Н.Э.КОГАН,ЦО № 345, г. Москва yashazz@mail.ru Пять минут для кинестетикаПреподавание физики в российской школе традиционно ведётся аудиовизуальным методом: учитель объясняет материал и показывает опыты, или учащиеся под руководством учителя сами прокладывают себе дорогу к знаниям с помощью опытов, учебника, дискуссий. Методов много, но в каждом классе есть дети, которые только присутствуют (тихо или не очень) на этом празднике интеллекта под названием хороший урок физики. Им неинтересно, потому что непонятно. Такие учащиеся оживляются только на лабораторных работах. Только то, что прошло «через руки», становится для них элементом знания. Кинестетики – учащиеся, осознающие суть и связность материала через иные, чем зрение и слух, органы чувств и через движение. Уроки физики дают массу возможностей познания через движение. Включение этих приёмов в урок очень его оживляет, обеспечивает всем учащимся, а не только кинестетикам, возможность взглянуть на материал по-другому. Эти приёмы применимы в работе с учащимися любого возраста. Ниже приводятся примеры учебных пятиминутных работ с теми вещами, которые всегда есть на ученических столах, и опыты с самым простым оборудованием на примере изучения механики в 9-м классе. 1. Понятие механического движения. ОЗМРасполагаем произвольно на столе предметы из пенала (ластик, ручка, точилка, циркуль...) и запоминаем их расположение. Просим соседа переложить один предмет и описываем изменение его положения. Передвигаем тело в прежнее положение. А теперь вопросы: Что произошло с телом? (Тело двигалось, перемещалось.) Как можно описать изменение положения тела? (Относительно других тел.). Что ещё менялось, кроме положения тела? (Время.) Повторяем опыт с другим телом самостоятельно и проговариваем (по предложению учителя) изменение состояния тела. Мы решаем ОЗМ! 2. Система отсчёта. Перемещение. К длинной нитке привязываем мелкий предмет – бумагу, огрызок карандаша, но лучше всего игрушечного мелкого жучка или муху. Закрепляем кнопкой свободный конец нитки на левом дальнем углу парты, принимаем эту точку за начало отсчёта. Выбираем оси Х и Y вдоль краёв парты. Натягивая нить, позволяем нашему «насекомому» ползти по парте. Определяем несколько положений и записываем координаты (x, y). Поднимаем «насекомое» в воздух, рассматриваем возможности его полёта, фиксируем несколько положений (координаты x, y, z). Определяем (измеряем линейкой) перемещение в каждом случае при движении по плоскости. Очень хорошо подтвердить это чертежом или расчётом. Опыт полезно делать на пару с соседом по парте, выбирая разные системы отсчёта и сравнивая результаты. 3. Виды движения. Материальная точка. По заданию учителя берём лист бумаги и приводим его в движение – поступательное равномерное, вращательное равномерное, поступательное неравномерное и т.д. При изучении равномерного и равноускоренного движения бывает очень интересно его моделировать, двигая пенал, ластик, авторучку в разных направлениях – по горизонтали и по вертикали – с разными скоростями, равномерно и с разгоном или торможением. Ещё лучше, если движение сопровождать соответствующим звуком, как это делают малыши, играя в машинки. С помощью метронома оцениваем и скорость равномерного движения тела по столу, и среднюю скорость неравномерного движения различных тел, а затем сравниваем свои результаты с результатами разных учеников. 4. Равноускоренное движение. Так же, как в опыте 3, рассматриваем, как движется тело при сонаправленности и противонаправленности векторов a и 0 (разгон и торможение). Используя ручку как указатель направления выбранной оси отсчёта, рассматриваем знаки проекций скоростей и ускорения и соответственно моделируем движение по уравнению координаты и уравнению скорости (скорость начальная 0,1 м/с2, ускорение 0,3 м/с2). 5. Относительность движения. При изучении относительности движения и закона сложения скоростей Галилея используем в качестве неподвижной системы отсчёта стол, в качестве подвижной системы отсчёта – учебник и ластик на нём (как движущееся тело). Моделируем: 1) ситуацию удвоения скорости ластика относительно стола, двигая учебник в том же направлении, что и ластик; 2) ситуацию покоя ластика относительно стола, двигая ластик в одну сторону, а учебник – в противоположную; 3) «переплывание» ластиком «реки» (стола) для разных направлений течения реки (движения учебника) при сложении взаимно перпендикулярных скоростей. 6. Свободное падение. Традиционный демонстрационный опыт – сравнение времени падения расправленного листа бумаги (сложенного, а затем скомканного – лучше брать тонкую и мягкую бумагу) гораздо полезнее ставить как фронтальный. Учащиеся лучше понимают, что скорость падения определяется формой тела (сопротивлением воздуха), а не его массой. От анализа этого самостоятельного опыта легче перейти к опытам Галилея. 7. Время свободного падения. Хорошо известен, но всегда эффективен опыт по определению времени реакции ученика: один из сидящей за партой пары отпускает линейку (длиной приблизительно 30 см) нулевым делением вниз, второй, дождавшись старта, старается поймать линейку указательным и большим пальцами. По показаниям l места захвата рассчитывают время реакции каждого ученика (t = ), обсуждают результаты и точность опыта. 8. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Этот опыт возможен только в хорошо организованном и дисциплинированном классе. при изучении движения тела, брошенного вертикально вверх, подбрасывая ластик, добиваемся, чтобы время его движения составляло 1 с и 1,5 с (по ударам метронома). Зная время полёта, оцениваем скорость бросания = gtполёта/2 , проверям верность расчёта, измеряя высоту подъёма и оцениваем влияние сопротивления воздуха. 9. Второй закон Ньютона. 1) Рассматриваем изменение скорости железных шариков разной массы под действием полосового магнита (движение по прямой) и делаем вывод о влиянии массы на ускорение тела (измеряем скорость). 2) Проводим аналогичный опыт, но с двумя магнитами, сложенными параллельно, одноимёнными полюсами в одну сторону. Делаем вывод о влиянии величины магнитной силы на ускорение и изменение скорости. 3) Прокатываем шарик перпендикулярно полосовому магниту и наблюдаем переход прямолинейной траектории в криволинейную. Делаем вывод об изменении вектора скорости и в этом случае. 10. Третий закон Ньютона. При изучении третьего закона Ньютона можно использовать ладони самих учащихся: предлагаем им сложить ладони перед грудью и попробовать сдвинуть одной ладонью (а не плечами!) другую. Учащиеся сразу понимают, что взаимодействие – одно, сил – две, взаимодействующих тел – два, силы равны и противоположно направлены. Радостные детские лица, на которых отражается ощущение понимания сути законов и явлений, пропущенных не только через аналитическое мышление, ассоциативный ряд приведённых примеров, но и через телесные ощущения, – лучшая награда за время и усилия, потраченные на организацию, проведение и совместный анализ этих несложных опытов. |