Проф. Н.С.ПУРЫШЕВА, проф. Н.Е.ВАЖЕЕВСКАЯ,
МПГУ, г. Москва
Физика
УМК для 7–9-го классов
общеобразовательных учреждений
(по 68 с/год, 2 ч/нед.)
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Физика-8. – М.: Дрофа, 2002.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.,
Чаругин В.М. Физика-9. – М.: Дрофа, 2006.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Тематическое и поурочное планирование-7. – М.:
Дрофа, 2002, 2004.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Тематическое и поурочное планирование-8. – М.:
Дрофа, 2002.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Тематическое и поурочное планирование-9.
Готовится к печати.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Рабочая тетрадь. Физика-7. – М.: Дрофа, 2002.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Рабочая тетрадь. Физика-8. – М.: Дрофа, 2003.
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.
Рабочая тетрадь. Физика-9. – М.: Дрофа. Готовится к
печати.
Ратбиль Е.Э. Электронное учебное
пособие. Физика-7. – М.: Дрофа, 2006.
Кравцова Т.Т. Электронное учебное
пособие. Физика-8. – М.: Дрофа, 2006.
Кравцова Т.Т. Электронное учебное пособие.
Физика-9. – М.: Дрофа, 2006.
Предлагаемый курс физики для основной
школы создан на кафедре теории и методики
обучения физики физического факультета МПГУ и
уже несколько лет успешно апробируется в школах
Москвы, Нижнего Новгорода, Белгородской области,
Республики Коми, Республики Саха (Якутия).
В основу курса помимо классических
дидактических принципов (целостность,
систематичность и последовательность,
вариативность и т.д.) положены также
частно-методические (генерализация,
гуманитаризация, спиральность как сочетание
цикличности и ступенчатости, интеграция и т.д.):
1. В соответствии с принципом целостности
курс построен так, что уже в основной школе
учащиеся получают знания обо всех классах
физических явлений, у них формируются
представления и о классической, и о современной
физике. Соответственно курс является логически
завершённым и позволяет сформировать
первоначальные статистические и квантовые
представления, а также представления о границах
применимости классических теорий.
2. В соответствии с принципом систематичности
и последовательности в содержании курса
учитывается подготовка учащихся, полученная при
изучении курса естествознания.
3. В соответствии с принципом вариативности
учащийся имеет возможность выбрать собственную
траекторию изучения курса. Для этого
предусмотрена уровневая дифференциация. И в
программе и в учебниках заложены два уровня
изучения материала: обязательный,
соответствующий минимуму содержания основного
общего образования, и повышенный.
Предполагается, что учитель объясняет наряду с
основным материал повышенного уровня, но
проверку знаний осуществляет дифференцированно.
Это позволяет использовать учебники не только в
общеобразовательных школах, но и в гимназиях. К
материалу 2-го уровня относятся: вывод некоторых
формул (формула линзы и др.), технические
применения (вогнутые зеркала, волоконная оптика),
исторические сведения, вопросы истории физики,
материал, изучение которого требует хорошей
математической подготовки и развитого
абстрактного мышления, прикладной материал.
4. В соответствии с принципом генерализации
обычно материал каждого курса физики
группируется вокруг стержневых идей и понятий.
Анализ особенностей учебно-познавательной
деятельности учащихся подросткового возраста
показывает целесообразность группировки
материала не вокруг фундаментальных физических
теорий, а вокруг фундаментальных понятий
(энергия, взаимодействие, вещество, поле). При
этом предусматривается постепенный переход от
эмпирического уровня познания к теоретическому.
5. В соответствии с принципом гуманитаризации
в содержание курса включён материал, позволяющий
осмыслить связь развития физики с развитием
общества, исторический материал, материал
мировоззренческого и экологического характера.
6. В соответствии с принципом
спирального построения курс реализован таким
образом, что к изучению механики и электричества
учащиеся обращаются дважды на разных уровнях в
соответствии с их математической подготовкой и
познавательными возможностями.
7. В соответствии с идеей интеграции
к физическому материалу добавлен
астрономический.
Курс начинается с введения
методологического характера. В нём даётся
представление о том, что изучает физика
(физические явления, происходящие в микро-, макро-
и мегамире, физические свойства тел и веществ),
рассматриваются экспериментальный и
теоретический методы изучения физических
явлений, связь между ними, логика познания,
структурные элементы физического знания
(понятия, величины, законы, теории). Усвоение
материала обеспечено предшествующей
подготовкой учащихся по математике и
естествознанию. Учащиеся знакомятся и с
предметом астрономии и методами астрономических
исследований, что также демонстрирует тесную
связь этих наук.
После этого в 7-м классе изучаются
явления макромира, понимание которых не требует
знаний о строении вещества, – темы «Движение и
взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые
явления» (схема 1).
Схема 1. Курс физики 7-го класса
Нетрудно видеть, что в курсе 7-го класса
отсутствует тема «Первоначальные сведения о
строении вещества», она перенесена в 8-й класс,
где непосредственно предшествует изучению тем,
для объяснения которых требуются знания о
строении вещества, – молекулярно-кинетическая
теория, механические и тепловые свойства газов,
жидкостей и твёрдых тел (схема 2).
Схема 2. Первая часть курса физики 8-го
класса
Перед изучением электрических явлений
рассматривается, причём с опорой на знания
учащихся по химии, строение атома. На основе
полученных знаний объясняются
электростатические и электромагнитные явления,
а также проводимость твёрдых тел и жидкостей
(схема 3). Таким образом, в 7–8-м классах учащиеся
знакомятся с наиболее распространёнными и
доступными для их понимания физическими
явлениями – механическими, тепловыми,
электрическими, звуковыми, световыми.
Схема 3. Вторая часть курса физики 8-го
класса
В 9-м классе ещё больше повышается роль
теории, хотя по своей сути курс физики остаётся
экспериментальным. Здесь теория используется не
только для объяснения явлений, но и для их
предсказания, но главное – учащиеся знакомятся с
теорией как с элементом физического знания.
Структурные элементы теории обсуждаются прежде
всего при изучении механики (две темы: «Законы
механики» и «Механические колебания и волны»).
Предусмотрено изучение всех структурных
элементов теории, включая законы Ньютона и
законы сохранения. Знания по кинематике при этом
повторяются и расширяются. Изучение
механических колебаний позволяет показать
применение законов механики к анализу
колебательных и волновых процессов и создать
базу для понимания процесса электромагнитных
колебаний.
Второй раздел – «Электромагнитные
явления», в котором изучаются магнитное поле
тока и явление электромагнитной индукции. Затем
следует раздел «Электромагнитные колебания и
волны», включающий волновые свойства света. В
разделе «Элементы квантовой физики» учащиеся
знакомятся с явлением фотоэффекта, с планетарной
моделью атома, строением атомного ядра и ядерной
энергетикой, с некоторыми элементарными
частицами. Содержание раздела направлено на
формирование квантовых представлений.
Завершается курс темой «Вселенная». Структура
курса физики 9-го класса представлена на схеме 4.
Схема 4. Курс физики 9-го класса
Курс носит экспериментальный
характер, большое внимание уделено
демонстрационному эксперименту и практическим
работам, которые учащиеся могут выполнять как в
школе, так и дома. Лабораторные работы
дифференцированы: часть обязательна для всех, а
часть выполняется теми, кто изучает курс на
повышенном уровне.
В каждом классе предусмотрены
дополнительные темы, которые изучаются при
успешном усвоении основного материала и наличии
времени. Они подобраны так, чтобы обобщать знания
учащихся, либо всесторонне изучая одну тему, либо
рассматривая избранные вопросы из разных тем.
Учитель может предложить и свои темы.
Дополнительные темы дифференцированы по
уровням. Например, тема «Оптические приборы и их
применение» изучается всеми учащимися, а темы
«Свет и цвет в природе», «Зрительные иллюзии» –
подготовленными, на повышенном уровне.
Курс построен так, что его легко можно
модифицировать на 3 ч/нед.
Редакция предлагает читателям познакомиться с
поурочным планированием данного курса,
образцами контрольных и практических работ, а
также с подробными методическими рекомендациями
к темам «Звуковые явления» и «Световые явления».
Очевидно, что преподавание этих тем
семиклассникам требует применения методов и
приёмов обучения, которые учитывают их уровень
подготовки и возрастные особенности. Авторы
убеждены, что двухуровневая система заданий
позволит любому педагогу оптимально учесть
особенности его школьников. Принятые сокращения:
ДЗ – домашнее задание; задание – указаны по
учебникам, задания по желанию обозначены жирным
шрифтом; со звёздочкой * – задания повышенной
трудности (они могут быть как обязательными, так
и выполняться по желанию, – в зависимости от
решения учителя); ЛР – лабораторная работа; КР –
контрольная работа; ККР – кратковременная
контрольная работа; КПР – кратковременная
проверочная работа; [Л] – Лукашик В.И., Иванова
Е.В. Сборник задач-7–9 (М.: Просвещение, 2000); ОСУ
– основное содержание урока; РТ – задания из
рабочей тетради; РеЗТ – решение задач типа.
_________________________
В УМК входят издания, выпускаемые
издательством «Дрофа» с 2002 г.: три учебника (для
7-го, 8-го и 9-го классов общеобразовательной школы;
все имеют гриф «Допущено» МОиН РФ 2006 г.), а также
методическое пособие, рабочая тетрадь и
интерактивное приложение к каждому учебнику.