НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В.Е.ХАРИТОНОВА,
школа № 80, г. Челябинск
Интегрированные уроки
Курс опережающего обучения.
ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА.
5–7-й классы
Урок 1. ВЕЛИЧИНЫ
(ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА), 5-й класс
Цели урока: повторение и
обобщение знаний о величинах (скорость, время,
путь, площадь, объём), формулах, их выражениях,
отработка умений их применения, подчёркивание
взаимосвязи физики и математики; развитие
логического мышления (анализ, синтез, сравнение);
воспитание познавательной активности, интереса
к предмету, умения слушать товарищей и
доказывать свою точку зрения.
Форма урока: игра-конкурс. Ребята
делятся на команды «Скорость», «Время»,
«Площадь» и «Объём», вытягивая билетик с
символом u, t, s или V. Ведущие –
учителя физики и математики.
Ход урока
Разминка. К доске выходят по
одному человеку из каждой команды и выполняют
задания: 1. Запишите все известные формулы.
2. Перечислите используемые в них величины.
3. В каких единицах можно выразить каждую их
этих величин? 4. Назовите приборы для измерения
этих величин.
Решение задач: на нахождение
площади; с использованием формул объёма; на
нахождение скорости, времени и пути.
Преимущество получает команда, решившая задачу
или ответившая на вопрос первой, но
выслушиваются решения и дополнения всех команд.
Правильное решение, если оно не было найдено,
обязательно показывается.
1. Найдите площадь фигуры:
А.
Б.
2. Заполните таблицу на нахождение a,
b, S.
3. Заполните таблицу:
4. Экспериментальное задание (мензурки
с водой, тело на нитке).
Определите: 1) цену деления; 2) объём
налитой жидкости; 3) максимальный объём; 4) объём
тела неправильной формы.
5. Экспериментальное задание
(прямоугольные параллелепипеды, линейки).
Произведите измерения и найдите объём.
6. Переведите единицы км/ч в единицы м/с:
108 км/ч; 2160 км/ч; 7200 км/ч; 180 км/ч.
7. Нарисуйте шкалу спидометра с ценой
деления 20 км/ч, максимальным значением
180 км/ч и показанием стрелки 110 км/ч.
8. Нарисуйте шкалу спидометра с ценой
деления 5 км/ч, максимальным значением
140 км/ч и показанием (положением стрелки)
65 км/ч.
9. Заполните таблицу:
10. Задачи по карточкам:
1. В некотором царстве, в некотором
государстве была такая единица длины – бумбас.
Двор царского дворца имел форму прямоугольника
со сторонами 50 и 80 бумбасов. Найдите площадь
дворца в квадратных бумбасах. (Ответ: 50 • 90 =
4000 (кв. бумбасов).)
2. А сам дворец стоял в углу двора,
занимал квадрат со стороной 20 бумбасов. Царь
решил выложить двор снаружи коврами, имевшими
форму прямоугольников со сторонами 2 и 5 бумбасов.
Сколько потребуется ковров? (Ответ: 360
ковров.)
3. Найдите площадь ракеты
(приводится рисунок), если 1 клетка = 1 см2.
(Ответ: S = 18 см2.)
4. На какую высоту возвышался бы
столб, составленный из всех миллиметровых
кубиков одного кубометра, положенных один на
другой? (Ответ: на 1000 км.)
5. В бассейне с горизонтальным дном
площадью 1 га содержится 10 миллионов литров
воды. Можно ли в этом бассейне провести
соревнования по плаванию? (Ответ: нет, т.к. высота
слоя воды 1 дм.)
6. Кусок мыла, лежащий на
умывальнике, имеет форму прямоугольного
параллелепипеда. Мыло расходуют равномерно,
каждый день одно и то же количество. Спустя 7 дней
все размеры куска уменьшились в 2 раза. На сколько
дней хватит этого мыла, если им будут
пользоваться так же интенсивно? (Ответ: на 1
день.)
7. Смекалкин спросил младшего брата:
«Какой объём имеет 1 лист бумаги?» Брат удивился:
«Разве у листа бумаги может быть объём?»
Смекалкин дал ему 300 листов бумаги, сложенных в
пачку и предложил использовать её для вычисления
объёма листа. Длина пачки 300 мм, ширина 203 мм,
высота 30 мм. Найдите объём одного листа. (Ответ:
V = 6090 мм3.)
Подведение итогов игры,
определение победителей, объявление оценок.
Домашнее задание. Придумайте
кроссворд на тему «Величина».
Урок 2. ПЛОЩАДЬ КРУГА (ФИЗИКА +
МАТЕМАТИКА), 5-й класс
Цели урока: знакомство с формулой
площади круга и её использованием для нахождения
площади круга, радиуса круга; развитие
логического мышления (анализ, синтез, сравнение);
воспитание самостоятельности, аккуратности.
Ведущие – учителя физики и математики.
Ход урока
Повторение
Учитель математики. Сегодня на
уроке мы с вами поговорим о том, как найти площадь
круга, постараемся найти формулу для вычисления
площади круга. Но сначала немного вспомним то,
что вам уже известно:
– Как называется фигура на рис. 1 (приводится
рисунок окружности)? Что нужно знать, чтобы
найти длину окружности? Как найти длину
окружности? Запишите формулы.
– А какую фигуру вы видите на рис. 2 (приводится
рисунок круга)? Подумайте, когда вы в жизни
встречаетесь с моделью круга? Покажите радиус и
диаметр круга. Чем отличается круг от окружности?
Учитель физики. Ребята, давайте
вспомним, как экспериментальным путём можно
найти площадь круга, например, кружков, которые
лежат у вас на партах. Приборы, которые находятся
на ваших столах, вам помогут.
Учащиеся. С помощью палетки... С
помощью весов...
Учитель. Что для этого нужно
сделать?
Лабораторная работа
I. Задания: найдите площадь круга с
помощью палетки; измерьте радиус круга;
заполните таблицу, производя вычисления на
микрокалькуляторе и округляя результаты
(округляйте до сотых).
II. Задания: найдите площадь круга
с помощью весов; заполните таблицу, производя
вычисления на микрокалькуляторе и округляя
результаты до сотых.
Давайте сравним результаты. Какой
вывод можно сделать? Да, мы опять получили число . Какой способ
определения p наиболее точен?
Учитель математики. Если для
любого круга частное S и R2 – число
постоянное и равно , можно записать формулу для вычисления
площади круга: S = • R2, или S = • (d : 2)2.
Решение задач (устно)
1. Вычислите площадь круга, если его
радиус 1 см; 2 см; 10 см. Число округлите до сотых.
2. При полном солнечном затмении
диаметр круга лунной тени на Земле может
достигнуть 270 км. Найдите площадь круга лунной
тени при полном солнечном затмении.
3. Диаметр опалённой площади тайги при
падении Тунгусского метеорита (1908 г.) равен
приблизительно 38 км. Какая площадь тайги
пострадала?
Практическая работа
Учащиеся получают модели круга и
кольца.
Задание. Найдите площадь круга и
площадь кольца, произведя нужные измерения
линейкой. При вычислении можно использовать
микрокалькулятор. Ответы округлите до сотых
долей.
Домашнее задание. Сделайте
модели круга и кольца. Вычислите их площадь.
Урок 3. ПО ДОБРОЙ
ВОЛЕ, 7-й класс (первый урок)
Цель урока: в игровой форме
повторить материал, изученный в 5–6-м классах в
курсе опережающего обучения физики.
Учитель. В этом году, как раз
летом, в Америке проходили игры Доброй воли, а у
нас в Москве – юношеские игры. Сейчас вы тоже по
своей доброй воле будете участниками игры, в ходе
которой мы выясним, кто же займёт 1-е, 2-е и 3-е
призовые места.
1-й конкурс. Знаете ли вы формулы?
На доске записаны формулы. Вставьте
пропущенные обозначения.
2-й конкурс. Знаете ли вы единицы
физических величин?
3-й конкурс. Знаете ли вы
физические приборы?
Составьте рекламу для любого из этих
приборов.
4-й конкурс. Знаете ли вы
физические явления?
1. Почему, если лошадь споткнулась,
всадник может перелететь через голову? Почему
при повороте машинист, шофёр, велосипедист
снижают скорость движения машины? Для чего перед
взлётом и посадкой самолёта пассажир обязан
пристегнуться ремнями безопасности? (Ответ:
явление инерции.)
2. Почему подошвы ботинок со временем
снашиваются? Почему иногда колёса машин буксуют?
Зачем на шинах автомобилей делают глубокий
рельефный рисунок? Зачем смазывают мылом шуруп
перед ввинчиванием в скрепляемые детали? Зачем в
гололедицу тротуары посыпают песком? (Ответ:
явление трения.)
3. Для регулярного полива комнатных
растений рекомендуется пользоваться следующим
способом: наполнить большой сосуд водой и
опустить в него один конец бинта или полоски
ткани, а другой конец опустить в горшок с
растением. На чём основан такой способ полива
растений? (Ответ: капиллярные явления.)
4. При нападении на кальмара это
морское животное выбрасывает тёмно-синюю
защитную жидкость. Почему через некоторое время
пространство, заполненное этой жидкостью, даже в
спокойной воде, становится прозрачным? (Ответ:
явление диффузии.)
5. Почему детский резиновый шарик,
наполненный водородом лучше сохраняется в
холодном помещении? (Ответ: из-за явления
диффузии.)
6. Почему на классной доске пишут
мелом, а не куском мрамора? Что можно сказать о
взаимодействии между частицами этих веществ? (Ответ:
причина в разном притяжении молекул вещества.)
7. Куски краски, растворённые в воде,
под микроскопом вели себя, «как бешеные»,
двигаясь хаотично. В чём причина? (Ответ: в
явлении броуновского движения.)
8. Почему стволы огнестрельного
оружия изготавливают из особо прочных сортов
стали? (Ответ: чтобы выдержать силу давления
газа.)
9. Мальчик сорвал с ветки лист,
приложил его ко рту и втянул воздух, – лист
лопнул. Почему? (Ответ: под действием
атмосферного давления.)
10. Почему картошка в обычной воде
тонет, а в солёной плавает? (Ответ: разные
условия плавания тел.)
5-й конкурс. Знаете ли вы законы?
– Сила упругости прямо
пропорциональна величине деформации, зависит от
материала, из которого сделано тело, и направлена
против деформации. (Ответ: закон Гука.)
– Давление, производимое на жидкость
или газ, передаётся без изменения в любую точку
жидкости или газа. (Ответ: закон Паскаля.)
– Между всеми телами на Земле существуют силы
притяжения, зависящие от масс этих тел и от
расстояния между ними. (Ответ: закон
всемирного тяготения.)