Поурочное планирование

Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев.
Физика-7 (68 ч, 2 ч/нед.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть Сроки Тема Колич. часов № ЛР Колич. КР
I 01.09 – 30.10 1. Введение
2. Первоначальные сведения о свете
2
14
1–4
II 09.11 – 29.12 Первоначальные сведения о свете (продолжение)
3. Первоначальные сведения о звуке
4.Первоначальные представления о строении вещества
2
6
6
5 1
III 11.01 – 23.03 5. О физических величинах
6. Первоначальные сведения о тепловых явлениях
13
9
6–8
9
1
IV 01.04 – 25.05 Первоначальные сведения о тепловых явлениях (продолж.)
7. О тепловых двигателях
Обобщение, экскурсии, резервное время
8
3
5
10
1
Итого 01.09 – 25.05 7 тем 68   3

Т е м а 1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

УРОК 1/1. Что изучает физика. Физические явления. Методы изучения физических явлений

ОСУ. Понятие о содержании физики. Физические явления. Основные методы изучения физики – наблюдения и опыты. Этапы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотезы, опытная проверка. Доказательность суждений в физике.

Д е м о н с т р а ц и и. Примеры физических явлений. Опыты по рис. 1, 2 учебника: влияние окружающего воздуха на процесс вытекания воды из сосуда.

ДЗ. Введение, с. 3–4. Подготовить сообщения о жизни и деятельности учёных-физиков*.

УРОК 2/2. Физика – основа техники. Физика и физики

ОСУ. Взаимосвязь развития физики и научно-технического прогресса. Роль физики в развитии главных направлений техники: энергетики, механизации и автоматизации производства, электронно-вычислительной техники, получения материалов с заданными свойствами. Выдающиеся физики, примеры их деятельности (М.В.Ломоносов, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Г.Герц, А.Эйнштейн…).

ДЗ. Введение, с. 5–6.

Т е м а 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВЕТЕ (16 ч)

УРОК 3/1. Источники и приёмники света

ОСУ. Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Естественные и искусственные источники света. Тепловые и источники «холодного света». Приёмники света. Действие света на вещество. Скорость света.

Д е м о н с т р а ц и и. Излучение света различными источниками.

ДЗ. § 1; задания 1–4 на с. 9–10; [Л] № 1484, 1488, 1492.

УРОК 4/2. Распространение света

ОСУ. Понятие луча и пучка света. Независимость распространения световых пучков. Прямолинейное распространение света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения как примеры образования тени и полутени*.

Д е м о н с т р а ц и и. Получение тени от точечного источника света. Образование тени и полутени неточечным источником и двумя точечными источниками разного цвета.

ДЗ. § 2, 3*; задания 1–3 (с. 13), 1–2* (с. 14); [Л] № 1500, 1503, 1506, 1517. Подготовить сообщения о лунных и солнечных затмениях*.

УРОК 5/3. Отражение света

ОСУ. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Освещение с помощью зеркала. Солнечный зайчик. Применение плоского зеркала: солнечный концентратор, перископ, калейдоскоп.

ДЗ. § 4; задания 1–6 (с. 20); [Л] № 1551, 1556, 1558.

Урок 6/4. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в [ФЛЗ], с. 180.

ДЗ. Постройте для каждого случая положение отражённого или падающего луча (см. рисунок).

Задачие 1. Человек держит перед собой небольшое плоское зеркальце, в которое видит находящееся сзади дерево. Почему изображение дерева смещается, если человек глядит в зеркало попеременно левым и правым глазом? 2. [Л] № 1505, 1571, 1579.

УРОК 7/5. Решение задач

ОСУ. Решение задач на распространение света, а также нахождение и построение изображений в плоском зеркале:

1. Два ученика стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Начертите ход лучей, поясняющий, почему один из учеников видит другого.

2. Человек стоит за шкафом, перед которым горят две лампочки. Начертите границы тех участков комнаты, находясь в которых, человек: а) не видит лампочек; б) видит только левую лампочку; в) видит только правую лампочку; г) видит обе лампочки.

3. Человек стоит перед зеркалом, лежащим на столе. Начертите ход лучей от двух тел, которые видны в зеркале человеку.

4. От зеркала, лежащего на столе, на потолке комнаты появился солнечный зайчик. Начертите ход лучей, объясняющих его появление. В какую сторону переместится зайчик, если Солнце на небе поднимется выше? опустится ниже?

ДЗ: [Л] № 1501, 1502, 1506, 1507, 1542, 1545, 1547.

УРОК 8/6. Преломление света

ОСУ. Оптические явления на границе двух сред. Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. Закономерности преломления света. Связь преломления с изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.

Д е м о н с т р а ц и и. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Опыты по рисункам к § 6.

ДЗ. § 6; задания 1–2 (с. 27); [Л] № 1561, 1571, 1579.

УРОК 9/7. Линзы. ЛР № 2 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

ОСУ. Линзы. Главная оптическая ось. Оптический центр. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Собирающая и рассеивающая линзы. Оптическая сила линзы. Единица оптической силы. ЛР (проводится по описанию в учебнике).

Д е м о н с т р а ц и и. Различные типы линз.

ДЗ. § 7 (с. 27–28); задания 1, 2, 5 (с. 31); [Л] № 1586, 1610, 1611, 1632.

УРОК 10/8. Линзы. Изображения, даваемые линзами

ОСУ. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Построение изображений, даваемых линзой. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы.

Д е м о н с т р а ц и и. Получение и построение изображений различных предметов с помощью собирающей линзы по рис. 51 учебника.

ДЗ. § 7 (с. 29–30); задания 3, 4 (с. 31); [Л] № 1600, 1602.

УРОК 11/9. ЛР № 3 «Получение изображений с помощью линзы»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задания 6, 7* (с. 31).

УРОК 12/10. Решение задач

ОСУ. Решение задач по формуле тонкой линзы и расчёту оптической силы линзы типа:

1. С помощью линзы получено равное изображение свечи, расположенной перед линзой на расстоянии 8 см. Какая это линза? Определите её фокусное расстояние и оптическую силу. Сделайте чертёж и дайте характеристику полученному изображению.

2. Светящийся предмет находится на расстоянии 15 см от линзы, а его изображение – на экране, удалённом от линзы на расстояние 85 см. Какая это линза? Определите её фокусное расстояние и оптическую силу. Сделайте чертёж и охарактеризуйте полученное изображение.

3. Оптическая сила тонкой линзы равна 5 дптр. Предмет поместили на расстоянии 50 см от линзы. Где и какое получится изображение этого предмета? Сделайте чертёж.

ДЗ. [Л] № 1606, 1613, 1614. Подготовить сообщения по теме «Оптические приборы»*.

УРОК 13/11. Оптические приборы

ОСУ. Применение линз в оптических приборах и устройствах. Графопроектор*. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль.

Д е м о н с т р а ц и и. Графопроектор*. Фотоаппарат, фотографии. Лупы.

ДЗ. § 8; задания 2–4 (с. 33); [Л] № 1621, 1622, 1623.

УРОК 14/12. Глаз и зрение

ОСУ. Глаз как оптический прибор. Строение глаза, функции его отдельных частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Способы их устранения, очки.

Д е м о н с т р а ц и и. Модель глаза. Очки.

ДЗ. § 9. Задания 1–4 (с. 35); [Л] № 1636, 1637, 1638.

УРОК 15/13. О составе света

ОСУ. Опыты Ньютона. Спектр. Дисперсия света. Поглощение света. Цвет тел. Сложение цветных пучков света.

Д е м о н с т р а ц и и. Получение сплошного спектра на экране. Светофильтры.

ДЗ. § 10; задания 1–5 на с. 37.

УРОК 16/14. ЛР № 4 «Наблюдение дисперсии света»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. «Самое важное в главе 1» (с. 37–38).

УРОКИ 17/15. Повторение темы

УРОК 18/16. КР № 1 «Первоначальные сведения о свете»

Примерное содержание

1. При каком условии тело даёт на экране резкую тень без полутени? Ответ поясните чертежом.

2. Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой скоростью она сближается со своим изображением?

3. Почему, оценивая на глаз глубину водоёма, мы всегда ошибаемся: глубина кажется меньшей, чем в действительности?

4. Предмет помещён на расстоянии 40 см от тонкой линзы, оптическая сила которой равна 4 дптр. Какое и где получится изображение предмета? Сделайте чертёж. Для устранения какого дефекта зрения может быть использована эта линза?

5. Объясните, почему цвет травы зелёный?

Т е м а 3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЗВУКЕ (6 ч)

УРОК 19/1. Источники и приёмники звука

ОСУ. Акустика. Источники звука: музыкальные инструменты, камертон, звуковой генератор. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Приёмники звука. Наблюдение колебаний с помощью осциллографа.

Д е м о н с т р а ц и и. Колебания струны, камертона, упругой стальной пластины. Наблюдение осциллограмм. Опыты по рисункам к § 11.

ДЗ. § 11; задания 1–5 (с. 43).

УРОК 20/2. Распространение звука. Звуковые волны

ОСУ. Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приёмник. Распространение звука в различных средах. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Механизм их распространения.

Д е м о н с т р а ц и и. Необходимость воздуха для распространения звука – опыт по рис. 72 учебника. «Игрушечный телефон». Модель поперечной волны.

ДЗ. § 12, 13; задания 1–3 (с. 45), 1–3 (с. 47).

УРОК 21/3. Характеристики звука

ОСУ. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Обертоны. Звучание музыкальных инструментов. Приборы и приспособления для усиления громкости звука. Резонаторы. Действие звука на здоровье человека.

Д е м о н с т р а ц и и. Осциллограммы различных звуковых источников. Опыты по рис. 83 учебника.

ДЗ. § 14, 15; задания 1–3 (с. 50), 1–2 (с. 51).

УРОК 22/4. Отражение звука

ОСУ. Явления на границе двух сред. Отражение звука. Луч. Углы падения и отражения. Закон отражения. Эхо.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 84, 85 учебника. Рупор.

ДЗ. § 16; задания 1–4 (с. 54); [Л] № 910.

УРОК 23/5. Ультразвук

ОСУ. Ультразвук. Применение ультразвука в науке, технике, медицине. Эхолот. Биологическое действие ультразвука.

ДЗ. § 17. Подготовить сообщения об инфразвуке и ультразвуке*. [Л] № 913, 914.

УРОК 24/6. Повторение темы

ДЗ. «Самое важное в главе 2» (с. 55); [Л] № 898, 900, 911, 912.

Т е м а 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

УРОК 25/1. Молекулы.

ОСУ. Дискретное строение вещества. Химические элементы и соединения. Атом. Молекула. Опытные доказательства молекулярного строения вещества и наличия расстояний между молекулами. Определение размера молекул. Размер молекул и количество молекул в теле.

Д е м о н с т р а ц и и. Дробление веществ. Смешивание воды и спирта, взятых в равных объёмах. Модели молекул. Опыт по рис. 93 учебника.

ДЗ. § 18; задания 1–3 (с. 59); [Л] № 49, 50. Подготовить сообщения о взглядах на строение вещества Демокрита, Аристотеля, Ломоносова*.

УРОК 26/2. ЛР № 5 «Измерение размеров малых тел»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике. Приобретение навыков измерения способом рядов. Представление о размерах молекул.

ДЗ. Задание 4* (с. 59); [Л] № 41, 42.

УРОК 27/3. Взаимодействие молекул

ОСУ. Доказательство существования притяжения между молекулами твёрдых тел и жидкостей. Доказательство существования отталкивания молекул. Склейка и сварка.

Д е м о н с т р а ц и и. Взаимодействие свинцовых цилиндров. Взаимодействие стеклянной пластинки с водой. Сжатие и распрямление упругого тела. Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей. Сваривание в пламени спиртовки стеклянных палочек. Модель взаимодействия молекул на примере шариков, укреплённых на пружине.

ДЗ. § 19; задания 1–3 (с. 61); [Л] № 78, 81.

УРОК 28/4. Движение молекул. Броуновское движение

ОСУ. Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах. Влияние температуры на скорость протекания диффузии. Примеры диффузии в природе, быту и технике. Броуновское движение. Объяснение причины движения броуновских частиц.

Д е м о н с т р а ц и и. Диффузия жидкостей. Распространение запаха. Модель броуновского движения.

ДЗ. § 20, 21; задания 1–5 (с. 62), 1–3 (с. 64); [Л] № 57, 64, 65.

УРОК 29/5. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел*

ОСУ. Три агрегатных состояния вещества. Различия в расположении и во взаимодействии молекул твёрдых тел, жидкостей и газов. Молекулярное строение льда, воды и водяного пара.

Д е м о н с т р а ц и и. Характерные свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Модели молекул. Модели кристаллических решёток.

ДЗ. § 22; задания 1–3 (с. 66); [Л] № 84, 93, 94.

УРОК 30/6. Повторение темы

ОСУ. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Свойства вещества в трёх состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярной теории.

ДЗ. «Самое важное в главе 3» (с. 66); [Л] № 48, 58, 69, 73, 86.

Т е м а 5. О ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИНАХ (13 ч)

УРОК 31/1. Масса тела

ОСУ. Понятие о физической величине. Масса тела. Притяжение тел к Земле. Единицы массы. Некоторые данные о массе тел. Измерение массы. Весы. Взвешивание. Эталон массы.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты по рис. 102–104 учебника. Различные виды весов. Взвешивание тела на демонстрационных весах; правила работы с весами.

ДЗ. § 23 (с. 67–69); задания 1–2 (с. 70).

УРОК 32/2. ЛР № 6 «Измерение массы тела на рычажных весах»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. [Л] № 224, 225, 227.

УРОК 33/3. Плотность

ОСУ. Плотность вещества. Единица плотности. Сравнение плотностей некоторых веществ по табл. 4 учебника. Формула плотности. Вычисление массы тела по плотности и объёму. Нахождение объёма тела по его массе и плотности. Решение задач типа:

1. Имеются два тела разного размера, но одинаковой массы. Вещество какого из них имеет большую плотность?

2. Плотность мёда 1350 кг/м3. Верно ли, что порция мёда объёмом 100 см3 имеет массу более 100 г?

3. Объём тела 3 см3, а масса 33,9 г. Определите плотность. Из какого вещества изготовлено это тело?

4. Найдите массу 5 л воды.

5. Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см.

6. Какой объём имеет кирпич массой 800 г?

Д е м о н с т р а ц и и. Наборы тел одинаковой массы или объёма, имеющих разные плотности.

ДЗ. § 23 (с. 70); задание 3 (с. 70); [Л] № 232, 233, 234, 235.

УРОК 34/4. ЛР № 7 «Измерение плотности твёрдого тела»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. [Л] № 257, 258, 281.

УРОК 35/5. Сила

ОСУ. Взаимодействие тел. Изменение скорости и направления движения тела или его деформация при действии других тел. Характерные свойства взаимодействий. Сила. Единица силы. Векторные и скалярные величины. Сила упругости и сила тяжести. Измерение силы. Динамометр. Сравнение значения некоторых сил.

Д е м о н с т р а ц и и. Движение тела, брошенного горизонтально. Деформация упругих тел. Различные типы динамометров. Измерение мышечной силы руки.

ДЗ. § 24; задания 1–3 (с. 75); [Л] № 293, 311, 324. Подготовить сообщения о жизни и деятельности Галилея и Ньютона*.

УРОК 36/6. ЛР № 8 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задание 4 (с. 75); [Л] № 328, 329, 335.

УРОК 37/7. Давление

ОСУ. Давление. Единица давления. Примеры давления, создаваемого некоторыми телами. Способы увеличения и уменьшения давления. Роль острия колющих инструментов; роль гусениц трактора, фундамента зданий. Сравнение давления, которое производит человек стоя и при ходьбе; стоя и лёжа.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость результата действия силы от её величины и от площади поверхности опоры. Опыты по рис. 112, 113 учебника. Острия колющих инструментов, лезвия режущих инструментов. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы.

ДЗ. § 25; задания 1–4 (с. 78); [Л] № 447, 448, 452. Подготовить сообщение о Б.Паскале*.

УРОК 38/8. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа:

1. Апельсин подвесили к динамометру. Он показал 2 Н. Что покажут весы, если на них положить этот апельсин?

2. Какая сила тяжести действует на льдину размером 5 • 2 • 0,3 м3?

3. Ветер создаёт давление 80 Па. С какой силой он толкает вперёд яхту с парусом, площадь которого 60 м2?

4. Какой должна быть площадь опоры приложения силы 10 Н для создания давления 20 Па?

5. Определите массу учебника «Физика-7» и массу его страницы, используя данные табл. 5 (с. 77) учебника.

ДЗ. Задания 5–7 на с. 78; [Л] № 309, 336, 338.

УРОК 39/9. Работа

ОСУ. Механическая работа. Вычисление работы при различных направлениях приложенной к телу силы относительно направления его движения. Единица работы.

Д е м о н с т р а ц и и. Определение работы при подъёме тела на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние по горизонтальной поверхности.

ДЗ. § 26; задания 1–4 на с. 80; [Л] № 670, 672, 687. Подготовить сообщение о Дж.Джоуле*.

УРОК 40/10. Мощность

ОСУ. Мощность. Единица мощности. Вычисление совершённой работы по известной мощности и времени её выполнения.

ДЗ. § 27; задания 1–4 на с. 82; [Л] № 698, 700, 718. Подготовить сообщение о Дж.Уатте*.

УРОК 41/11. Энергия

ОСУ. Понятие энергии. Единица энергии. Механическая энергия. Потенциальная энергия (поднятого и деформированного тела). Вычисление потенциальной энергии тела, поднятого относительно поверхности Земли. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и скорости его движения. Совершение работы при изменении энергии тела. Немеханические виды энергии. Превращения энергии.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работы, произведённой им по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. Превращение энергии при колебаниях маятника, движении заводной игрушки, выстреле из пружинного пистолета.

ДЗ. § 28; задания 1–5 на с. 86; [Л] № 807, 810, 818, 822.

УРОК 42/12. Повторение темы. Решение задач

ОСУ. Решение задач типа:

1. Какую работу совершает сила тяжести при броске мяча массой 2 кг с высоты 5 м? при броске этого мяча вверх на такую же высоту? при качении мяча по горизонтальной поверхности на такое же расстояние?

2. Успеет ли насос мощностью 500 Вт совершить работу 1 МДж за 10 мин?

3. На какую высоту над поверхностью Земли надо поднять гирьку массой 100 г, чтобы её потенциальная энергия, считая от поверхности Земли, стала равной 0,5 Дж?

4. Грузик равномерно подняли на высоту 2 м, совершив при этом работу 0,1 Дж. Определите массу грузика и действующую на него силу тяжести.

5. Один кирпич лежит на столе, а другой поставлен торцом. Одинакова ли их потенциальная энергия?

ДЗ. «Самое главное в главе 4» (с. 86–87); [Л] № 281, 307, 459, 706, 806.

УРОК 43/13. КР № 2 по теме «О физических величинах»

Примерное содержание КР

1. Как можно, не разматывая, определить длину медного провода, свёрнутого в моток?

2. Книга лежит на столе. Какие на неё действуют силы? Покажите эти силы на рисунке.

3. Мальчик стоит на лыжах. Его масса 45 кг. Длина каждой лыжи 1,5 м, ширина 10 см. Какое давление он оказывает на снег?

4. Подъёмник за 20 с перемещает груз массой 300 кг на высоту 10 м. Определите мощность подъёмника.

5. Могут ли два тела, имеющие разные массы, обладать одинаковой потенциальной энергией? Если да, то при каком условии?

Т е м а 6. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕПЛОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ (17 ч)

УРОК 44/1. Что такое тепловые явления

ОСУ. Тепловые явления. Источники тепла. Превращение энергии в тепловую при различных процессах. Тепловое расширение твёрдых тел, жидкостей и газов. Особенности теплового расширения воды. Учёт и использование теплового расширения в природе и технике.

Д е м о н с т р а ц и и. Нагревание тел при совершении механической работы. Воздушное огниво. Тепловое расширение. Опыты по рисункам в учебнике.

ДЗ. § 29, 30, 32; задания 1–3 (с. 89), 1–4 (с. 92), 1–3 (с. 98).

УРОК 45/2. Температура

ОСУ. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Температурная шкала Цельсия, единица температуры. Значения некоторых температур, встречающихся в природе и технике. Температура тела некоторых животных. Измерение температуры. Тепловое равновесие*.

Д е м о н с т р а ц и и. Различные виды термометров.

ДЗ. § 31; задания 1–3 (с. 97); [Л] № 39. Подготовить сообщения о различных температурных шкалах (Цельсия, Фаренгейта, Кельвина)*.

УРОК 46/3. ЛР № 9 «Градуировка комнатного термометра»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задание 4 (с. 97); [Л] № 926.

УРОК 47/4. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

ОСУ. Превращение энергии в механических процессах. Внутренняя энергия тела. Изменение внутренней энергии. Увеличение внутренней энергии тела при совершении работы над телом и её уменьшение при совершении работы телом против внешней силы. Изменение внутренней энергии путём теплообмена. Количество теплоты. Единица количества теплоты. Что означает выражение «Тело получило некоторое количество теплоты»?

Д е м о н с т р а ц и и. Колебания маятников. Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе). Воздушное огниво. Опыт по рис. 147 в учебнике. Нагревание металлического стержня, опущенного в горячую воду.

ДЗ. § 33, 34; задания 1–4 (с. 99); 1–5 (с. 101); [Л] № 915, 920, 930.

УРОК 48/5. Виды теплообмена

ОСУ. Теплопроводность. Различие теплопроводностей разных тел. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции. Передача энергии излучением; особенности этого вида теплообмена. Учёт и применение различных видов теплообмена в быту и технике.

Д е м о н с т р а ц и и. Сравнение теплопроводностей разных веществ (по рис. 148 учебника). Малая теплопроводность воздуха, воды (по рис. 150 учебника). Конвекция в жидкостях и газах (по рис. 151 в учебнике). Излучение и поглощение тепловой энергии телами с тёмной и светлой поверхностями.

ДЗ. § 35; задания 1–7 (с. 106); [Л] № 959, 972, 981.

УРОК 49/6. Расчёт количества теплоты при теплообмене

ОСУ. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела. Удельная теплоёмкость вещества, её единица. Различные значения удельных теплоёмкостей некоторых веществ. Учёт и использование большой теплоёмкости воды. Расчёт количества теплоты, выделяемого при охлаждении тела.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыты, подтверждающие формулу для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела (нагревание равных масс воды и масла; разного количества воды; нагревание до разных значений температуры).

ДЗ. § 36; задания 1–6 на с. 108; [Л] № 1021, 1024.

УРОК 50/7. Решение задач

ОСУ. Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого при охлаждении тела, типа:

1. Почему современные электроутюги делают алюминиевыми, а не чугунными?

2. Два одинаковых сосуда с равными по массе количествами воды и растительного масла поставили в печь. Какая из жидкостей нагреется быстрее?

3. Две одинаковые по массе печки – кирпичная и железная – нагреты до одинаковой температуры. Какая из них будет дольше остывать?

4. Два одинаковые стальных шарика опустили в стаканы: один – с водой, другой – с таким же по массе количеством керосина. В каком стакане установится более высокая температура?

5. На электроплитке 100 г воды нагревается на 5 оС за 1 мин. На сколько градусов за то же время нагреется на плитке 100 г свинца?

6. Можно ли нагреть до температуры плавления (232 оС) 1 кг олова, взятого при температуре 12 оС, сообщив ему 45 кДж тепла?

7. Тело массой 100 г при охлаждении на 30 оС отдало количество теплоты, равное 1,5 кДж. Могло ли это тело быть чугунным?

ДЗ. § 36; [Л] № 1012, 1014, 1015, 1017.

УРОК 51/8. Уравнение теплового баланса

ОСУ. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса. Сравнение количества теплоты, отданного при остывании горячей воды, и количества теплоты, полученного холодной водой при смешивании с горячей. Устройство и применение калориметра.

Д е м о н с т р а ц и и. Опыт по смешиванию воды разной температуры. Устройство калориметра.

ДЗ. § 37; задания 1–4 (с. 110).

УРОК 52/9. Решение задач

ДЗ. Решение задач на уравнение теплового баланса типа:

1. Заметно ли изменится температура кофе при добавлении в него 10 г молока? Масса кофе 200 г, его температура 95 оС, температура молока 5 оС, удельные теплоёмкости кофе и молока равны.

2. В калориметре смешали 50 г воды, имеющей температуру 20 оС, и 80 г воды, имеющей температуру 80 оС. Температура смеси оказалась равной 45 оС. Какое количество теплоты потеряла горячая вода и какое количество теплоты получила холодная?

3. [Л] № 1030.

ДЗ. [Л] № 1023 (б, г).

УРОК 53/10. ЛР № 10 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

ОСУ. ЛР проводится по описанию в учебнике.

ДЗ. Задания 5–6 (с. 110); [Л] № 1029.

УРОК 54/11. Плавление и отвердевание

ОСУ. Процессы плавления и кристаллизации. Объяснение процессов с точки зрения молекулярного строения вещества. График плавления. Температура плавления и кристаллизации. Сравнение температуры плавления некоторых веществ. Тугоплавкие металлы и их использование. Удельная теплота плавления. Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при кристаллизации.

Д е м о н с т р а ц и и. Наблюдение за таянием льда в воде и температурой смеси воды и льда.

ДЗ. § 38; задания 1–4 на с. 112; [Л]№ 1068, 1069, 1075 – Л.

УРОК 55/12. Испарение и конденсация. Кипение

ОСУ. Парообразование. Два вида парообразования: испарение и кипение. Конденсация. Динамическое равновесие между жидкостью и паром. Насыщенный пар. Объяснение процессов с точки зрения молекулярного строения. Скорость испарения жидкости. Температура кипения. Зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления. Использование кипения при повышенном и пониженном давлении. Удельная теплота парообразования. Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации. График кипения.

Д е м о н с т р а ц и и. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади её поверхности, температуры, движения воздуха. Охлаждение жидкости при испарении. Наблюдение за процессом кипения воды и за постоянством её температуры во время процесса. Изменение температуры кипения воды при изменении давления.

ДЗ. § 39, 40; задания 1–5 (с. 114), 1–4 (с. 117); [Л] № 1101, 1112, 1117.

УРОК 56/13. Решение задач

ОСУ. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела до температуры плавления, для его плавления, для парообразования, и выделяющегося при конденсации, кристаллизации и последующем охлаждении. Разбор задач типа:

1. Какое количество теплоты потребуется, чтобы 0,5 кг льда при 0 оС превратить в пар при 100 оС?

2. Воду массой 400 г, взятую при температуре 20 оС, нагрели до кипения и превратили в пар. Какое количество теплоты было затрачено?

3. Какое количество теплоты выделится при превращении 2 кг водяного пара, взятого при 100 оС в жидкость при температуре 20 оС?

4. В сосуд с тёплой водой положили 10 г льда, и лёд расплавился. После этого для нагревания воды в сосуде на 30 оС потребовалось 25,2 кДж теплоты. Какова масса воды, в которую положили лёд?

ДЗ. Задания 5–6 (с. 113), 5–8 (с. 118); [Л] № 1090, 1121.

УРОК 57/14. Влажность воздуха

ОСУ. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Плотность насыщенного водяного пара при различной температуре. Расчёт относительной влажности воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха. Конденсационный гигрометр. Психрометр. Какова относительная влажность воздуха, если показания сухого и влажного термометров одинаковы? Практическое значение влажности.

Д е м о н с т р а ц и и. Устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

ДЗ. § 41; задания 1–6 (с. 121); [Л] №1154, 1155, 1163, 1167.

УРОК 58/14. Энергия топлива

ОСУ. Сгорание топлива и выделение энергии при этом. Удельная теплота сгорания. Расчёт количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива. Использование топлива и проблемы экологии.

ДЗ. § 42; задания 1–5 (с. 123); [Л] № 1042.

УРОК 59/15. Повторение темы

ОСУ. Тепловые свойства тел. Внутренняя энергия и способы её изменения. Расчёт количества теплоты в различных процессах.

ДЗ. «Самое важное в главе 5» (с. 123, 124); [Л] № 1053, 1094, 1125.

УРОК 60/16. Повторение темы «Тепловые явления»

ДЗ. «Самое важное в главе 6» (с. 132); [Л] № 927, 930, 1023, 1054, 1124.

УРОК 61/17. КР № 3 по теме «Тепловые явления»

Примерное содержание КР

1. В сосуде нагрели воду. Изменилась ли внутренняя энергия воды? Можно ли сказать, что воде передано некоторое количество теплоты? Ответы объясните.

2. Почему искусственные спутники Земли сильно нагреваются и сгорают при вхождении в нижние плотные слои атмосферы?

3. Воду массой 2 кг, взятую при температуре 0 оС, налили в чайник и вскипятили. При этом часть воды, масса которой равнялась 100 г, превратилась в пар. Какое количество теплоты израсходовано? (Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг • оС), удельная теплота парообразования 2,3 • 106 Дж/кг.) Изменится ли результат, если вместо воды взять такое же количество льда при той же температуре? Ответ объясните.

4. Какова относительная влажность воздуха, если показания сухого и влажного термометров психрометра одинаковы? Ответ объясните.

5. Определите КПД двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,89 • 107 Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 • 106 Дж/кг.

Т е м а 7. О ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ (3 ч)

УРОК 62/1. Устройство и действие реактивного двигателя

ОСУ. Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей: преобразование внутренней энергии в механическую. Реактивное движение. Твёрдотопливный реактивный двигатель. Жидкостный реактивный двигатель. Устройство ракеты.

Д е м о н с т р а ц и и. Реактивное движение воздушного шарика.

ДЗ. § 43; задания 1–4 (с. 127); [Л] № 1126, 1130. Подготовить сообщения о полёте многоступенчатой ракеты; известных конструкторах и космонавтах; освоении космоса*.

УРОК 62/2. Поршневые двигатели внутреннего сгорания

ОСУ. Двигатели внутреннего сгорания. Карбюраторный двигатель Отто. Устройство и 4 такта работы двигателя. Двигатель Дизеля.

Д е м о н с т р а ц и и. Модель ДВС.

ДЗ. § 44; задания 1–5 (с. 130), задания 1–2 (с. 132); [Л] № 1141, 1142, 1143.

УРОК 63/3. Паровая турбина. Коэффициент полезного действия

ОСУ. Паровой котел. Устройство и принцип действия паровой турбины. Применение паровой турбины. КПД. Примеры КПД двигателей. Применение двигателей в технике.

Д е м о н с т р а ц и и. Модель паровой турбины.

ДЗ. § 44; 45.

УРОКИ 64, 65. Повторение. Экскурсия

УРОКИ 66–68. Резервное время

________________________

Принятые условные обозначения и сокращения:

[Л] – Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7–9-го классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

[ФЛЗ] – Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7–11-м классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. Под ред. Бурова В.А. и Никифорова Г.Г. – М.: Просвещение, 1996.

Сокращения: ДЗ – домашнее задание; ЛР – лабораторная работа; КР – контрольная работа; ОСУ – основное содержание урока; СР – самостоятельная работа; * – задания по желанию.

.  .