А.В.БУНЧУК, ПАДЕРИНА Е.В.,
школа № 2007, г. Москва
avbush@rambler.ru

Физика

УМК для 7–9-го классов (по 68 ч/год, 2 ч/нед.)

Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика-7. – М.: Мнемозина, 2003.

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика-8. – М.: Мнемозина, 2006.

Шахмаев Н.М., Зосимовский А.В. (Бунчук А.В.). Физика-9. – М.: Мнемозина, 2005.

Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-7. – М.: Мнемозина, в печати.

Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-8. – М.: Мнемозина, в печати.

Сафонов Б.Н. Рабочая тетрадь-9. – М.: Мнемозина, в печати.

Бунчук А.В., Падерина Е.В. Поурочное планирование-7. – М.: Мнемозина, в печати.

Бунчук А.В., Падерина Е.В. Поурочное планирование-8. – М.: Мнемозина, готовятся к изданию.

Бунчук А.В., Падерина Е.В. Поурочное планирование-9. – М.: Мнемозина, готовятся к изданию.

Представлемые учебники, с одной стороны, являются новым изданием известной серии учебников академика Н.М.Шахмаева, по которым совсем недавно училась заметная часть школьников нашей страны. С другой стороны, это совершенно новые учебники как по своему содержанию, так и по оформлению. Переиздание учебников Н.М.Шахмаева и др. обусловлено несколькими причинами и прежде всего их известными методическими и дидактическими особенностями.

Общее содержание учебников «Физика-8» («Электричество», «Магнетизм» и «Электромагнитные явления») и «Физика-9» («Механика») осталось неизменным, поскольку такое разбиение материала весьма удобно. Учебник «Физика-7» издаётся впервые. Он содержит темы «Оптика», «Звук», «Строение вещества», «Тепловые явления». Такой подход к отбору материала для курса 7-го класса соответствует идее известного отечественного педагога А.В.Пёрышкина: первоначальное знакомство учащихся с физикой должно начинаться с того, что воспринимается органами чувств человека, т.е. с того, что он видит, слышит и ощущает. Это наверняка будет способствовать развитию их познавательного интереса, предоставит им возможность больше пользоваться разнообразным физическим оборудованием на уроках физики, познакомит с более широким и разнообразным кругом явлений окружающей их жизни. При изучении этих явлений в гораздо большей степени будет использован и их жизненный опыт. В то же время от ученика потребуется гораздо меньше усилий для количественных вычислений, которые в 7-м классе представляют ещё значительные трудности.

Вместе с тем это позволяет сосредоточить изучение механики в одном (9-м) классе, а не разбивать его на части по трём годам обучения, как это делается сейчас в имеющихся курсах.

Следует также отметить, что в новом издании:

– максимальное внимание уделяется изложению физических явлений, их иллюстрации и практическим приложениям, например, более полно рассматриваются магнитные явления;

– сокращён теоретический материал. В частности, отсутствуют понятия силовых электрических и магнитных линий, не вводятся величины напряжённости электрического поля и магнитной индукции, не рассматривается модель дырок в полупроводниках. В то же время гораздо шире используется понятие «модель явления», чтобы учащийся осознал возможность использования нескольких моделей для описания одного и того же явления;

– обширный дополнительный материал выделен «звёздочками», что поможет учащимся глубже разобраться в сущности рассматриваемых физических явлений.

Кроме того, для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету ко многим параграфам учебника подобран материал под названием «Это интересно», включающий разнообразные сведения исторического характера, а также рассказы об интересных природных явлениях, о способностях человека и животных, технических новинках.

К каждому параграфу даны вопросы и задания в рубрике «Проверь себя», а каждая глава заключается сводкой основных положений, озаглавленной «Самое важное».

Наличие обширного дополнительного материала позволяет использовать комплект учебников как в общеобразовательных классах, так и в классах с углублённым изучением предмета, а также проводить дополнительные занятия для школьников, проявивших интерес к изучению физики.

Новое издание – первые в нашей стране учебники физики с полноцветными (а не двухцветными) иллюстрациями, что делает их значительно более привлекательным и для учителей, и для учащихся.

К новому комплекту учебников разработано поурочное планирование, рассчитанное на использование в учебном процессе при двух часах физики в неделю. Одновременно с учебниками в продажу поступают специально составленные рабочие тетради для учащихся.

.  .