А.В.БУНЧУК, ПАДЕРИНА Е.В.,
школа № 2007, г. Москва
avbush@rambler.ru
Физика
УМК для 7–9-го классов (по 68 ч/год, 2
ч/нед.)
Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Шахмаев
С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика-7. – М.: Мнемозина,
2003.
Шахмаев Н.М., Бунчук А.В.
Физика-8. – М.: Мнемозина, 2006.
Шахмаев Н.М., Зосимовский А.В.
(Бунчук А.В.). Физика-9. – М.: Мнемозина, 2005.
Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-7. –
М.: Мнемозина, в печати.
Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-8. –
М.: Мнемозина, в печати.
Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-9. –
М.: Мнемозина, в печати.
Бунчук А.В., Падерина Е.В.
Поурочное планирование-7. – М.: Мнемозина, в
печати.
Бунчук А.В., Падерина Е.В.
Поурочное планирование-8. – М.: Мнемозина,
готовятся к изданию.
Бунчук А.В., Падерина Е.В.
Поурочное планирование-9. – М.: Мнемозина,
готовятся к изданию.
Представлемые учебники, с одной
стороны, являются новым изданием известной серии
учебников академика Н.М.Шахмаева, по которым
совсем недавно училась заметная часть
школьников нашей страны. С другой стороны, это
совершенно новые учебники как по своему
содержанию, так и по оформлению. Переиздание
учебников Н.М.Шахмаева и др. обусловлено
несколькими причинами и прежде всего их
известными методическими и дидактическими
особенностями.
Общее содержание учебников «Физика-8»
(«Электричество», «Магнетизм» и
«Электромагнитные явления») и «Физика-9»
(«Механика») осталось неизменным, поскольку
такое разбиение материала весьма удобно. Учебник
«Физика-7» издаётся впервые. Он содержит темы
«Оптика», «Звук», «Строение вещества», «Тепловые
явления». Такой подход к отбору материала для
курса 7-го класса соответствует идее известного
отечественного педагога А.В.Пёрышкина:
первоначальное знакомство учащихся с физикой
должно начинаться с того, что воспринимается
органами чувств человека, т.е. с того, что он
видит, слышит и ощущает. Это наверняка будет
способствовать развитию их познавательного
интереса, предоставит им возможность больше
пользоваться разнообразным физическим
оборудованием на уроках физики, познакомит с
более широким и разнообразным кругом явлений
окружающей их жизни. При изучении этих явлений в
гораздо большей степени будет использован и их
жизненный опыт. В то же время от ученика
потребуется гораздо меньше усилий для
количественных вычислений, которые в 7-м классе
представляют ещё значительные трудности.
Вместе с тем это позволяет
сосредоточить изучение механики в одном (9-м)
классе, а не разбивать его на части по трём годам
обучения, как это делается сейчас в имеющихся
курсах.
Следует также отметить, что в новом
издании:
– максимальное внимание уделяется
изложению физических явлений, их иллюстрации и
практическим приложениям, например, более полно
рассматриваются магнитные явления;
– сокращён теоретический материал. В
частности, отсутствуют понятия силовых
электрических и магнитных линий, не вводятся
величины напряжённости электрического поля и
магнитной индукции, не рассматривается модель
дырок в полупроводниках. В то же время гораздо
шире используется понятие «модель явления»,
чтобы учащийся осознал возможность
использования нескольких моделей для описания
одного и того же явления;
– обширный дополнительный материал
выделен «звёздочками», что поможет учащимся
глубже разобраться в сущности рассматриваемых
физических явлений.
Кроме того, для повышения интереса
учащихся к изучаемому предмету ко многим
параграфам учебника подобран материал под
названием «Это интересно», включающий
разнообразные сведения исторического характера,
а также рассказы об интересных природных
явлениях, о способностях человека и животных,
технических новинках.
К каждому параграфу даны вопросы и
задания в рубрике «Проверь себя», а каждая глава
заключается сводкой основных положений,
озаглавленной «Самое важное».
Наличие обширного дополнительного
материала позволяет использовать комплект
учебников как в общеобразовательных классах, так
и в классах с углублённым изучением предмета, а
также проводить дополнительные занятия для
школьников, проявивших интерес к изучению
физики.
Новое издание – первые в нашей стране
учебники физики с полноцветными (а не
двухцветными) иллюстрациями, что делает их
значительно более привлекательным и для
учителей, и для учащихся.
К новому комплекту учебников
разработано поурочное планирование,
рассчитанное на использование в учебном
процессе при двух часах физики в неделю.
Одновременно с учебниками в продажу поступают
специально составленные рабочие тетради для
учащихся.