Проф. Н.С.ПУРЫШЕВА, проф. Н.Е.ВАЖЕЕВСКАЯ,
МПГУ, г. Москва

Физика

УМК для 7–9-го классов общеобразовательных учреждений
(по 68 с/год, 2 ч/нед.)

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-8. – М.: Дрофа, 2002.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика-9. – М.: Дрофа, 2006.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование-7. – М.: Дрофа, 2002, 2004.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование-8. – М.: Дрофа, 2002.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование-9. Готовится к печати.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь. Физика-7. – М.: Дрофа, 2002.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь. Физика-8. – М.: Дрофа, 2003.

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь. Физика-9. – М.: Дрофа. Готовится к печати.

Ратбиль Е.Э. Электронное учебное пособие. Физика-7. – М.: Дрофа, 2006.

Кравцова Т.Т. Электронное учебное пособие. Физика-8. – М.: Дрофа, 2006.

Кравцова Т.Т. Электронное учебное пособие. Физика-9. – М.: Дрофа, 2006.

Предлагаемый курс физики для основной школы создан на кафедре теории и методики обучения физики физического факультета МПГУ и уже несколько лет успешно апробируется в школах Москвы, Нижнего Новгорода, Белгородской области, Республики Коми, Республики Саха (Якутия).

В основу курса помимо классических дидактических принципов (целостность, систематичность и последовательность, вариативность и т.д.) положены также частно-методические (генерализация, гуманитаризация, спиральность как сочетание цикличности и ступенчатости, интеграция и т.д.):

1. В соответствии с принципом целостности курс построен так, что уже в основной школе учащиеся получают знания обо всех классах физических явлений, у них формируются представления и о классической, и о современной физике. Соответственно курс является логически завершённым и позволяет сформировать первоначальные статистические и квантовые представления, а также представления о границах применимости классических теорий.

2. В соответствии с принципом систематичности и последовательности в содержании курса учитывается подготовка учащихся, полученная при изучении курса естествознания.

3. В соответствии с принципом вариативности учащийся имеет возможность выбрать собственную траекторию изучения курса. Для этого предусмотрена уровневая дифференциация. И в программе и в учебниках заложены два уровня изучения материала: обязательный, соответствующий минимуму содержания основного общего образования, и повышенный. Предполагается, что учитель объясняет наряду с основным материал повышенного уровня, но проверку знаний осуществляет дифференцированно. Это позволяет использовать учебники не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях. К материалу 2-го уровня относятся: вывод некоторых формул (формула линзы и др.), технические применения (вогнутые зеркала, волоконная оптика), исторические сведения, вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал.

4. В соответствии с принципом генерализации обычно материал каждого курса физики группируется вокруг стержневых идей и понятий. Анализ особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся подросткового возраста показывает целесообразность группировки материала не вокруг фундаментальных физических теорий, а вокруг фундаментальных понятий (энергия, взаимодействие, вещество, поле). При этом предусматривается постепенный переход от эмпирического уровня познания к теоретическому.

5. В соответствии с принципом гуманитаризации в содержание курса включён материал, позволяющий осмыслить связь развития физики с развитием общества, исторический материал, материал мировоззренческого и экологического характера.

6. В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению механики и электричества учащиеся обращаются дважды на разных уровнях в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями.

7. В соответствии с идеей интеграции к физическому материалу добавлен астрономический.

Курс начинается с введения методологического характера. В нём даётся представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире, физические свойства тел и веществ), рассматриваются экспериментальный и теоретический методы изучения физических явлений, связь между ними, логика познания, структурные элементы физического знания (понятия, величины, законы, теории). Усвоение материала обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и естествознанию. Учащиеся знакомятся и с предметом астрономии и методами астрономических исследований, что также демонстрирует тесную связь этих наук.

После этого в 7-м классе изучаются явления макромира, понимание которых не требует знаний о строении вещества, – темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления» (схема 1).

Схема 1. Курс физики 7-го класса

Схема 1. Курс физики 7-го класса

Нетрудно видеть, что в курсе 7-го класса отсутствует тема «Первоначальные сведения о строении вещества», она перенесена в 8-й класс, где непосредственно предшествует изучению тем, для объяснения которых требуются знания о строении вещества, – молекулярно-кинетическая теория, механические и тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (схема 2).

Схема 2. Первая часть курса физики 8-го класса

Схема 2. Первая часть курса физики 8-го класса

Перед изучением электрических явлений рассматривается, причём с опорой на знания учащихся по химии, строение атома. На основе полученных знаний объясняются электростатические и электромагнитные явления, а также проводимость твёрдых тел и жидкостей (схема 3). Таким образом, в 7–8-м классах учащиеся знакомятся с наиболее распространёнными и доступными для их понимания физическими явлениями – механическими, тепловыми, электрическими, звуковыми, световыми.

Схема 3. Вторая часть курса физики 8-го класса

Схема 3. Вторая часть курса физики 8-го класса

В 9-м классе ещё больше повышается роль теории, хотя по своей сути курс физики остаётся экспериментальным. Здесь теория используется не только для объяснения явлений, но и для их предсказания, но главное – учащиеся знакомятся с теорией как с элементом физического знания. Структурные элементы теории обсуждаются прежде всего при изучении механики (две темы: «Законы механики» и «Механические колебания и волны»). Предусмотрено изучение всех структурных элементов теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Знания по кинематике при этом повторяются и расширяются. Изучение механических колебаний позволяет показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создать базу для понимания процесса электромагнитных колебаний.

Второй раздел – «Электромагнитные явления», в котором изучаются магнитное поле тока и явление электромагнитной индукции. Затем следует раздел «Электромагнитные колебания и волны», включающий волновые свойства света. В разделе «Элементы квантовой физики» учащиеся знакомятся с явлением фотоэффекта, с планетарной моделью атома, строением атомного ядра и ядерной энергетикой, с некоторыми элементарными частицами. Содержание раздела направлено на формирование квантовых представлений. Завершается курс темой «Вселенная». Структура курса физики 9-го класса представлена на схеме 4.

Схема 4. Курс физики 9-го класса

Схема 4. Курс физики 9-го класса

Курс носит экспериментальный характер, большое внимание уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам, которые учащиеся могут выполнять как в школе, так и дома. Лабораторные работы дифференцированы: часть обязательна для всех, а часть выполняется теми, кто изучает курс на повышенном уровне.

В каждом классе предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при успешном усвоении основного материала и наличии времени. Они подобраны так, чтобы обобщать знания учащихся, либо всесторонне изучая одну тему, либо рассматривая избранные вопросы из разных тем. Учитель может предложить и свои темы. Дополнительные темы дифференцированы по уровням. Например, тема «Оптические приборы и их применение» изучается всеми учащимися, а темы «Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии» – подготовленными, на повышенном уровне.

Курс построен так, что его легко можно модифицировать на 3 ч/нед.

Редакция предлагает читателям познакомиться с поурочным планированием данного курса, образцами контрольных и практических работ, а также с подробными методическими рекомендациями к темам «Звуковые явления» и «Световые явления». Очевидно, что преподавание этих тем семиклассникам требует применения методов и приёмов обучения, которые учитывают их уровень подготовки и возрастные особенности. Авторы убеждены, что двухуровневая система заданий позволит любому педагогу оптимально учесть особенности его школьников. Принятые сокращения: ДЗ – домашнее задание; задание – указаны по учебникам, задания по желанию обозначены жирным шрифтом; со звёздочкой * – задания повышенной трудности (они могут быть как обязательными, так и выполняться по желанию, – в зависимости от решения учителя); ЛР – лабораторная работа; КР – контрольная работа; ККР – кратковременная контрольная работа; КПР – кратковременная проверочная работа; [Л] – Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач-7–9 (М.: Просвещение, 2000); ОСУ – основное содержание урока; РТ – задания из рабочей тетради; РеЗТ – решение задач типа.

_________________________

В УМК входят издания, выпускаемые издательством «Дрофа» с 2002 г.: три учебника (для 7-го, 8-го и 9-го классов общеобразовательной школы; все имеют гриф «Допущено» МОиН РФ 2006 г.), а также методическое пособие, рабочая тетрадь и интерактивное приложение к каждому учебнику.

.  .