Школа – жизнь моя!

О прошлом и настоящем. Ни для кого не секрет, что школа – это особый организм, живущий по своим законам. Слаженность работы этого организма кроется в единении старшего и младшего поколений, и это единение должно быть достигнуто во всём: в учебных и воспитательных целях, в нравственных поступках, в духовном и эстетическом росте. Я много раз убеждалась: если в школе царила атмосфера такой слаженной работы, то результат был отличный. Прощаясь с выпускниками, плакали и ученики и учителя, потому что отрывался маленький кусочек сердца, «сердца, отданного детям»! Каждая победа на олимпиадах, конкурсах, смотрах была наградой для всего коллектива; уход учителя воспринимался, как потеря. Глядя в глаза своему коллеге, ты желал ему всего самого наилучшего, а где-то в глубине рос тревожный вопрос: «Как же школа теперь будет без тебя?»

В таких школах, где «один за всех, а все за одного» действительно особая атмосфера. Я считаю себя счастливым учителем, потому что работала в таких коллективах и именно там оттачивала своё педагогическое мастерство. Главным в моей учительской работе стало сотрудничество. Да, именно сотрудничество: с коллегами, учениками, родителями. У нас были самые сильные ученики: много медалистов, победителей предметных олимпиад; мы открывали первые в городе химико-биологические, физико-математические и гуманитарные курсы, организовывали трудовой класс из ребят, которым тяжело давалась учёба, и они, учась в школе, могли к пятнадцати годам получить неплохую специальность. В нашей школе ученики показывали высокие спортивные результаты на соревнованиях разного уровня. А знаете, какая магическая фраза учителя завораживала ребят? «Ты всё сможешь! Посмотри, какой ты красавец, как у тебя всё получается!» Учителя труда и рисования, показывая своё мастерство, всегда набирали желающих обучаться в кружках. Достаточно было пригласить на работу профессионального режиссёра – и рождались детский и взрослый театры, а учитель музыки организовал фольклорный ансамбль учащихся и учителей.

Это было сотрудничество и сотворчество!

В то время с поняла и увидела работу руководителей: директора школы и его заместителей. Директор тщательно подбирала кадры, агитируя, переманивая, уговаривая. Она знала не только всё о текущей работе учителя, но и о его возможностях. Самые лучшие идеи обсуждались, а убедить вышестоящие инстанции в целесообразности проекта всегда было её делом. Завучи имели огромный авторитет. На чём он базировался? Вовсе не на том, чтобы хорошо составлять расписания занятий, и не на том, чтобы вовремя сдавать требуемые справки-документы, и уж, поверьте, не на том, чтобы отражать работу учителя в мониторингах. Рекомендуя учителю применить какой-либо эффективный методический приём, наши завучи приглашали на урок – к себе. Они вообще проводили много открытых и просто рабочих уроков для членов коллектива школы. В рамках профильных курсов завуч показывал, как необходимо готовить победителей олимпиад, как вести уроки в выпускных классах. Это были высококлассные специалисты-практики. Именно такой стиль работы администрации стал для меня близким и понятным. Если стал руководителем – покажи высокое профессиональное мастерство!

В 80–90-е гг. мы не думали о наградах и званиях, а старались приобщиться к идеям педагогов-новаторов – у них на груди мы особых наград не видели. Поэтому огромной радостью для нас было присвоение высшей квалификационной категории. Такую оценку труда получить было нелегко!

Жизнь шла, судьба забросила в другой город. Никогда не жалела ни о чём. Продолжаю учить детей. Да, я вижу, что дети меняются, и нам, учителям, надо быстрее адаптироваться к новым условиям сосуществования, иначе останемся непонятыми, ненужными. И всё-таки главное – это знания учителя, его богатый духовный мир, незыблемые нравственные устои и доброта. Не хочу дожить до того дня, когда всё это рухнет. Раньше я думала, что «и один в поле воин», а теперь... Давайте мысленно заглянем в школу. Нищета, до которой довели учителя, делает его зависимым и беззащитным. Он не боец! Учитель сломлен, унижен, оскорблён, он спрятался. На виду сейчас другие...

Чем выше начальство, тем меньше оно знает о жизни в школе. Наверное, поэтому такая суета и неразбериха в планируемых реформах, в попытках «взбодрить» школу. И там, где необходимы точные рекомендации – неуверенность, где необходимо ввести строгий стандарт – полная анархия. Только бюрократическая бумажная волокита набирает обороты, а за ней уж и человека не видно! Руководителями становятся более послушные, которые не будут задавать вопросы, не будут проявлять инициативу, ибо знают, что это у нас наказуемо... Такой директор школы, например, не пользуется авторитетом среди учителей и учащихся, использует авторитарный стиль руководства, выбирая «жертву» расправляется с ней всевозможными способами в назидание другим членам коллектива. А, как известно, человек слаб; вот он и начинает приспосабливаться, выискивая для себя комфортные условия для работы. Так на наших глазах и на глазах учеников стали появляться «заслуженные», «народные» учителя России, «отличники» просвещения и т.п. Допускаю, что среди них есть отличные, заслуженные, народные управленцы, но не учителя! Представьте, как бы правильно звучало: «Заслуженный директор школы», или «Отличный инспектор управления образования», или «Народный профсоюзный лидер» и т.д. Но тот, кто почти не видел учеников, кто проработал учителем года два-три... какой же он «народный»? Не понимаю... А вы как думаете?

Я пыталась работать завучем дважды. В первый раз – по учебно-воспитательной работе; во второй раз – по воспитательной работе. Уходила с должностей по собственному желанию. Будучи учителем высшей квалификационной категории, имея за плечами опыт работы в вузе, проработав руководителем методического объединения учителей физики и математики, я наивно думала, что смогу осуществить свою идею сотрудничества. Однако, быстро завоевав любовь учеников и признание в коллективе, я не смогла удовлетворить своего авторитарного директора, стать послушной «игрушкой», подписывая вымышленные документы. Я осталась работать учителем, не решившись оставить детей, которых хотелось доучить, и продолжала приносить в «копилку» школы победы на олимпиадах. Хотя директор школы постаралась сделать мою жизнь невыносимой, я уже успела показать свою работу в районе, и меня пригласили работать в другую школу.

Прошло уже восемь лет, сменились три директора, много завучей и почти половина учителей. Почему-то всегда уходят лучшие... Ни о каком сотрудничестве никто не вспоминает. Думаю, в такой ситуации директора было бы правильно выбирать. Хотя не исключено, что управление образования может вносить и свою кандидатуру на рассмотрение коллектива. Однако, как показывает практика, очень часто школы становятся заложниками их назначенцев. Нужно считаться с мнением людей, от этого зависит качество дальнейшей работы! Кстати, ещё несколько слов о качестве...

Думаю, надо серьёзно задуматься о наших преемниках, успеть подготовить достойных учителей. Они должны увидеть, что в школе работают талантливые люди и делают великое дело – создают основу процветающего государства! Я с удивлением слушала нашего министра, который убеждён в том, что достойная зарплата учителя не решит проблем нынешней школы и не стоит «развращать» учителя достатком. Да, всех накопленных проблем точно не решит, но половину снимет. В школу пойдут работать молодые и задержатся средневозрастные, у которых пока ещё нет прибавок в виде пенсий. Учитель, создающий интеллектуальный потенциал страны, должен иметь доступ к интересующей его литературе, в том числе методической, обязан поправлять своё здоровье в лучших санаториях, иметь возможность без нервотрёпки оплачивать коммунальные услуги и приходить к ученикам в нормальном настроении. А сегодня мы этого лишены. И я не понимаю, как можно этого не понимать?

Много, очень много вопросов задаёт сейчас школа и пора получить на все вопросы исчерпывающие ответы. Время ошибочных экспериментов должно закончиться, ибо нельзя до бесконечности надеяться на вечный русский «авось»!

Первый разговор с родителями. Как много написано книг о воспитании детей! Позволю и я себе поразмышлять на эту тему, потому что вырастила двух сыновей и имею некоторый опыт общения с молодёжью. Всё чаще и чаще мы слышим о том, что дети становятся неуправляемыми, что сегодня они «не то, что раньше». В этих тревожных словах немало правды, есть над чем задуматься. Обратим свой взгляд на обычную семью, где любят малыша, окружают его заботой и вниманием.

Кто скажет, что ребёнок приходит в первый класс младенцем? Думаю, никто! Даже просто наблюдая за детьми, мы должны признать, что уже в три года формируется портрет взрослого. Диапазон развития ребёнка очень широк: некоторые хорошо говорят, а некоторые не произносят ни слова, одни капризничают и расшвыривают игрушки, еду и одежду, а другие спокойно слушают сказки и песни. Я встречала трёхлетних малышей, которые уже читали, рисовали, приобщались к спорту. А видела и таких, которые буквально руководили родителями или норовили утащить чужую игрушку. Итак, дети приходят в школу вполне сформировавшимися личностями.

Мне пришлось находиться с моими детьми до самой школы – им была предписана строгая диета. И сыновья стали самым главным моим делом. Не каждая молодая мама сможет сидеть дома. То ли дело, проснувшись и принарядившись, бежать на работу, с полной отдачей работать до пяти вечера, а потом возвращаться домой. А дома множество дел и невозможно уделить внимание самому маленькому, который весь долгий день ждал маму. И дети вынуждены сами делать комфортным своё пребывание в этом мире. Одни научатся вредничать и тем самым добиваться того, чего хочется; другие будут драться и вскоре поймут, что перед кулаками пасуют более слабые; третьи научатся становиться глухими, когда их просят сделать что-то не очень-то приятное, на их взгляд, и поймут, что таким способом можно отцепиться от назойливых, и т.п. Няня, детский сад, бабушки и дедушки... Множество неразрешимых проблем и для ребёнка, и для родителей.

Итак, ваша жизнь сложилась так, что вы всё-таки должны работать... Постарайтесь обратить внимание на малыша после прихода домой. Не «грузите» его своими проблемами, предстоящими делами, своей «головной болью». По большому счёту, он уже и так намаялся без мамы. Поэтому сконцентрируйтесь только на контакте с любимым человечком. Вы и он – и больше никого в этот момент! Все дела, телефонные разговоры с подругами, визит к соседке и т.п. придётся отложить до момента «Спокойной ночи, моё сокровище!» и только тогда приступить к вороху домашних дел.

Помните одну очень важную вещь: если вы хотите жить спокойно, быть уверенными в своём сыне или дочери, если вы не хотите познать страдания матерей и отцов, загнанных в безвыходные ситуации, нужно успеть выковать стержень в ребёнке, который мы называем «силой духа». А уже на нём будут крепиться нравственность и духовность, поступки и оценка жизненных позиций, стремления и поставленные цели. Вы обретёте полное счастье, когда дети по вашим глазам смогут прочитать вашу боль и вашу радость, когда они устоят перед опасными предложениями приятелей и не будут угождать им, рководствуясь сиюминутными интересами, когда их жизнь будет наполнена смыслом и желанием творить во благо, когда они будут помнить о вас и нуждаться в ваших советах и когда вы позволите им заботиться о вас.

Возвращаясь к детству наших детей, имейте в виду, что, если, придя в первый класс, ваш ребёнок плюет в лицо однокласснику, врёт вам дома, а учителю в школе, употребляет нецензурные слова, не хочет радовать вас своими успехами, то шесть лет он воспитывал себя сам. А вы в это время отдельно где-то работали, тихонько стирали, готовили и вообще где-то жили... Ваше же чадо тихонько играло с компьютером, никому не мешая, советовалось с блестящим дорогим роботом, ударяло ногой кошку и удивлённо слушало странное мяуканье... Мы склонны думать, что впереди целая жизнь, всё успеется, всё образуется, но мы жестоко в этом ошибаемся. Процесс воспитания стремителен, и если в чём-то не успел, то навсегда опоздал.

О своей семье. Я горжусь своими сыновьями. Старший – поэт России, лауреат, филолог. Это его стихи я использовала в сценарии «О наркомании». Он уже пять лет бесплатно руководит районной общественной литературной организацией «Поиск», насчитывающей около 40 человек. Это именитые поэты-старики и молодежь от 12 до 14 лет, которых объединяет одно: желание поделиться красотой своего таланта, оторвать молодёжь от пагубных привычек и т.п. За эти годы проведено множество встреч со школьниками (их знают и любят в школах, постоянно приглашают), множество концертов (конечно же, бесплатных, за свой счёт), посещений больниц и домов престарелых, выпущены сборники стихов на свои средства и т.д. Нервотрёпки, конечно, хватает. Скажите, много в нашей стране найдётся таких двадцатипятилетних парней, которые так много хотят сделать и делают для своей страны? Просто потому, что не могут иначе?

Второй сын – тоже наша гордость. Школу окончил с золотой медалью, а на протяжении всех лет учёбы выигрывал призовые места на предметных олимпиадах. Стал программистом, его работы отмечались дипломами. После окончания вуза поступил в аспирантуру. Сейчас учится.

Я счастлива, что все годы рядом со мной мой муж – надёжных друг, помощник, советчик, бывший военный, командир именного пограничного корабля «Николай Каплунов», для которого основные жизненные принципы: честь, совесть, правда – опора и защита нашей семьи.

Г.В.ЗАМОРЕЕВА,
учитель физики высшей квалификационной категории,
г. Новокубанск, Краснодарский кр.

Желаем Галине Вениаминовне 13 июля отметить свой юбилей в тёплой и дружеской обстановке! Поздравляем от всего сердца! Желаем здоровья, неиссякаемой энергии, искренней признательности учеников, поддержки коллег, надёжного семейного тыла, отличного настроения и, конечно, долгой и полнокровной творческой жизни!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

.  .