеждается в наличии карточек и
обсуждает содержание наиболее важных, без
которых невозможно раскрыть тему.
По завершении темы класс разбивается
на группы, каждая группа строит и защищает свою
версию логической последовательности. В
совместном обсуждении создаётся окончательная
версия, собираемая с помощью карточек. Иногда,
если необходимо связать различные главы
учебника, логическая последовательность
выстраивается поэтапно в течение 1–3-й четвертей.
В этом случае анализируется предшествующий этап
и обосновывается его связь с последующим. Для
многократного повторения темы и закрепления
навыков построения логической
последовательности можно создать компьютерные
варианты задания и версию структурной схемы.
Каждое задание, таким образом, содержит набор
«опорных знаков» и перечень вопросов.
Ученик, располагая карточки (бумажные
или электронные) в определённом порядке,
выстраивает логическую последовательность
основных знаний в соответствии со своим
пониманием темы и составляет рассказ,
раскрывающий содержание раздела или главы. Затем
он отвечает на вопросы учителя (или класса),
которые не затронул в рассказе. Таким образом,
ученик с помощью построенной им структурной
схемы сам устанавливает логическую связь
основных понятий, законов, физических явлений,
формул, примеров (рисунков), графиков,
лабораторных работ, демонстрационных опытов и
раскрывает содержание раздела (главы).
Высокая концентрация информации
высвобождает время на решение физических задач,
что позволяет в 4-й четверти приступить к анализу
каждой логической последовательности и не
только увеличить список решённых задач, но и
попытаться самостоятельно построить новые.
В качестве примера показано
построение компьютерной версии логической
последовательности по теме «Плотность
вещества». Задание выдаётся в виде набора
«опорных знаков» (структурных элементов) и
списка вопросов (рис. 1). Ученик может построить
нескольких вариантов логической
последовательности (один из вариантов
представлен на рис. 2) и составить рассказ. Задача
учителя – проконтролировать полноту и
правильность раскрытия темы.