Поурочное планирование

Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Физика-7 (68 ч, 2 ч/нед.)

 

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ (6 ч)

ГЛАВА 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 ч)

ГЛАВА 3. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)

УРОК 1/45. Колебательное движение. Период колебаний маятника*

ОCУ. Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник*. Период колебаний математического маятника*. Период колебаний пружинного маятника*.

Д е м о н с т р а ц и и. Различные колебательные движения: колебания математического и пружинного маятников; колебания математических маятников, имеющих разные длину нити и массу грузов; колебания математических маятников в поле электромагнита и в поле тяжести; колебания пружинных маятников, имеющих пружины разной жёсткости и грузы разной массы.

ДЗ. § 40, 41*; задание 30 (1, 2), 31*.

Рекомендации для учителя. Понятие колебательного движения вводят, проводя динамический анализ процесса установления колебаний груза, подвешенного на нити (модель математического маятника для изучающих курс на 1-м уровне не вводят), затем рассматривают колебания пружинного маятника и вводят характеристики колебательного движения. После этого учащимся предлагают выполнить экспериментальное задание 30 (3) из учебника и установить экспериментально характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

Затем на основе анализа экспериментальных фактов устанавливают зависимость периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения и пружинного маятника от жёсткости пружины и массы груза; записывают формулы периода колебаний маятников. Этот материал не является обязательным: он объясняется и проверяется при наличии времени и соответствующей подготовки учащихся.

УРОК 2/46. Звук. Источники звука

ОСУ. Колеблющееся тело – источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

Д е м о н с т р а ц и и. Звучание колеблющейся металлической линейки. Звучание натянутой струны. Звучание камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки.

ДЗ. § 42; задание 32.

Рекомендации для учителя. Опыты, доказывающие, что источником звука является колеблющееся тело, могут быть поставлены как в виде демонстраций, так и в виде фронтальных экспериментов. Для этого учащимся следует раздать металлические линейки, куски проволоки, штативы и другие тела, которые при колебаниях издают звук. Работа учащихся может быть организована по группам.

В начале урока целесообразно провести проверочную работу, рассчитанную на 10 мин.

I вариант (II вариант не приводится. – Ред.)

1. Что называют смещением?

2. Что называют периодом колебаний? Какова единица периода?

3. Какую частоту называют частотой 1 Гц?

4. Период колебаний маятника 8 с. Чему равна частота его колебаний?

5. Маятник совершил 6 полных колебаний за 12 с. Чему равны частота и период колебаний маятника?

6. Какой путь пройдёт маятник за 10 с, если частота его колебаний 5 Гц, а амплитуда 0,2 м?

7. От каких величин и как зависит период колебаний пружинного маятника? Запишите формулу периода колебаний пружинного маятника*.

УРОК 3/47. Волновое движение. Длина волны

ОСУ. Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны.

Д е м о н с т р а ц и и. Волны на поверхности воды (прибор «Волновая ванна»). Волны в шнуре и пружине. Модель волнового движения (прибор «Волновая машина»).

ДЗ. § 33, 44; задание 33.

Рекомендации для учителя. Следует обратить внимание учащихся на то, что для существования механических волн необходимы колеблющееся тело и упругая среда. На уроке рассматривают процесс образования поперечной и продольной волн, изображая на доске положение частиц среды в волне через каждую четверть периода. Длину волны сначала вводят как расстояние между двумя ближайшими горбами или впадинами (или между двумя ближайшими сгущениями или разрежениями), а затем как расстояние, на которое волна распространяется за время, равное периоду колебаний частиц среды.

УРОК 4/48. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука

ОСУ. Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека*. Хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.

Д е м о н с т р а ц и и. Электрический звонок под колоколом воздушного насоса.

Решение задач типа [Л] № 902–905.

ДЗ. § 45, 46; задания 34, 35.

УРОК 5/49. Громкость и высота звука. Отражение звука

ОСУ. Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний (индикатор – бусинка, подвешенная на нити около ножки камертона, или перо, прикреплённое к ножке и оставляющее след на закопчённой пластинке). Зависимость высоты звука от частоты колебаний камертонов (индикатор – перья, прикреплённые к ножкам двух камертонов, имеющих разную частоту колебаний, и оставляющие следы на закопчённых пластинках). Отражение волн на воде (прибор «Волновая ванна»).

ДЗ. § 47, 48; задания 36, 37.

Рекомендации для учителя. Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний может быть организовано при выполнении как демонстрационного эксперимента, так фронтального и домашнего. Ученический эксперимент может быть выполнен с использованием зажатой в лапке штатива линейки с прикреплённым к ней пером и закопчённой пластинки.

В начале урока целесообразно провести кратковременную проверочную работу, рассчитанную на 15 мин.

I вариант (II вариант не приводится. – Ред.)

1. По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена на озере, если длина волны 3 м?

2. Расстояние от источника звука до приёмника 68 м. За какое время звук пройдёт это расстояние? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

УРОК 6/50. Повторение и обобщение темы. Кратковременная КР (по теме «Звуковые явления»)

ОСУ. Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых волн, свойствах звука.

ДЗ. Основные характеристики звуковых явлений (итоги гл. 2).

Рекомендации для учителя. При наличии времени полезно заранее предложить учащимся подготовить сообщения об ультразвуке и его применении, а также о роли ультразвука в жизни животных и заслушать эти сообщения. Результаты обобщения знаний учащихся о звуковых явлениях оформляются в виде таблиц, приведённых в итогах гл. 2 «Основные характеристики звуковых явлений». Обобщение знаний учащихся о звуковых явлениях можно либо провести на данном уроке, либо на следующем, после того, как учащиеся самостоятельно изучат итоги главы. Тогда на данном уроке проводится кратковременная контрольная работа, рассчитанная на 15–20 мин. Возможен и другой вариант – на данном уроке знания обобщаются, а контрольная работа проводится на следующем уроке.

I вариант (II вариант не приводится. – Ред.)

1. Какова единица частоты колебаний?

А) с; Б) м; В) м/с; Г) Гц.

2. Маятник совершает 20 полных колебаний за 10 мин. Определите частоту его колебаний.

А) 2 Гц; Б) 0,5 Гц; В) 200 Гц.

3. Какой путь пройдёт маятник за одно полное колебание, если амплитуда колебаний 6 см?

А) 6 см; Б) 18 см; В) 12 см; Г) 24 см.

4. От каких физических величин зависит период колебаний груза на нити?

А) От массы и длины нити;

Б) от амплитуды колебаний и массы груза;

В) от длины нити и ускорения свободного падения;

Г) от ускорения свободного падения и массы груза.

5. Каково условие возникновения волны?

А) Необходимо иметь колеблющееся тело;

Б) необходимо наличие среды, частицы которой взаимодействуют между собой.

В) необходимо выполнение условий А и Б одновременно.

6. Поперечной называют волну, в которой:

А) частицы колеблются в направлении распространения волны;

Б) частицы колеблются в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны;

В) подходят ответы А и Б.

7. Волна частотой колебаний 3 Гц распространяется в среде со скоростью 6 м/с. Определите длину волны.

А) 18 м; Б) 2 м; В) 0,5 м.

8. Как изменится скорость звука в воде, если температура воды увеличится?

А) Уменьшится; Б) увеличится; В) не изменится.

9. От какой физической величины, характеризующей колебательное движение, зависит громкость звука?

А) От частоты колебаний;

Б) от амплитуды колебаний;

В) от периода колебаний.

10. Скорость звука в воздухе 340 м/с. Через какое время будет слышно эхо, если преграда находится на расстоянии 85 м?

А) 4 с; Б) 2 с; В) 0,25 с; Г) 0,5 с.

ГЛАВА 4 . СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (16 ч)

ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)

16/66. Повторение. Итоговая КР по всему курсу для 7-го класса.

17/67–68. Резервное время.

Методические рекомендации к уроку 6/56

Основная задача урока – повторить и обобщить знания о световых явлениях. При наличии времени полезно рассмотреть построение изображения в вогнутом зеркале и применение вогнутых зеркал. Этот материал не является обязательным, однако, поскольку вогнутые зеркала широко применяются, целесообразно дать учащимся хотя бы общие представления о характере изображения предметов в них. После повторения и решения задач целесообразно провести проверочную работу на 20 мин.

I вариант

1. Какие из перечисленных ниже источников света являются тепловыми?

А) Лампа дневного света;

Б) Луна;

В) Солнце;

Г) лампа накаливания;

Д) светлячок.

2. Что существует реально: световой луч или световой пучок?

А) Световой луч;

Б) световой пучок;

В) и световой луч, и световой пучок.

3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от неё до предмета 10 м?

А) Да; Б) нет.

4. Изобразите на экране Э тень от свечи AB.

5. Угол падения луча света на зеркало равен 30°. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами?

А) 30°; Б) 60°; В) 90°; Г) 120°.

6. Предмет находится на расстоянии 10 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и изображением?

А) 20 см; Б) 10 см; В) 30 см; Г) 5 см.

7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, отодвинули от него на 3 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?

А) Уменьшилось на 3 см; Б) уменьшилось на 6 см;

В) увеличилось на 3 см; Г) увеличилось на 6 см.

8. Постройте изображение предмета AB в плоском зеркале (см. рисунок справа).

9. На рисунке внизу изображены параллельные лучи света. Как нужно поставить плоское зеркало, чтобы после отражения от него свет распространялся вертикально вверх? Сделайте чертёж.

10. Начертите перископ и покажите ход лучей в нём.

II вариант

1. См. задание 1 варианта I.

2. Что используют на чертеже для изображения распространения света: световой луч или световой пучок?

А) Световой пучок; Б) световой луч; В) и световой луч, и световой пучок.

3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от неё до предмета 5 см?

А) Да; Б) нет.

4. Изобразите на экране Э тень от мяча.

5. Угол падения луча света на зеркало равен 40°. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами?

А) 40°; Б) 50°; В) 80°; Г) 100°.

6. Предмет находится на расстоянии 20 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и его изображением?

А) 20 см; Б) 40 см; В) 30 см; Г) 10 см.

7. Предмет, расположенный перед плоским зеркалом, передвинули ближе к нему на 5 см. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?

А) Уменьшилось на 5 см; Б) увеличилось на 5 см;

В) уменьшилось на 10 см; Г) увеличилось на 10 см.

8. Постройте изображение предмета AB в плоском зеркале (см. рисунок справа).

9. На рисунке слева изображены параллельные световые лучи. Как нужно поставить плоское зеркало, чтобы после отражения от него свет распространялся горизонтально вправо? Сделайте чертёж.

10. Начертите перископ и покажите ход лучей в нём.

Кратковременная проверочная работа (10 мин), проводится в начале урока 8/58 (приведён только один 07-11.gif (2247 bytes) вариант)

1. Начертите примерный ход преломлённого луча в воздухе (см. рисунок справа).

2. Свет падает на границу раздела двух сред: стекло и воздух (см. рисунок слева). Назовите, какая из сред стекло, а какая – воздух.

3. Начертите ход лучей в призме (см. рисунок справа).

Кратковременная проверочная работа (10 мин), проводится в начале урока 11/61

I вариант

Постройте изображение предмета в линзе. Расположение предмета показано на рисунках.

II вариант

Постройте изображение предмета в линзе. Расположение предмета показано на рисунках.

КР по теме «Световые явления» (урок 15/65)

I вариант

1. Предмет освещён источником света S . Что получают на экране: тень или тень и полутень? Отметьте на рисунке справа соответствующие области.

2. Чему равен угол между отражённым лучом и горизонтальной поверхностью, если угол падения луча света равен 40°?

А) 40°; Б) 50°; В) 80°; Г) 100°.

3. Постройте изображение предмета в плоском зеркале (рисунок слева).

4. Расстояние между предметом и зеркалом уменьшилось на 2 м. Как изменилось расстояние между предметом и его изображением?

А) Не изменилось; Б) увеличилось на 2 м; В) уменьшилось на 2 м;

Г) увеличилось на 4 м; Д) уменьшилось на 4 м.

5. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы повернуть лучи таким образом, как это представлено на рисунке справа?

6. На рисунке слева показано изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую. Сравните оптическую плотность граничащих сред.

А) Оптическая плотность сред одинакова; Б) оптическая плотность среды I больше; В) оптическая плотность среды II больше.

7. Начертите ход преломлённого луча (см. рисунок справа).

8. Начертите ход лучей в призме.

9. Постройте изображение предмета в линзе (три рисунка справа) и охарактеризуйте его.

10. Постройте ход лучей в проекционном аппарате.

11. Чему равно увеличение фотоаппарата, если дерево высотой 20 м на снимке имеет высоту 2 см?

12. Чему равно фокусное расстояние линзы, оптическая сила которой равна 5 дптр?

13. Начертите изображение предмета для дальнозоркого глаза. Какие линзы имеют очки, корректирующие дальнозоркость?

Дополнительные задания*

14. Постройте изображение предмета в вогнутом зеркале и охарактеризуйте его.

15. Постройте изображение светящейся точки S, лежащей на главной оптической оси линзы.

16. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета, если расстояние от предмета до линзы 8 см? Фокусное расстояние линзы 6 см.

II вариант

1. Предмет освещён источниками света S1 и S2. Что получают на экране: тень или полутень? Отметьте на рисунке справа соответствующие области.

2. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами, если угол между падающим лучом и поверхностью зеркала равен 30°?

А) 30°; Б) 60°; В)120°; Г) 90°.

3. Постройте изображение предмета в плоском зеркале и охарактеризуйте его (см. рисунок справа).

4. Расстояние между зеркалом и человеком увеличилось на 1 м. Как изменилось расстояние между человеком и его изображением?

А) Не изменилось; Б) увеличилось на 2 м; В) уменьшилось на 2 м; Г) увеличилось на 1 м; Д) уменьшилось на 1 м.

5. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы повернуть лучи так, как это показано на рисунке справа?

6. На рисунке слева показано изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую. Какая из граничащих сред имеет большую оптическую плотность?

А) Оптическая плотность сред одинакова; Б) оптическая плотность среды I больше; В) оптическая плотность среды II больше.

7. Начертите примерный ход преломлённого луча (см. рисунок справа).

8. Начертите ход лучей в призме.

9. Постройте изображение предмета в линзе и охарактеризуйте его.

10. Постройте ход лучей в фотоаппарате.

11. Чему равно увеличение объектива проекционного аппарата, если высота предмета на слайде 3 см, а высота его изображения 120 см?

12. Чему равна оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 0,4 м?

13. Начертите изображение предмета для близорукого глаза. Какие линзы имеют очки, корректирующие близорукость?

Дополнительные задания*

14. Постройте изображение предмета в вогнутом зеркале и охарактеризуйте его.

15. Постройте изображение светящейся точки S, лежащей на главной оптической оси линзы.

16. На каком расстоянии от линзы находится предмет, если расстояние от линзы до изображения 6 см, а фокусное расстояние линзы 4 см?

Методические рекомендации к уроку 16/66

Проведение последних трёх уроков учитель планирует по своему усмотрению. Возможно проведение итоговой контрольной работы по всему курсу физики для 7-го класса.

I вариант

1. Автомобиль проехал путь 120 км. Первую половину пути он ехал со скоростью 50 км/ч, вторую половину пути – со скоростью 60 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля на всём пути.

2. Тело начало двигаться со скоростью 5 м/с. Через 15 c его скорость стала равной 20 м/с. С каким ускорением двигалось тело? Какой путь оно прошло бы с тем же ускорением за то же время, если бы его начальная скорость была равна нулю*?

3. Графики каких движений изображены на рисунке? Чем различаются эти движения? Чему равно ускорение движения первого тела? Запишите уравнение зависимости скорости от времени для второго тела*.

4. На тело в горизонтальном направлении действуют сила тяги, равная 75 Н, и сила трения. С каким ускорением движется тело, если его масса равна 15 кг, а коэффициент трения 0,2? Чему равна работа равнодействующей силы на пути 20 м?

5. Постройте изображение предмета в линзе и охарактеризуйте его.

 

II вариант

1. Автомобиль первые 2 ч двигался со средней скоростью 30 км/ч, следующий час он стоял на месте, а затем 3 ч двигался со средней скоростью 60 км/ч. Чему равна средняя скорость автомобиля на всём пути?

2. Тело в начальный момент времени имело скорость 10 м/с. Чему будет равна его скорость через 3 с, если оно двигалось с ускорением 2 м/с? Какой путь прошло бы тело за это время с тем же ускорением, если бы его начальная скорость была равна нулю*?

3. На тело действуют сила тяжести и сила упругости. С каким ускорением будет двигаться тело, если его масса 4 кг, жёсткость пружины 1000 Н/м, деформация пружины 0,02 м?

4. Графики каких движений приведены на рисунке? Чем различаются эти движения? Чему равно ускорение движения первого тела? Запишите уравнение зависимости скорости движения от времени для второго тела*.

5. Постройте изображение предмета в линзе (рисунок слева) и охарактеризуйте его.

 

.  .