ЦДООШ, г. Киров center@extedu.kirov.ru Кировская летняя многопредметная школаЦентр активного интеллектуального отдыха учащихся и педагоговКировская ежегодная летняя многопредметная школа (ЛМШ) основана в 1985 г. Игорем Соломоновичем Рубановым (завуч Центра дополнительного образования одарённых школьников, ЦДООШ). Она задумывалась как летний лагерь, где отдых сочетается с интенсивными занятиями. В 1993 г. к существующему с самого начала математическому отделению добавилось физическое (руководители Л.И.Василевская и К.А.Коханов) – для окончивших 8–10-й классы. Сейчас есть и биологический поток. Благодаря подвижничеству и титаническому труду организаторов ЛМШ И.С.Рубанова и директора ЦДООШ Е.Н.Перминовой за 21 год лагерь превратился из областного в международный. В прошлом году в нём учились 120 школьников из Кировской области и более 270 из Ангарска, Барнаула, Белгорода, Березников, Вологды, Дзержинска, Екатеринбурга, Железногорска, Заречного, Ижевска, Иркутска, Йошкар-Олы, Казани, Калининграда, Калуги, Качканара, Кемерово, Киева (Украина), Красноярска, Кургана, Курчатова, Магнитогорска, Москвы, Мурманска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Озёрска, Омска, Оренбурга, Перми, Раменского, Самары, Саратова, Сарова, Северодвинска, Сент-Люса (Франция), Снежинска, Сыктывкара, Таллина (Эстония), Тобольска, Троицка, Ульяновска, Фрязино, Харькова (Украина), Чайковского, Якутска, в их числе – около трети участников заключительных этапов Всероссийской физической олимпиады 2004 и 2005 гг. Почти ежегодно физики ЛМШ достойно представляют Россию на Международной физической олимпиаде: Васильев Д. (1996), Панов Е. (1999), Вавилов В. (2000), Нургалиев Д. (2001), Королёв К. (2001), Николаенко С. (2001) – Украина, учился в ЛМШ 1999 г., Мишутин И. (2003), Глазырин С. (2004), Ахунзянов Р. (2005). Сейчас в ЛМШ преподают и бывшие её ученики (ныне студенты, аспиранты и уже кандидаты наук, выпускники МГУ, Физтеха, СПбГУ и других ведущих вузов страны), и лучшие школьные и вузовские учителя г. Кирова. Почти каждый новый преподаватель проходит предварительную стажировку в течение одной смены, что позволяет отобрать наиболее талантливых. Практически все используют авторские программы. Накоплен большой массив информации. С некоторыми материалами можно ознакомиться на сайте www.kirov.ru~/center. Учащихся в летнюю школу набирают по конкурсу (до 6–7 человек на место). Конкурсные задания, включающие 10 нестандартных задач, рассылаются в апреле во все школы области и лично всем участникам районных и городских олимпиад и турниров. Вне конкурса принимаются получившие персональные приглашения по итогам учёбы в ЛМШ в предыдущем году, а также призёры Кировской областной олимпиады и победители окружного и заключительного этапов Всероссийской. Как правило, мы заранее знаем основной контингент предстоящей летней школы, т.к. работаем со школьниками в течение года в физических кружках и на факультативах, встречаемся с ними на олимпиадах и турнирах, в заочной физической школе при ЦДООШ. Последние 9 лет лагерь организуется на базе дома отдыха «Вишкиль» Кировской области, в 150 км от областного центра, в живописном сосновом лесу на берегу Вятки, обычно в июле. Продолжительность смены 23–25 дней. Ежедневно с 9 до 13 ч проводятся занятия, а во второй половине дня – физические бои, консультации, кружки, лекции и факультативы. В каждой учебной группе не более 15 человек. на занятиях половина времени посвящена решению теоретических олимпиадных задач, а половина – экспериментальным заданиям олимпиадного уровня. Темы большинства занятий соответствуют школьной программе, но наряду с этим изучаются, например, динамика вращательного движения (9-й класс), термодинамика конденсированных систем (10-й класс) и т.п. Экспериментальные задачи выполняются на специальном учебном оборудовании (около 60 работ практически по всем разделам школьного курса физики). Для оптимального использования предоставляемых помещений и оборудования очерёдность теоретических и экспериментальных занятий в разных классах неодинакова – в 8-м и 9-м классах в первую половину смены проходят занятия, связанные с изучением теории и решением задач, а во вторую – занятия, связанные с выполнением экспериментальных заданий, в 10-м классе – наоборот. Тематика факультативных занятий зависит от интересов преподавателей. Особой популярностью пользуются факультативы «Занимательная физика», «Математика для физиков», «Физика элементарных частиц». Популярны также индивидуальные консультации, в ходе которых ученики либо получают разъяснения по наиболее трудным задачам и теоретическим вопросам, либо сдают решения выполненных во внеучебное время заданий. В процессе учебы вычисляется рейтинг учащихся, желающие повысить его сдают зачёт. Отличники получают персональное приглашение на следующий год. По нашему мнению, задача летней школы состоит не только в том, чтобы углубить и расширить научные знания, развить творческие способности, но и, самое главное, дать возможность почувствовать каждому школьнику сладость (а иногда и горечь) научного поиска, создать благоприятные условия для интеллектуального общения с талантливыми сверстниками и педагогами, самоутвердиться как личность. Погружение в атмосферу любимой науки на целый месяц, да ещё летом, невозможно без всеобщей увлечённости, без ежедневных, пусть небольших, успехов. В Кировской ЛМШ создалась неповторимая обстановка интеллектуального общения. Регулярные математические, физические и биологические бои привлекают школьников всех потоков. На них можно поспорить по задачам, не только требующих знаний, но и позволяющих проявить смекалку и творческую инициативу в соответствии с духом олимпиадного движения. Несмотря на постоянные учебные занятия, досуг оказывается разнообразным. В течение всей смены продолжаются спартакиада (лёгкая атлетика, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, плавание), работают клубы по интересам – английский клуб и литературная гостиная, музыкальный и фото- клубы, кружки макраме, микологии, лингвистики. По вечерам – концерты самодеятельности, конкурсы («Мисс и мистер ЛМШ», «Устами младенца», «Что? Где? Когда?»), где школьники успешно сражаются со студентами и преподавателями. Всегда весело проходят общие праздники посвящения в ЛМШата, «День Эратосфена», «День Нептуна», вечера самодеятельной песни, дискотеки – всего не перечислить. И при этом учащиеся сами делают выбор, как провести своё свободное время. Как отмечают многие ученики, летней школе присущ «сумасшедший» ритм жизни, и поэтому после каждой ЛМШ остаётся множество впечатлений и воспоминаний на долгие месяцы, появляется громадное количество идей, которые хочется реализовать сразу после школы. Летняя школа позволяет сориентироваться, понять, к чему нужно стремиться на протяжении учебного года, чтобы уже в следующей школе показать уровень знаний и проявить свою компетентность. И здесь, под слоем эмоций и впечатлений, скрывается самое главное – стремление учащихся к познанию и определению путей самореализации. Приводим несколько оригинальных и занимательных задач из практики ЛМШ. 1. Экспериментальная задача: определите толщину «подошвы» лапок комара. Оборудование: любое доступное. Решение, предложенное жюри:
используйте явления дифракции. Если осветить
ножку комара пучком от лазерной указки, то на
удалённом экране можно получить дифракционную
картину. Определив положения главных максимумов,
легко рассчитать поперечные размеры лапок
комара: 2. Цилиндрическая линза. Оцените оптическую силу бутыли-линзы с водой. В данном случае можно использовать формулу тонкой линзы. Возможные рассуждения при оценке фокусного расстояния. Ученики могли измерить поперечные размеры бутыли, а также даваемое бутылью увеличение размеров глаз. Зная расстояние от бутыли до глаз и увеличение, можно определить фокусное расстояние и оптическую силу наполненной водой бутыли. Так, при увеличении вертикального размера глаза Г = 2,5 и расстоянии от глаза до оси бутыли f = 0,05 м оптическая сила бутыли 3. «Мёртвая» лужа. Определите плотность грязи в луже (предположительно очень глубокой), чтобы в ней не смогла бы утонуть девочка. Указание к решению. Совершенно очевидно, что реальная лужа неглубокая. Но, если предположить, что глубина достаточная, условие плавания можно записать так: mg = FA. Учитывая, что девочка погружена в лужу примерно на 1/7 часть своего объёма, и её плотность примерно равна плотности солёной воды (1030 кг/м3), можно определить плотность грязи в луже:
4. Лампочка Ильича. При
подключении в сеть трёхламповой люстры с двумя
выключателями была допущена ошибка. В результате
этого при замыкании одного из выключателей все
три лампы горели неполным накалом. При замыкании
другого выключателя горела нормальным накалом
только одна из ламп (две другие не горели), и тот
же эффект давало замыкание обоих выключателей
одновременно. При разомкнутых выключателях все Решение. Возможная цепь показана на рисунке. Можно также собрать цепь, где лампы 2 и 3 соединены последовательно. 5. Девочка-дракон. Оцените мощность лёгких девочки, плюющейся водой. Экспозиция при фотографировании 1/320 с. Возможные рассуждения. Найдём
скорость v вылета жидкости изо рта девочки. Для
этого рассмотрим самые удалённые от девочки
капли. Пролетев по горизонтали приблизительно s = 60
см, они отклонились вниз примерно на h = 10 см.
Учитывая, что капли изо рта вылетают практически
горизонтально, получим Если считать, что к моменту окончания фотографирования девочка выплюнула всю воду, то мощность можно оценить так: где Тогда 6. Грузы, блоки… Определите связь ускорений грузов 1 (масса m1) и 2 (масса m2) в системе, показанной на рисунке. Блоки невесомы, нити нерастяжимы, трения в осях блоков нет. Решение. Оба груза будут свободно падать, т.к. при данном расположении блоков сила натяжения равна нулю. Это следует из анализа поведения верхнего большого блока: при равенстве нулю его массы из второго закона Ньютона получается, что 0 = 2Т – Т, где Т – модуль силы натяжения нити, или Т = 0. 6. Сказка – ложь, да в ней намёк… Демонстратор держится за провод, подсоединённый к электроскопу, и подпрыгивает. При этом стрелка электроскопа отклоняется и возвращается назад после приземления. Объясните наблюдаемое явление. Решение. В области соприкосновения подошв и пола имеются небольшая контактная разность потенциалов и заряды противоположных знаков. Эти заряды возникают из-за трения подошв ботинок об пол во время ходьбы. При увеличении зазора напряжение «конденсатора» возрастает, соответственно возрастает и заряд электроскопа. При приземлении исходная ситуация восстанавливается. Ещё один вариант объяснения: систему человек–пол можно представить, как два параллельных конденсатора. Ёмкость первого многократно превышает ёмкость второго, и потому весь имеющийся заряд сконцентрирован на подошве. При уменьшении ёмкости конденсатора человек–пол (человек подпрыгивает) заряды в системе перераспределяются. При восстановлении начальной ситуации (человек приземляется) всё приходит в начальное состояние. Экспериментальные задачи заключительной олимпиады 2005 г. Обратим внимание на то, что задачи выполняются не в лаборатории, а прямо на лесной поляне или на берегу реки. Ряд предложенных задач не имеют однозначного решения, но позволяют проверить, насколько ученик готов к применению полученных знаний на практике.8-й класс1. Определите размер и плотность песчинки. Оборудование: любое количество песчинок и любое доступное оборудование (кроме штангенциркуля и микрометра). Указание к решению. Для определения размера можно использовать известный метод рядов. Однако лучше всего насыпать песок в баллон шприца с водой, определить объём воды, вытесняемой песком, и рассчитать суммарный объём песка, а пересчитав песчинки, – средний объём одной. Массу песка можно определить так. Насыпать его в плавающий в воде цилиндрический стакан, по изменению уровня стакана в жидкости![]() ![]() ![]() 2. Определите массу шприца. Оборудование: шприц, нитка, вода. Возможное решение сводится к сравнению массы шприца с массой набранной в него воды. К баллону шприца привязывают нить, в шприц набирают воду (больше половины баллона). Шприц поднимают за нить, причём сдвигают её по баллону так, чтобы шприц принял горизонтальное положение. Условие равновесия системы: 1. Исследуйте, как зависит
характер движения сплошного цилиндра на
наклонной плоскости от её наклона. Определите
коэффициент трения скольжения. Оборудование: банка консервов, стол (выносится на улицу), мерная лента. Возможное решение. Измеряют длину
стола L, высоту его над землёй h. По
дальности полёта определяют скорость в конце
плоскости при разных углах наклона: ![]() При проскальзывании Можно показать (см. ниже), что
проскальзывание начинается при Далее определяют коэффициент трения При проскальзывании а > a1; 2. Оцените силу, с которой вы давите пальцем на поршень медицинского шприца с водой. Оборудование: шприц без иглы, сосуд с водой, линейка. 10-й класс1. Изучите, как зависит прогиб горизонтально закреплённой линейки от её длины и массы подвешиваемого груза. Оборудование: линейка, грузы по 100 г, нитка, миллиметровая бумага, подручные материалы. Решение. Снимают и исследуют зависимости. Получают, что отклонение x свободного конца линейки от горизонтали пропорционально массе m подвешиваемого груза при фиксированной длине линейки и третьей степени длины свободного участка линейки L3 при одной и той же массе груза, т.е. x ~ mL3. 2. Имеется цилиндрическая
заготовка (из оргстекла). Определите наибольшее
количество параметров этого материала. Указание к решению. Определяют абсолютный показатель преломления, плотность, удельную теплоёмкость. |