ПОРТФОЛИО
О.В.ПОРОШИН,
ФМЛ № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
licey39@mail.ru
Турнир моделей метательных машин
Разработка многопредметной игры.
8-й класс
При изучении различных дисциплин в
школе у детей часто складывается ощущение, что
материал, изучаемый ими на уроках, никак не
связан с окружающим миром, а потому не может им
пригодиться. Чтобы изменить это ощущение,
показать взаимосвязь теории с практикой, а также
общность изучаемых предметов, нами была
разработана и проведена в 8-м классе игра «Турнир
моделей метательных машин». Суть игры состоит в
следующем:
– В параллели создаются несколько
команд (у нас получилось три).
– Внутри команды чётко распределяются
обязанности согласно Положению (в принципе одну
должность могут занимать несколько человек,
кроме капитана, конечно).
– Команда выбирает себе объект для
моделирования и сообщает об этом руководителю
игры (в нашей игре были выбраны модели арбалета,
катапульты и баллисты).
– Каждый член команды начинает
набирать материал по своей теме, причём всё время
обменивается полученной информацией с другими
членами команды, т.к. она может оказаться
необходимой для их работы (например, историки
должны дать инженерам общий вид и устройство
машины, материаловедам – из чего были
изготовлены её разные части, баллистикам –
принцип действия, и т.д.).
– Весь наработанный материал
представляется к заранее оговорённому сроку на
предварительную защиту (примерно через месяц
после начала игры), цель которой –
скорректировать работу команды в целом перед
основной защитой.
– Защита моделей может проходить в
несколько этапов, например, в один день –
выступление историков, материаловедов и
баллистиков, в другой – выступление инженеров и
соревнование моделей.
Игра проводится как минимум в течение
четверти (у нас это была третья четверть), т.к. она
требует серьёзной подготовки: поиск материала,
создание модели, подготовка доклада. Задача
руководителя игры состоит в том, чтобы всё время
поддерживать в ребятах интерес. Для этого
проводятся (не реже раза в неделю) консультации
преподавателей с учениками: учитель физики – с
механиками, материаловедами, учитель истории – с
историками, учитель труда – с инженерами. Можно
подключить учителей черчения, математики и т.д. Я
думаю, что каждый преподаватель в рамках этой
игры сумеет достичь каких-то своих целей по
предмету, главное, соблюдать равновесие между
выбранными направлениями.
Кроме тех итоговых мероприятий,
которые описаны в Положении, очень важным итогом
и логическим продолжением этой игры может стать
написание учеником (или учениками) научной
работы на основе собранного материала. Мне
кажется, что такой способ выбора темы работы
более естественный и логичный. Во-первых, на
начальном этапе накопления материала, когда
необходимо переработать большой объём, ученик не
одинок, а работает в команде; во-вторых, перед ним
в полной мере открывается несколько направлений,
и он может свободно выбирать; в-третьих,
продолжать работу над проектом будут только
ученики, для которых это действительно
интересно, и, в-четвёртых, сами преподаватели во
время консультаций увидят ребят, которые могут
справиться с подготовкой научной работы.
В результате такой игры в нашем лицее
была написана совместная физико-историческая
работа «Применение катапульт при осаде
Карфагена. Физика работы метательных машин».
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ
КОНКУРСА ДЕЙСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ
Цель: создание действующей,
исторически достоверной модели метательной
машины.
Исполнители: команда из пяти-семи
человек, учеников 8-го класса.
Требования: историческая
достоверность модели должна быть подтверждена
реферативной работой. Габариты модели не более 0,5
ґ 0,5 ґ 0,5 м. Масса метательного снаряда должна быть
равна 100 г.
Этапы проведения конкурса
I. Регистрация команды.
Команда представляет свой личный состав с
указанием должностей.
Примеры должностей:
Капитан – осуществляет общее
руководство работой команды, представляет
команду на конкурсе, отвечает за регистрационный
лист, руководит сборкой модели и т.д.
Историк – обеспечивает историческое
обоснование проекта, которое должно содержать
точное оригинальное название орудия, примерное
(как можно более точное) время создания, место
создания, в каких войнах, кем и насколько успешно
использовалось, из каких материалов
изготавливалось, какие реальные размеры имело,
каким образом применялось, внешний вид, а также
точное указание источников, откуда была взята
информация.
Инженер – осуществляет техническую
разработку проекта, в которую входит: чертёж с
указанием размеров, по которому будет
осуществлена сборка, примерный расчёт работы
отдельных узлов и всего орудия в целом (моменты
сил, выигрыш в силе, прикладываемые усилия,
величины прогибов и т.д.).
Материаловед – отвечает за подбор
современных материалов, которые по своим
физическим свойствам близки к тем материалам,
которые использовались в оригинале, при этом
необходимо составить обоснование этого подбора,
а именно: вид материала, используемое свойство
(прочность, упругость и т.п.), какой величиной это
свойство характеризуется и каким образом
устанавливалась аналогия (опытным путём, по
таблицам или как-нибудь ещё).
Баллистик – рассчитывает траекторию
движения снаряда. На предварительном этапе
должен составить уравнение движения снаряда,
вывести зависимость основных параметров
стрельбы (дальность и высота полёта) от начальных
условий (начальная скорость и угол возвышения), а
также вычислить их примерное значение для своей
модели.
Каждую должность (кроме капитана)
может занимать несколько человек, но тогда в
итоговом отчёте необходимо указать степень
участия каждого (И. – подбирал материал, П. –
проводил эксперимент, С. – оформлял отчёт и т.д.).
II. Презентация проекта.
Историки представляют проект команды и его
историческое обоснование. Представление
происходит на общем собрании команд перед
экспертной комиссией. За представление в
регистрационный лист команды заносятся баллы.
Оцениваются научность, обоснованность и
оригинальность представления.
III. Защита технического проекта
модели. Представляются техническая
разработка, обоснование подбора материалов,
оценочный расчёт боевых характеристик орудия. За
представление в регистрационный лист команды
заносятся баллы. Представление происходит на
общем собрании команд перед экспертной
комиссией. Оцениваются научность,
обоснованность и оригинальность представления.
IV. Предварительная демонстрация
моделей. Команды демонстрируют модели в
действии только перед комиссией, каждая команда
– в своё время. Комиссия проверяет соответствие
моделей заданным параметрам и оценивает
схожесть с оригиналом и внешний вид. В
регистрационный лист команды заносятся баллы.
V. Соревнование моделей. В
соревновании выявляется команда-победитель.
Модели должны принять участие в трёх видах
состязания: максимальная дальность,
максимальная точность и стрельба по закрытой
мишени.
Регистрационный лист команды
МОДЕЛЬ: _________________________
Олег Владимирович Порошин – выпускник
Уральского ГПУ (г. Екатеринбург) 1994 г., учитель
физики высшей квалификационной категории,
педагогический стаж 12 лет, из них 3 года – в
физико-математическом лицее № 39 г. Озёрска.
Педагогическая концепция: учитель – не просто
источник знаний, а ученик – не их пассивный
потребитель, скорее, учитель – это помощник и
наставник ученика в увлекательном процессе
исследования окружающего мира. В своей работе
большое внимание уделяет
научно-исследовательской деятельности учащихся,
причём на всех уровнях: на уроках – это решение
качественных задач, дома – изготовление
собственными руками физических приборов, во
внеурочное время – написание
научно-исследовательских работ и участие в
интеллектуальных программах, летом – работа в
школьном научно-исследовательском лагере. Такой
подход развивает в детях неподдельный интерес к
предмету, во всяком случае, когда приходит время
определяться в конце 9-го класса с выбором
профиля, недостатка в желающих поступить в
физический класс не бывает. Из достигнутого
можно перечислить победы учеников на городских и
областных олимпиадах по физике, а также на
вступительных олимпиадах в такие вузы, как МФТИ и
СПбГУ, успешные выступления на
научно-практических конференциях, поступление в
вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга,
Челябинска и Озёрска, успешное написание ЕГЭ.
Имеет жену, двоих сыновей и собаку – это, пожалуй,
самое главное в жизни хобби. Хотя, кроме этого,
очень любит книги и музыку, в основном авторскую
песню.