ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

С.Г.ЛИСИЦЫН, ОТИ МИФИ,
ФМЛ № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
fox@telecom.ozersk.ru

Компьютерные эксперименты в курсе физики

Физика была, видимо, одной из первых наук, в которых научный эксперимент целенаправленно использовался для получения новых знаний и проверки научных теорий. В последние десятилетия, после появления компьютеров, грань между теоретической и экспериментальной физикой стала не столь отчётливой, поскольку возник новый вид экспериментов – численные эксперименты. Такие эксперименты ставятся не над реальными объектами, а над их математическими моделями. Результаты позволяют оценить качество модели, уточнить её, оценить масштабы различных допущений. Но компьютерные эксперименты полезны и в образовании. Так, при изучении кинематики можно рассмотреть последовательное вычисление с помощью компьютера координат тела, брошенного под углом к горизонту, и вывод изображений этого тела на экран. Такой процесс будет выглядеть как мультфильм, передающий все основные закономерности движения. Казалось бы, особой нужды в таком эксперименте нет, т.к. формулы кинематики уже содержат в себе всё. Это верно, но лишь для простейшей задачи движения тела в однородном поле силы тяжести. А если мы хотим учесть силу сопротивления воздуха или изменение силы тяжести с высотой? Тогда без компьютера много сделать не удастся. Заметим, что сложность программы расчёта движения тела при этом почти не изменится.

Компьютерные эксперименты позволяют увидеть многие явления, не доступные при традиционном подходе: увидеть движение системы взаимодействующих тел, изучить на этой основе свойства неидеального газа, кристалла, капли жидкости. Можно пронаблюдать процесс плавления кристалла, испарения жидкости и т.п. Такой программный комплекс разработан на кафедре физики нашего института и более пяти лет применяется и в самом институте, и в физико-математическом лицее № 39 г. Озёрска. Рассмотрим одну из программ этого комплекса, позволяющую строить силовые линии и эквипотенциальные поверхности электрического поля системы точечных зарядов.

В начале работы вы можете расположить на экране компьютера любое число зарядов, задав произвольным образом их величины и знаки. После этого, установив в произвольную точку экрана курсор мыши и нажав её левую клавишу, вы получите силовую линию, проходящую через эту точку. Нажатие правой клавиши мыши вызовет процедуру построения эквипотенциальной поверхности, точнее, линии, получающейся от пересечения эквипотенциальной поверхности с плоскостью экрана (рисунок слева).

Изображение на экране компьютера силовых линий от двух электрических разноимённых зарядов
Изображение на экране компьютера силовых линий от двух электрических разноимённых зарядов

Что даёт нам эта картинка? Проделав даже такой простой эксперимент, вы можете обсудить с учащимися важные понятия электростатики:

– Что называется силовой линией?

– Что называется эквипотенциальной поверхностью?

– Докажите, что силовые линии всегда перпендикулярны эквипотенциальным поверхностям.

– Как выглядят эквипотенциальные поверхности точечного заряда? однородного поля?

– Как по картине силовых линий определить области высокой и низкой напряжённости поля?

– Как по картине эквипотенциальных поверхностей определить области высокой и низкой напряжённости поля?

Увеличенное изображение фрагмента изображения на экране компьютера
Увеличенное изображение фрагмента изображения на экране компьютера

После разбора общих положений можно решить и конкретную задачу. На рисунке cправа изображён фрагмент первого рисунка, на котором кружками с цифрами внутри обозначены три области поля. Можно предложить учащимся вопросы (разрешив при поиске ответа пользоваться линейкой с делениями):

– Одинаковы или различны знаки зарядов? (Ответ. Знаки различны.)

– Есть ли на чертеже точка, в которой напряжённость поля равна нулю? (Ответ. Да, точка А.)

– Величина какого заряда больше? (Ответ. Показанного чёрным кружком.)

– Во сколько раз? (Ответ. В 16 раз.)

– Во сколько раз различаются напряжённости поля в областях 1, 2 и 3? (Ответ. Е1 : Е2 : Е3 25 : 1 : 3.)

В заключение хотел бы кратко ответить на возможный вопрос: поскольку компьютерные эксперименты позволяют увидеть всё, что можно увидеть в обычном эксперименте и даже больше, может быть, натурные эксперименты при изучении физики вовсе не нужны? Уверен, что абсолютно необходимы. Физика – наука о природе, а не о виртуальной реальности. Физические модели – это всегда приближение к реальной действительности. Поэтому компьютерные эксперименты в принципе не могут быть заменой натурных, но могут дополнить их, помочь в их теоретическом осмыслении.

Сергей Григорьевич Лисицын Сергей Григорьевич Лисицын – доцент, к.ф.-м.н., завкафедрой физики Озёрского технологического института, учитель физики высшей квалификационной категории в ФМЛ № 39, почётный работник высшего профессионального образования, Соросовский учитель. Окончил МФТИ и аспирантуру МФТИ по кафедре «Проблемы теоретической физики». После окончания аспирантуры приехал в Озёрск и работает в ОТИ МИФИ уже 30 лет. Основная педагогическая концепция: лучшее обучение – это обучение с интересом. Считает, что можно сделать физику интересным предметом, если показать, как работают известные законы и понятия физики, увлечь поиском истины, – не по готовым формулам (их просто нет), но с помощью известных законов и понятий. А увлечь может лишь тот, кто сам увлечён. Предметом личной гордости является комплекс программ, моделирующих поведение системы взаимодействующих частиц. С его помощью можно увидеть и изучить многие процессы, происходящие в газах, жидкостях, твёрдых телах, в том числе и фазовые превращения (плавление, испарение, конденсацию и кристаллизацию, фазовые превращения ферромагнетиков). Последние 15 лет по совместительству ещё и преподаёт в лицее (со дня основания), работает с удовольствием. Главная обязанность – подготовка к олимпиадам. Радует, что приходится учить талантливых детей, – труд учителя оказывается исключительно благодарным. Лицеисты ежегодно становятся призёрами олимпиад по физике различного уровня – от городских до всероссийских. Многие поступают в МФТИ, МГУ, СПбГУ и другие ведущие вузы. Обе дочери связали свою жизнь с гуманитарными науками, но отношения с техникой хорошие – свободно владеют компьютером, водят машину. Мелкие сбои устраняют без посторонней помощи и нередко подают отцу дельные технические советы. Растёт внук. Неясно пока, кем он станет, но интерес к физике у него имеется. Жизненная позиция состоит в том, что жить необходимо с интересом, заниматься любимым делом и не ходить на работу, как на подвиг, делиться своим интересом с людьми и учиться у них. Не завидовать, жить своей жизнью и делать своё дело. В свободное время любит читать, слушать классическую музыку, интересуется живописью. Любит рыбалку и грибы летом, лыжи зимой, фотографирует.

.  .