Поурочное планирование

Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Физика-8 (68 ч, 2 ч/нед.)

ГЛАВА 1.  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/1 Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы § 1–3; задание 1, 2 (1, *, 3*, 4).
2/2 Движение молекул. Диффузия. РеЗТ [Л] № (40, 41, 43, 44, 48, 49), 57–60 § 4, 5; задание 3 (1–6э, ).
3/3 Взаимодействие молекул. РеЗТ РТ: 15; [Л] № (61, 63, 64), 70, 71, 73 § 6; задание 4.
4/4 Смачивание. Капиллярные явления. (РеЗТ [Л] № 77–79) § 7; задание 5.
5/5 Строение газов, жидкостей и твёрдых тел. РеЗТ [Л] № 85–88, 93, 94 § 8; задание 6 (1); РТ: 18, 20.
6/6 Обобщение и повторение темы. РеЗТ зад. 6 (2) или РТ: 19. КПР Итоги главы 1; РТ: 22.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЁРДЫХ ТЕЛ (12 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/7 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля § 9; задание 7 или РТ: 23, 24.
2/8 Давление в жидкости и газе. РеЗТ задание 8 (5, 6); РТ: 34 § 10; задание 8 (1–4); РТ: 30.
3/9 Сообщающиеся сосуды. РеЗТ РТ: 31–33, 35, 36 или [Л] № 515, 516, 518, 522 § 11; задание 9; РТ: 40.
4/10 КПР. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. РеЗТ РТ: 37, 38 § 12; задание 10; РТ: 41–43.
5/11 Атмосферное давление. РеЗТ [Л] № 496, 498 § 13, 14; задание 11 (1, 2, 3, 4, 5–8); РТ: (52–54).
6/12

КПР. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. РеЗТ РТ: 57–60 или [Л] № 605–609

§ 15; задание 13 (1–4).
7/13 ЛР № 1 «Измерение выталкивающей силы». РеЗТ РТ: 63, 65 или [Л] № 625, 626 Задание 13 (5э, 6*); РТ: 66, 67 или [Л] № 627, 628.
8/14 ЛР № 2 «Изучение условий плавания тел». РеЗТ РТ: 68–71или [Л] № 639–642 § 16; задание 14.
9/15 РеЗТ РТ: 39, 48, 64, 72, 73 или [Л] № 501, 527, 531, 643, 646 Итоги главы 3; задание 15.
10/16 КР по теме «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)»
11/17 Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела § 17; задание 16; ЛР № 3*.
12/18 Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел. РеЗТ зад. 17 (1), 18 (2, 4); РТ: 77–79 § 18, 19, 20*, 21; задания 17  (2, 3), 18 (3), 20* или РТ: 81.

УРОК 10/16. КР по теме «Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика)»

I вариант

1. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 2 см2, а большего 150 см2. Определите силу давления, действующую на больший поршень, если к меньшему поршню приложена сила 40 Н. На какую высоту поднимется больший поршень, если меньший опустится на 30 см?*

2. В сосуд высотой 20 см налита вода, уровень которой ниже края сосуда на 2 см. Чему равно давление воды на дно сосуда? Чему равна сила давления воды на дно сосуда, если площадь дна 0,01 м2? Плотность воды 1000 кг/м3.

3. Определите массу куска алюминия, на который при погружении в воду действует выталкивающая сила 1,2 Н. Плотность воды 1000 кг/м3, алюминия 2700 кг/м3.

4. К коромыслу весов подвешены два одинаковых железных шара. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если один шар погрузить в воду, а другой – в керосин? Плотность керосина меньше плотности воды. Ответ обоснуйте.

II вариант

1. Больший поршень гидравлической машины поднимает груз массой 450 кг. При этом на меньший поршень действует сила 150 Н. Найдите площадь меньшего поршня, если площадь большего 90 см2. На какое расстояние опустится меньший поршень, если больший поднимется на 1 см?*

2. Определите давление керосина, заполняющего цистерну, на глубине 2 м. Какова сила давления керосина на этой глубине на кран, площадь которого 10 см2? Плотность керосина 800 кг/м3.

3. Чему равна сила, с которой растягивает нить подвеса мраморный шарик массой 150 г, если он целиком погружён в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, мрамора 2700 кг/м3.

4. На весах уравновешены два шара одинаковой массы – стальной и деревянный. Нарушится ли равновесие весов и в какую сторону, если шары одновременно погрузить в воду? Ответ обоснуйте.

Ответы. I вар.: 1. F1 = 3 кН, h1 = 0,4 см. 2. p = 1,8 кПа, F = 18 Н. 3. m = 330 г. 4. Нарушится; перетянет шар в керосине.

II вар.: 1. S2 = 3 см2, h2 = 30 см. 2. p = 16 кПа, F = 16 Н. 3. P = 0,9 Н. 4. Нарушится; перетянет стальной шар.

ГЛАВА 3. ТТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/19 Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. РеЗТ РТ: 86–92 § 22, 23; задание 21 (2), 22 (1, 3); РТ: 93, 94.
2/20 Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. РеЗТ РТ: 95–97 или [Л] № 915, 918,921 § 24, 25; задание 23 (1, 2, 3) 24 (1, 2э–4*, 5); РТ: 98–100, 104*.
3/21 КПР. Теплопроводность. РеЗТ зад 25 (2, 4–6) § 26; задание 25(1э, 3); РТ: 105–108.
4/22 Конвекция. Излучение. РеЗТ РТ: 109–116 § 27, 28; задание 26 (1э–3), 27 (3, 4).
5/23 КПР. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. РеЗТ РТ: 118–122 § 29; задание 28 (1–3); РТ: 117.
6/24 ЛР № 4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». РеЗТ РТ: 124, 125, 128 Задание 28 (5, 6, 4*); РТ: 129.
7/25 Решение задач. Уравнение теплового баланса. РеЗТ РТ: 127, 130, 131; [Л] № 1015, 1017 § 30; задание 29.
8/26 ЛР № 5 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». РеЗТ РТ: 132 РТ: 133–135*.
9/27 КПР (по § 29, 30). Удельная теплота сгорания топлива § 31; задание 30 (1–3).
10/28 Первый закон термодинамики. РеЗТ РТ: 136–138, 140–142; 143*, 144* § 32; задание 31.
11/29 Повторение и обобщение темы Итоги главы 3; [Л] № 1012, 1017, 1051.
12/30 КР по теме «Тепловые явления». КР (по § 27–32) РТ: 145, 146*, 147*, 148, 149.

ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСОТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/31

Плавление и отвердевание кристаллических веществ. РеЗТ РТ: 155, 156 или [Л] № 1081, 1082

§ 33; задание 32 (1–4, 7э).
2/32 Решение задач типа РТ: 151–153, 157–159 или [Л] № 1067, 1084, 1086, 1091, 1092 Задание 32 (6*); РТ: 155, 156 или [Л] № 1081, 1079, 1087.
3/33 ККР. Испарение и конденсация § 34; зад. 33 (1–4); РТ: 161–164.
4/34 Кипение. Удельная теплота парообразования. РеЗТ РТ: 165, 166*, 167 или [Л] № 1117, 1118, 1124 § 35; задание 34 (1, 2, 4); РТ: 168,169.
5/35 КПР. Влажность воздуха. РеЗТ РТ: 172–174 или [Л] № 1147, 1150, 1153 § 36; задание 35 (1, 2).
6/36 КР по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» Итоги главы 4; задание 34 (5), 35 (3*).

Примеры контролирующих материалов

  • Кратковременная проверочная работа (10 мин), проводится в начале урока 5/35.

I вариант

1. Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий с поверхности жидкости, называется:

А) кипением; Б) конденсацией; В) парообразованием; Г) испарением.

2. Скорость испарения не зависит от:

А) площади поверхности жидкости; Б) температуры жидкости; В) рода жидкости; Г) массы жидкости.

3. Насыщенным называют:

А) пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью;

Б) пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью;

В) любой пар;

Г) пар, образующийся при испарении твёрдого вещества.

4. Удельная теплота парообразования спирта 0,9 106 Дж/кг. Что это означает?

А) Для превращения 0,9 106 кг спирта в пар при температуре кипения необходимо затратить количество теплоты
0,9  106 Дж;

Б) для превращения 1 кг спирта в пар при температуре кипения необходимо затратить количество теплоты 0,9 106 Дж;

В) для превращения 0,9 106 кг спирта в пар при температуре кипения необходимо затратить количество теплоты 1 Дж.

5. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Какой участок графика соответствует процессу конденсации пара?

А) AB; Б) BC; В) CD; Г) DE; Д) EF; Е) FG.

6. Какое количество теплоты необходимо затратить для превращения в пар 2 кг эфира при температуре кипения? Удельная теплота парообразования эфира 0,4 106 Дж/кг.

А) 0,8 106 Дж; Б) 0,4 106 Дж; В) 0,2 106 Дж; Г) для ответа недостаточно данных.

II вариант

1. Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий во всём объёме жидкости при определённой температуре, называется:

А) кипением; Б) конденсацией; В) парообразованием; Г) испарением.

2. Скорость испарения зависит...

А) только от площади поверхности жидкости;

Б) только от температуры жидкости;

В) только от рода жидкости;

Г) от площади поверхности жидкости, рода жидкости и от её температуры.

3. Ненасыщенным называют:

А) любой пар;

Б) пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью;

В) пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью;

Г) пар, образующийся при испарении твёрдого вещества.

4. Удельная теплота парообразования ртути 0,3 106 Дж/кг. Что это означает?

А) При превращении 0,3 106 кг паров ртути в жидкость при температуре конденсации выделяется количество теплоты 0,3 106 Дж;

Б) при превращении 0,3 106 кг паров ртути в жидкость при температуре конденсации выделяется количество теплоты 1 Дж;

В) при превращении 1 кг паров ртути в жидкость при температуре конденсации выделяется количество теплоты 0,3106 Дж.

5. На рисунке приведён график зависимости температуры спирта от времени. Какой участок графика соответствует процессу кипения спирта?

А) AB; Б) BC; В) CD; Г) DE; Д) EF; Г) FG.

6. Какое количество теплоты выделится при конденсации 3 кг спирта при температуре кипения? Удельная теплота парообразования спирта 0,9 Ч 106 Дж/кг.

А) 0,9 106 Дж; Б) 0,3 106 Дж; В) 2,7 106 Дж; Г) для ответа недостаточно данных.

Ответы. I вар.: 1. Г; 2. Г; 3. А; 4. Б; 5. Д; 6. А.

II вар.: 1. А; 2. Г; 3. В; 4. В; 5. Б; 6. В.

Методические рекомендации. Абсолютная и относительная влажность воздуха вводятся через плотность водяного пара, а не через парциальное давление пара. Так делается для того, чтобы не вводить понятие парциального давления.

Изучается детально один из приборов для измерения влажности – волосяной гигрометр. О принципе действия конденсационного гигрометра учащимся можно рассказать после того, как введено понятие точки росы. Поскольку психрометр широко распространён, учащимся следует его показать и сказать, что имеющаяся на нём таблица позволяет непосредственно измерять относительную влажность воздуха.

КР по теме «Изменение агрегатных состояний вещества», урок 6/36

I вариант

1. Чему равна масса куска олова, которому при плавлении было сообщено количество теплоты 177 кДж? Удельная теплота плавления олова 5,9 104 Дж/кг.

2. Какое количество теплоты выделится при конденсации при температуре кипения 200 г водяного пара и при дальнейшем охлаждении получившейся жидкости от 100 °С до комнатной температуры 20 °С? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг °С), удельная теплота парообразования воды 2,3 106 Дж/кг.

3. Плотность водяного пара при температуре 20 °С равна 7 г/м3. Какова относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 17,3 г/м3? Выпадет ли роса при понижении температуры до 14 °С, если плотность насыщенного пара при этой температуре 12,1 г/м3?*

II вариант

1. Чему равна масса ртути, которой при кипении было сообщено количество теплоты 600 кДж? Удельная теплота парообразования ртути 0,3 106 Дж/кг.

2. Какое количество теплоты выделится при замерзании при температуре 0 °С и последующем охлаждении до температуры –5 °С куска льда массой 800 г? Удельная теплоёмкость льда 2100 Дж/(кг °С), удельная теплота плавления льда 3,4 105 Дж/кг.

3. Плотность водяного пара при температуре 25 °С равна 12,8 г/м3. Чему равна относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 23 г/м3? Выпадет ли роса, если температура понизится до 15 °С, а плотность насыщенного пара при этой температуре равна 12,8 г/м3?*

Ответы.

I вар.: 1. m = 3 кг. 2. Q  527 кДж. 3.  = 40%; не выпадет.

II вар.: 1. m = 2 кг. 2. Q  280 кДж; 3. = 56%; выпадет.

ГЛАВА 5. ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЁРДЫХ ТЕЛ (7 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/37 Связь между давлением и объёмом газа. ЛР № 6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объёма при постоянной температуре». РеЗТ РТ: 176, 178 § 37; задание 36 (1–3).
2/38 Связь между объёмом и температурой газа. РеЗТ РТ: 183, 184 § 38; задание 37 (1–3*, 6*, 7*) или РТ: 186*, 187*.
3/39 Связь между давлением и температурой газа. РеЗТ РТ: 188, 191 § 39, 40*, 41; задание 38 (1–3, 6*, 7*) или РТ: 194*, 195*.
4/40 КПР. Тепловое расширение твёрдых тел § 42; задание 40 (1, 2, 3*–5*, 6э).
5/41 Тепловое расширение жидкостей. РеЗТ РТ: 209, 212 § 43; задание 41 (1) или РТ: 208.
6/42 Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. РеЗТ зад. 42 (1, 2, 5), 43 (4) или РТ: 215, 216, 218, 220 § 44, 45; задания 42 (3, 4), 43 (1–3).
7/43 Паровая турбина. ККР по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел» § 46; задание 44; РТ: 217.

Пример кратковременной контрольной работы

ККР (15 мин), проводится в конце урока 7/43.

I вариант

1. Баллон содержит сжатый воздух объёмом 40 л под давлением 15 105 Па. Каким станет давление этого воздуха, если его объём увеличится до 120 л при неизменной температуре?

2. На рисунке приведён график зависимости давления данной массы газа от температуры при постоянном объёме. Постройте график этого процесса в координатах p, V, и V, T.

II вариант

1. Объём воздуха в велосипедной шине при температуре 27 °С равен 3 л. Чему равен объём воздуха при повышении температуры до 47 °С, если масса воздуха и его давление не изменяются?

2. На рисунке приведён график зависимости объёма данной массы газа от температуры при постоянном давлении. Постройте график этого процесса в координатах p, V и p, T.

Ответы. I вар.: 1. p2 = 5 105 Па. II вар.: 1. V2 = 3,2 л.

ГЛАВА 6. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/44 Электрическое взаимодействие. Два рода электрических зарядов. РеЗТ зад. 45 (2), 46 (1–3) § 48, 49; задание 45 (3э–5э), 46 (2, 3);  или РТ: 221, 222, 225, 227, 228.
2/45 Электризация тел. Электрический заряд. РеЗТ зад. 47 (1), 48 (1–4*); РТ: 239, 240 § 50, 51; задание 47 (2э–4), 48 (2, 3); РТ: 233, 236.
3/46 Строение атома. Что происходит при электризации тел. РеЗТ зад. 49 (3, 5); РТ: 243, 244, 246 § 52, 53; задание 49 (1, 2, 4), 50;  РТ: 247.
4/47 Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда. Электризация через влияние*. РеЗТ зад. 51 (5, 6); РТ: 248 § 54–56*; задание 51 (1, 2), 52 или  задание 53; РТ: 249, 250, 252.
5/48 Понятие об электрическом поле. Напряжённость электрического поля. РеЗТ зад. 54 (4*); РТ: 263–265 § 57; задание 54 (1–3) или РТ: 259, 261, 262.
6/49 ККР по теме «Электрические явления». Линии напряжённости электрического поля. Закон Кулона* § 58, 59*, 60*; задание 55 (1–3); РТ: 267*, 271*, 272*; итоги главы 6.

ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (19 ч)

Урок Тема урока Задание на дом
1/50

Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы*

§ 61, 62, 63*; РТ: 275, 276; задания 56
57* (1, 3, 4).
2/51 Действия электрического тока. РеЗТ РТ: 274, 276, 278, 279*, 282, 285 § 64; задание 58; РТ: 281, 283, 284.
3/52 Электрическая цепь. РеЗТ зад. 59 (2, 3); РТ: 287, 289 § 65; задание 59 (1, 4) или РТ: 288, 290.
4/53 КПР. Сила тока. Амперметр. РеЗТ зад. 60 (5*), 61 (3*); РТ: 294, 299, 300 § 66, 67; задание 60 (3, 4), 61 (2); РТ: 292, 293, 301.
5/54

ЛР № 7 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках». РеЗТ РТ: 295, 296 или [Л] № 1251, 1252, 1261, 1263, 1264

Задание 61 (1); РТ: 297 или [Л] 1234, 1239, 1254; повт. § 61–67.
6/55

ККР (по § 61–67). Электрическое напряжение. Вольтметр. РеЗТ РТ: 304, 305, 308, 309

§ 68, 69; задание 62, 63 (1–3) или РТ: 302, 303, 306, 307.
7/56

ЛР № 8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». РеЗТ [Л] № 1265–1267, 1269

Задание 63 (4), 64; [Л] 1262, 1268.
8/57

Сопротивление проводника. ЛР № 9 «Измерение сопротивления проводника с помощью вольтметра и амперметра». РеЗТ РТ: 314–316, 324, 325 или [Л] № 1293, 1295, 1297

§ 70; задание 65 (1–3); РТ: 311–313.
9/58

Расчёт сопротивления проводника. Реостаты. ЛР № 10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата». РеЗТ РТ: 321–323; [Л] № 1313–1315

§ 71, 72; задание 66 (2–4), 67 (2).
10/59 Закон Ома для участка цепи. РеЗТ РТ: 329, 331, 333, 328* или [Л] № 1277, 1279, 1280, 1286 § 73, 74; задание 67 (1–3), 69 (1–3) или РТ: 326, 327, 334.
11/60

РеЗТ РТ: 332, 335, 336 или [Л] № 1281, 1285, 1288. Кратковременная КР (по § 71–74). ККР

Задание 69 (5); [Л] № 1297, 1301.
12/61 Последовательное соединение проводников. ЛР № 11 «Изучение последовательного соединения проводников». РеЗТ РТ: 337–339 или [Л] № 1344, 1347, 1349, 1350 § 75; задание 70 (1–4) или РТ: 340, 341.
13/62

Параллельное соединение проводников. ЛР № 12 «Изучение параллельного   соединения проводников». РеЗТ РТ: 342–345 или [Л] № 1366, 1373, 1384

§ 76; задание 71 (1–3); РТ: 346 или [Л] № 1386.
14/63 РеЗТ РТ: 347–349 или [Л] № 1352, 1359, 1380, 1389 [Л] № 1348, 1377, 1385; задания 70 (5*), 71 (4*).
15/64 ККР (по § 75, 76). Мощность § 77; задание 72 (1–3); РТ: 354.
16/65 Работа электрического тока. РеЗТ РТ: 355, 357; [Л] № 1397, 1402, 1405, 1431 § 78; задание 73 (1–3, 5); РТ: 356, 358.
17/66 ЛР № 13 «Измерение работы и мощности электрического тока». Закон Джоуля–Ленца». РеЗТ РТ: 360, 362, 364 или [Л] № 1413, 1418, 1434 § 79; задание 74 (1–3) и ли РТ:359, 361, 363.
18/67 КР по теме «Электрический ток» (по § 70–79) Задания 73 (4), 74 (4, 5*).
19/68 Повторение и обобщение темы Итоги главы 7.

Кратковременная проверочная работа (15 мин), проводится в начале урока 6/55

I вариант

1. Электрическим током называют:

А) движение электрических зарядов по проводнику;

Б) движение электронов по проводнику;

В) упорядоченное движение электронов по проводнику;

Г) упорядоченное движение заряженных частиц.

2. Какой процесс происходит внутри источника электрического тока при его работе?

А) Источник тока вырабатывает электрический ток;

Б) источник тока создаёт электрические заряды, которые движутся по проводникам;

В) в источнике тока совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.

3. Какое действие электрического тока используется в работе гальванометра?

А) Тепловое; Б) химическое; В) магнитное.

4. Какой заряд протекает через спираль электроплитки за 30 мин, если сила тока в сети равна 6 А?

II вариант

1. Чтобы существовал электрический ток в проводнике, необходимо:

А) разделить в нём электрические заряды;

Б) создать в нём электрическое поле;

В) наличие в нём электрически заряженных частиц.

2. Какие превращения энергии происходят в гальванических элементах?

А) Механическая энергия превращается в электрическую;

Б) внутренняя энергия превращается в электрическую;

В) электрическая энергия превращается в химическую.

3. Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов (меди, алюминия и др.)?

А) Тепловое; Б) химическое; В) магнитное.

4. Через спираль электрической лампы за 5 мин проходит заряд, равный 150 Кл. Определите силу тока в этой лампе.

Ответы. I вар.: 1. Г. 2. В. 3. В. 4. q = 10,8 кКл.

II вар.: 1. Б. 2. Б. 3. Б. 4. I = 0,5 А.

КР по теме «Электрический ток», урок 18/67.

I вариант

1. Какова сила тока в проводнике, если его сопротивление R = 15 Ом (рисунок справа)?

2. Два резистора сопротивлениями 3 и 6 Ом включены в цепь параллельно. Сила тока, проходящего по первому резистору, равна 2 А. Какое количество теплоты выделится в обоих резисторах за 10 с?

3. Сопротивление лампы 2 равно 100 Ом. Найдите силу тока в цепи и сопротивление лампы 1.

II вариант

1. По графику зависимости силы тока от напряжения на участке цепи (рисунок внизу) определите сопротивление проводника.

2. Две электрические лампочки сопротивлениями 100 и 300 Ом соединены параллельно. Сила тока, проходящего по первой лампочке, равна 0,9 А. Какова сила тока, протекающего по второй лампочке?

3. Какое количество теплоты выделится за 40 мин в двух медных проводниках площадью поперечного сечения 1,5 мм2 и длиной 3 м каждый, подводящих электрический ток к обогревателю? Сила тока в цепи 5 А. Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м.

Ответы. I вар.: 1. 2 A. 2. 180 Дж. 3. 4 А; 62,5 Ом.

II вар.: 1. 20 Ом. 2. 0,3 А. 3. 4080 Дж.

Пурышева Наталия СергеевнаПурышева Наталия Сергеевна – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1964 г., специальность «Преподаватель физики на английском языке». Была оставлена на кафедре методики преподавания физики в должности ассистента. Здесь она защитила сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертации, стала профессором (1995) и заведующей кафедрой (2000). Член трёх диссертационных советов по защите докторских диссертаций (в МПГУ и в МГУ); заместитель председателя учебно-методической комиссии по физике УМО высшего педагогического образования; член учёного совета физфака МПГУ, учитель физики педагогической гимназии № 1505. Исполнитель научно-исследовательских работ по грантам: федеральные программы «Научное, научно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы образования» и «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», а также Российско-Нидерландских проектов по линии бюро CROSS «Инновационные дидактики с применением информационных и коммуникационных технологий» (1999–2000), «Информационно-коммуникационные технологии в сельских школах» (2001–2002). Руководитель 32 соискателей на учёную степень кандидата и научный консультант по 8 докторским диссертациям. Имеет более 170 научных работ (в том числе две монографии), 9 учебников для средней школы, 4 учебника для студентов. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы», нагрудным знаком Правительства Республики Саха (Якутия) «Учитель учителей».

Важеевская Наталия ЕвгеньевнаВажеевская Наталия Евгеньевна – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1964 г., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения МПГУ. в 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию, в 2002 г. – докторскую. С 1981 г. и по настоящее время работает в МПГУ. Основные направления исследований: содержание школьного физического образования, развитие мышления школьников в процессе обучения, методологические проблемы современного школьного образования. Автор более 100 публикаций, в том числе монографий, школьных и вузовских учебников (имеющих грифы Минобразования и МОиН РФ «Допущено»), методических разработок, статей и пр. Была руководителем 10 соискателей на степень кандидата педагогических наук. Все годы работает с учителями физики в округах г. Москвы, Коломны, Борисоглебска и др., в том числе в МИОО. Общий стаж работы 42 года, педагогический стаж 15 лет, стаж преподавания в вузе 25 лет.

.  .