Александр Александрович Князев
окончил Саратовский ГПУ им. Н.Г.Чернышевского в
1970 г. и 21 год работал там в должности старшего
научного сотрудника, ныне – доцент факультета
нелинейных процессов. С 1993 г. ещё и преподаёт
физику в саратовском Лицее прикладных наук.
Программа ЛПН направлена на расширенное
изучение основ предмета и выработку навыков
анализа и решения задач (см. «Физика» № 37/01, 34/04).
За почти 15 лет существования лицея в нём
подготовлено около трети победителей олимпиад
самых различных уровней, лауреатов конкурсов и
учебно-практических конференций. Из учеников
первых двух выпусков уже защитились 15 человек
(каждый четвёртый). Свыше 20 лет Александр
Александрович участвует в деятельности комитета
по проведению городских и областных туров
всероссийских олимпиад по физике, в последнее
время больше как консультант и составитель
заданий. Имеет высшую квалификационную
категорию, трижды Соросовский учитель, дважды
обладатель грантов фонда «Династия».
Поддерживает связь с учителями города и области,
чьи ученики участвуют в конференциях и
олимпиадах. С развитием компьютерной сети в круг
общения попадают активные учителя и других
городов России (knf@sgu.ru). В школьные годы был
неплохим аккордеонистом, даже работал
концертмейстером в районном Доме культуры,
рисовал, увлекался математикой (и всем другим,
чем увлекались тогда мальчишки…), совершенно
серьёзно готовился к профессии архитектора.
Однако в результате одной из жизненных
бифуркаций, в общем-то неожиданно, стал физиком,
но не пожалел об этом ни разу. Конечно, главную
роль в развитии широты интересов и глубины
увлечений сыграла генетика: строгая, умелая и
заботливая мать, отец, имевший, как и дед,
несколько высших образований и достигший
высочайшего уровня профессионализма. В
дополнение к этому в школах, где пришлось учиться
(г. Гурьев, ныне Атерау, посёлки Горный и Озинки,
оба в Саратовской области), необычайно везло на
хороших друзей и прекрасных учителей.
Посчастливилось и в научном коллективе:
доброжелательные и умные коллеги, талантливые
руководители. Александр Александрович – один из
тех учителей, кто не забывает, что у каждого
ученика своя дорога. Его педагогическая
программа проста: физика – не самое главное в
жизни, но именно она открывает всю неохватность
Природы и её неожиданную красоту в конкретных,
чётко сформулированных закономерностях, подобно
тому, как самое тонкое чувство может быть
записано посредством алфавита, состоящем всего
из нескольких десятков букв, а сложнейшая музыка
– с помощью комбинации всего из семи нотных
знаков. Этому учатся, и это подвластно почти
любому. Однако физические закономерности среди
прочих совершенно не очевидны, – они потребовали
напряжённой деятельности лучших мудрецов
человечества. И даже только попытка постижения
главных из этих тайн в юности поможет затем
оставаться зорким на всю дальнейшую жизнь, в
любой деятельности. Ну а учитель, конечно, должен
быть способным выполнить такую программу. К
счастью, таких в России всегда было немало.
На фото: юбиляр демонстрирует маятник
Капицы.
От всей души желаем Александру
Александровичу здоровья и творческих успехов в
деле обучения и воспитания подрастающего
поколения!
Вы блестящий учитель, у вас
прекрасные ученики!