О.Р.ТУРОВА,
с. Солнцевка, Омская обл.

Физические игры

Много лет с небольшими перерывами выписываю газету. Материалы использую при проведении уроков и внеурочных мероприятий. Сама я в 1985 г. закончила МОПИ им. Н.К.Крупской, по распределению уехала в далёкую Сибирь и вот уже 20 лет «сею разумное, доброе, вечное». Очень радуюсь, когда вижу в газете статьи
Е.С.Объедкова, – он вёл курс «Методики преподавания физики». (К великому сожалению, Евгений Сергеевич Объедков недавно ушёл из жизни. См. «Физику» № 6/06. – Ред.)

Дети у нас разные, но всех хочется заинтересовать самой важной наукой. Поэтому часто я использую игровые приёмы. Мои ученики их очень любят.

С уважением,

Турова Ольга Рудольфовна.

1. Игра с мячом. Я бросаю мяч, называя термин. Тот, кто его поймает, называет следующий термин. Задумался – выбываешь из игры.

2. Агрегатные состояния. Участники игры по очереди называют вещества, находящиеся при комнатной температуре в разных агрегатных состояниях (азот, вода, стекло). Выигрывает тот, кто последним назовёт три вещества.

3. Величина–единица. Я называю величину, участники игры – как можно больше её единиц. Например: расстояние – метр, сантиметр, миля...

4. Ловкие и умелые. Задача команды – найти массу тела на весах. Каждый выполняет только одно действие (уравновесить весы, положить тело, затем класть по одной гире). Побеждает та команда, у которой это получится раньше.

5. Рифмы.

  • Я называю слово, участники игры – рифму. Например: тело – бело, работа – забота, свет – браслет.

  • Сочиняем стихи о физике. Например: У меня одна забота –//О физических явлениях.//Как находится работа,//Знаю точно, без сомнения.

6. Аукцион.

  • Назовите термин: начинающийся на букву «а» (ампер, авометр...); оканчивающийся на букву «а» (физика, механика...).

  • Отгадайте предмет, находящийся в непрозрачном пластиковом цилиндре (вырезан из бутылки). Его название связано с физикой и начинается с буквы, закреплённой на цилиндре. Например: «М» – маятник; «А» – амперметр; «Г» – гиря; «Н» – Ньютон (портрет); «И» – игла; «Т» – термометр.

7. Песенный аукцион. Спойте песню о физическом явлении. Например: «Вода, вода, кругом вода...», «Там, за туманами...».

8. Шагаем вместе: на каждый шаг – термин; на каждый шаг – прибор; на каждый шаг – имя учёного; на каждый шаг – единица физической величины.

9. Острый глаз. Определите без измерений: длину отрезка на доске; объём воды в стакане; массу картофелины.

10. Физические приборы в быту. Назовите физическую величину, её единицу, цену деления домашних приборов (метр, мерная кружка, часы, весы, термометр...).

11. Формулы. Из находящихся в конверте букв латинского и греческого алфавитов, знаков математических действий соберите как можно больше формул.

12. Вставьте пропущенные буквы. Например: закон П...скаля, атм...сфера, опыт То...иче...и, б...рометр-ан...роид.

13. Составьте слово. Буквы, в беспорядке лежащие на столе каждой команды, надо с помощью прищепок развесить на натянутых шнурах так, чтобы получился физический термин (мензурка, механика, молекула...).

14. Найдите пару:

– к картинкам с животными подберите карточки со значениями скоростей их движения (масс, температур...);

– сопоставьте обозначения и значения постоянных (Своды – 4200; ссвет – 300 000 000; R – 8,31; g – 9,81).

15. Уберите лишнее. В конвертах лежат по шесть карточек, одна из которых лишняя. Найдите её и обоснуйте своё решение. Например: масса, объём, плотность, скорость, газ, давление; динамометр, весы, часы, линейка, жидкость, барометр; радуга, молния, молекула, нагревание, диффузия, инерция; кг, м, с, Па, см, Н.

16. Поймайте рыбку. К удочке привязан магнит, в пустом аквариуме «рыбки» – свёрнутые цилиндром листочки с формулами (на скрепках). «Поймайте рыбку», разверните и назовите формулу.

.  .