1. О модели
В 90-х гг. в московском
образовательном пространстве возникли
экспериментальные площадки – группа школ,
деятельность которых была направлена на
развитие образования. Мы участвуем в этом
эксперименте с 1995/96 уч.г. и считаем, что он
способствует эффективному повышению уровня
профессионализма педагогов и формированию
мотивации обучения у учащихся. За эти годы был
накоплен обширный опыт обновления содержания
образования, совершенствования учебного
процесса и перевода части разработок в режимы
инноваций.
В педагогике всё больше
сторонников находит идея метапознания, или мыследеятельности.
Идея состоит в том, что обучение происходит не в
процессе выполнения учениками каких-либо
учебных заданий, а в процессе размышления над
тем, как они учатся. Наши учителя, сторонники
мыследеятельностного содержания образования (Прокофьева Е.А.,
Некрасова Т.П., Кутко И.П., Семикашева О.В.,
Никитина Т.Н., Куницкая Т.А.)
совместно с научным руководителем (сотрудником
Независимого методологического университета) Сёминым И.И.
разрабатывают принципы ведения уроков с помощью
особых курсов – метапредметов. Идея состоит
в том, что дети размышляют о том, как построено их
мышление в процессе решения задачи, порождения
новых знаний, самоопределения в проблемной
ситуации. Блок метапредметов надстраивается над
преподаванием традиционных учебных предметов. В
этом блоке у учащихся формируется спектр общих
способностей: техники и способов мышления,
понимания и деятельности. Для метапредметов
важно обязательное присутствие в процессе
обучения как минимум двух видов деятельности.
Например, в случае метапредмета «Задача» это
процесс решения задачи и деятельность по
осмыслению устройства процесса решения задач.
В традиционной педагогике
физическое понятие существует на страницах
учебника в виде определения. От учащихся
требуется всего лишь помнить формулировку, и это
вызывает трудности, обусловленные тем, что
ученику неясно, откуда берётся данное
определение, зачем его помнить, если оно прямо не
связано с формулами для решения задач.
Основу нашей деятельности
составляет создание учебных видеофильмов. Оно
начинается с создания сценария урока. Фильмы
строятся так, чтобы зритель быстро включился в
ситуацию, разворачивающуюся на экране, и
задачную форму организации деятельности.
Видеофильмы не иллюстрируют предметные понятия,
а задают образец построения понятия как
инструмента, средства решения задач. Любое
понятие строится как средство разрешения
ситуации практического затруднения. И доведение
понятия до набора операций и далее до формул и
расчётов служит необходимым условием
преодоления затруднения.
Работа с нашими учебными
видеофильмами требует отказа от привычных форм
работы с учебным материалом. Здесь нет
необходимости запоминать или воспроизводить
какую-то информацию, решать задачи, извлекая
формулы, которые не можешь пояснить. Вам
предлагается вместе с героями фильмов войти в
живую работу преодоления затруднительной
ситуации путём совершения последовательных
шагов: превращения наблюдаемой ситуации в
задачу, построения вводимого понятия как
инструмента решения задачи, совершения расчётов
и получения ответа.
Пробные экспериментальные
видеофильмы показали, что учащиеся способны сами
давать формулировки и решать задачи. И делают это
они не за счёт памяти, а за счёт удерживания
существа вопроса, свободно в любой точке
разворачивая рассуждения и выводя
самостоятельно формулы.
Учитывая универсальность в
подходе к решению задач к рассматриваемому
метапредмету, можно говорить о продуктивности
этой методики на уроках разных учебных дисциплин
(русский язык, математика, физика, география,
информатика и т.д.).
2. Интегрирование некоторых
педагогических приёмов в рамках задачной школы
В мыследеятельностной
педагогике задачная форма организации
педагогической деятельности
противопоставляется заданиевой форме. Опыт
моей работы с использованием инновационных
технологий показал, что нужно стремиться к
синтезу, к соединению, т.е. не следует отрицать
классическую форму урока совершенно и
противопоставлять ей «чистую»
мыследеятельностную педагогику. Как чаще всего и
бывает, всё хорошо в меру и истина находится
посередине. У любых «чистых» педагогических
технологий имеются свои достоинства и
недостатки. Именно в этом направлении строится
сейчас моя работа в эксперименте «Задачная
школа».
Приведу примеры. В
классическом уроке обязательным являются этапы:
повторение пройденного в начале урока и
закрепление новой темы в конце его. Тратит на них
учитель в среднем по 5 мин, а вот эффект
колоссальный. Надо ли, имеет ли смысл
отказываться от этого? Нет, конечно. А вот вместо
объяснения нового материала самим учителем
можно предложить учащимся задачу, решая которую,
они сами придут к нужной формуле, сформулируют
нужное определение. Роль учителя на этом этапе
урока заключается в том, что он, как регулировщик,
направляет в нужное русло течение мыслей
учащихся, не давая им «заплыть» слишком далеко.
Нет ничего плохого в том, что, решая предложенную
задачу, учащиеся предлагают «миллион» версий. К
сожалению, урок длится всего 40–45 мин и таких
уроков в году не более 64 (7–8-й классы). А отсюда
вывод: урок должен заканчиваться получением
конкретного результата, будь то формула или
определение.
Учителю следует отсекать
ненужные версии и помогать развиваться мысли в
нужном «засценированном» направлении. Поэтому
наряду со сценарием урока, необходим и план
урока. Я бы назвала его план-сценарий. Поясню.
План заставляет учителя держать «на контроле»
время, сценарий же помогает определить путь
движения мысли учащихся. Таким образом,
достигается желаемое: при минимуме времени
получить максимальный результат.
Замечу, что я являюсь
поклонницей, а частично и последователем, метода
В.Ф.Шаталова. Идея использования, например,
опорных конспектов (ОК) мне очень близка. Правда,
ОК несколько изменяются, модернизируются, опять
же не преподносятся учителем уже в готовом виде,
а домысливаются самими учащимися в ходе урока, а
затем и при подготовке домашнего задания.
«Скелет» такого ОК учитель, конечно, должен
«засценировать», готовясь к уроку (см. далее
план-сценарий урока «Диффузия»). ОК помогает
учащимся выделить на уроке главное и
продвинуться в нужном направлении для
быстрейшего достижения поставленной цели. Такой
синтез нескольких педагогических практик
помогает «адаптировать» мыследеятельностную
педагогику для работы в школе и получать,
используя её, неплохие результаты. Каждый
педагог вправе сам решать и выбирать, как
составлять сценарий, что использовать, а что
отбросить. Готовых рецептов нет. Тут помогут
только интуиция, педагогическое «чутьё», любовь
к детям и выбранной профессии.
Что же даёт работа в
эксперименте? Использование инновационной
технологии изменяет и самого педагога, и
учащихся. Педагогу обеспечено постоянное
саморазвитие и самосовершенствование, и не
только в рамках своего предмета; более живое, «на
равных», общение с учащимися; удовлетворение от
каждого урока; изменение своей роли в
педагогическом процессе (теперь учитель не
навязывает готовые знания, а руководит процессом
«добывания» знаний, давая возможность ученикам
самим учиться). Уроки получаются яркими,
интересными, живыми, а следовательно, и
запоминающимися.
Учащиеся же учатся учиться и
мыслить самостоятельно; они легко, даже спустя
много времени, восстанавливают знания, ибо
известно, что можно забыть о том, что тебя
заставили выучить, но нельзя забыть то, что
получил, вывел или изобрёл сам; у них пропадает
страх перед предметом, а на смену ему приходит
удовольствие от общения друг с другом и с
учителем.
В качестве иллюстрации можно
привести сценарий урока «Первый закон Ньютона»
(9-й класс).
Начало урока – повторение:
что такое инерция? как проявляется инерция в быту
и в технике? какие вредные и полезные проявления
инерции вы знаете? что такое ускорение? что такое
система отсчёта и что она включает в себя?
Простая демонстрация:
скатившись с жёлоба, укреплённого на штативе,
шарик движется сначала по песку, а затем по
гладкой поверхности.
Учитель задаёт наводящие
вопросы: почему шарик останавливается?
(Ожидаемый ответ: действует сила трения.)
Изменяет ли шарик скорость? (Ожидаемый ответ: да,
от некоторой начальной скорости до конечной,
равной нулю, движение замедленное.)
Учитель убирает песок, и шарик
катится по поверхности гладкого стола. Вопросы:
изменяет ли теперь шарик скорость? (Да, но не так
быстро, как в случае с песком.) Почему шарик
останавливается? (Сила трения меньше, чем в
первом случае.) Главный вопрос: представьте себе
такую гладкую поверхность, что сила трения равна
нулю. Что будет с шариком? (Шарик будет двигаться
бесконечно долго.)
Резюме учителя: именно об этом
идёт речь в первом законе Ньютона. Закон отвечает
на вопрос: когда у тела нет ускорения? Как вы
думаете, когда же? (1 – когда на тело не действуют
силы, 2 – действие сил есть, но оно
скомпенсировано.) Далее учащиеся более полно
формулируют первый закон Ньютона: «Если на тело
не действуют другие тела или действие других тел
скомпенсировано, то тело находится в состоянии
покоя или равномерного прямолинейного
движения».
Далее вводится понятие
инерциальной системы отсчёта – наводящие
вопросы: всегда ли можно утверждать, что тело
движется? (Нет, ведь движение относительно.) В
любых ли системах отсчёта тело покоится или
движется с постоянной скоростью?
Уточнение: инерциальными
называются системы отсчёта, относительно
которых поступательно движущееся тело покоится
или движется равномерно и прямолинейно.
Почему первый закон Ньютона
называют законом инерции? Отвечая, учащиеся
более полно формулируют первый закон Ньютона:
«Существуют такие системы отсчёта, относительно
которых поступательно движущееся тело при
отсутствии внешних воздействий или при их
компенсации движется равномерно и прямолинейно
или находится в покое».
Далее можно предложить
упражнения для закрепления нового материала.
В заключение можно сказать, что учитель
должен всегда находиться в поиске, находить и
использовать в своей практике всё то новое,
положительное, передовое, что дают современные
инновационные технологии. Мыследеятельностная
педагогика может, должна, как одна из самых
перспективных технологий, стать тем фундаментом,
который впитает, синтезирует на своей основе всё
лучшее в современной педагогической практике.
3. План-сценарий урока
«Диффузия»
7-й класс
Цель урока: введение
определения диффузии.
Вопросы для повторения
Какие агрегатные состояния
вещества вы знаете? В чём состоит различие в
расположении молекул (атомов) в твёрдом теле,
жидкости и газе? Чем отличается движение молекул
(или атомов) в твёрдом теле от их движения в газе и
жидкости? Открытый сосуд с углекислым газом
уравновесили на весах. Через некоторое время
равновесие весов нарушилось. Почему? Масло,
заключённое в прочный стальной цилиндр и
подвергнутое сильному сжатию, просачивается
сквозь стенки цилиндра. Объясните, почему и как
это происходит.
Историческая «минутка»
Идея о том, что все тела
состоят из мельчайших частиц, зародилась в
Древней Греции. Её основоположником считается
греческий философ Демокрит (V в. до н.э.). Он считал,
что существует предел деления любого тела до
мельчайшей неделимой частицы, которую он назвал
атомом ( – неделимый):
«Ничего не существует, кроме атомов и пустоты».
План урока
1. Организационный момент –
2 мин.
2. Повторение пройденного
материала – 5 мин.
3. Понимание предложенной
задачи – 4 мин.
4. Решение задачи, запись
конспекта – 20 мин.
5. Закрепление новой темы – 4
мин.
6. Выполнение самостоятельной работы
– 5 мин. |
Идеи Демокрита развил Эпикур,
который считал, что атомы движутся, сталкиваются,
различаются размерами, формой и весом. Взгляды
Демокрита и Эпикура на строение вещества
изложены в поэме «О природе вещей», которую
написал древнеримский поэт Тит Лукреций Кар в I в.
до н.э.:
И наконец, на морском берегу,
разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на
солнце вися,
оно сохнет,
Видеть, однако, нельзя, как
влага на нём
оседает,
Да и не видно того, как она
исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие
мельчайшие
части,
Что недоступны они совершенно
для нашего
глаза.
........................................................................
Так как есть предельная некая
точка
Тела того, что уже недоступно
для нашего
чувства,
То, несомненно, она совсем
неделима на части,
Будучи меньше всего по природе
своей...
Решение задачи через опыты
1. В морскую соль (цветную)
вливают воду. Вода окрашивается. Почему?
2. На одной чаше весов –
гири, на другой – спирт (одеколон – для запаха).
Равновесие нарушается. Чувствуется запах.
Почему?
Вопросы учителя по опыту 1
Почему вся вода окрасилась?
Как это произошло? (Ключевое слово – проникновение.)
Почему здесь окрасилась вода? Как назвать это
явление? Почему возможно это проникновение?
(Имеются промежутки.)
Примеры диффузии:
г. ж.: O2 в H2O – рыбы дышат
растворённым O2;
ж. тв.: вода растворяет соль, сахар;
ж. ж.: чайная заварка добавляется в воду и
окрашивает её;
г. г.: запахи распространяются в воздухе;
тв. тв.: за 5 лет золото и свинец проникают
друг в друга на 1 мм;
г. тв.: O2 из воздуха через кожу
проникает внутрь организма.
Скорость диффузии зависит от:
агрегатного состояния
вещества (см. ОК);
рода вещества: спирт и Н2О
смешиваются, вода и керосин (масло) не
смешиваются;
температуры: с увеличением t°
скорость диффузии . Почему? ( молекул взаимное проникновение
происходит быстрее).
Учитель. Как же следовало
назвать наш урок? (Диффузия.)
Закрепление новой темы
Почему трудно отвинтить
гайку, долго находившуюся в туго завинченном
состоянии, хотя болт и гайка сделаны из нержавеющего
металла?
Вокруг гвоздя, забитого в
сырую доску, через некоторое время появляется
красноватый налёт. Объясните причину.
Проникновение атомов
некоторых металлов (Al, Cr и др.) в стальное изделие
делает его поверхность прочной и нержавеющей.
Какое физическое явление лежит в основе
металлизации поверхности стали и почему она
производится при более высокой температуре?
(Едва ли диффузия является главной причиной того,
что слой хрома или никеля крепко держится на
поверхности стали. Ведь диффузия требует
немалого времени, а хром крепко держится на
стальной подложке сразу после нанесения. Дело,
наверное, в другом. В процессе электролиза ионы
хрома, никеля и т.п. поштучно садятся на стальной
электрод, сближаясь с его решёткой на расстояние
в единицы ангстрем. И каждый такой
восстановившийся ион подвергается силам
молекулярного взаимодействия, в том числе силам
притяжения при попытке удалить его с подложки.
Говорить здесь о диффузии – всё равно, что
считать диффузию виновницей того, что два
плоских листа стекла невозможно отодрать друг от
друга, когда между ними находится плёнка воды. – Ред.)
4. Как известно, молекулы
(атомы) твёрдого тела колеблются около
некоторого среднего положения равновесия.
Вследствие этого твёрдые тела сохраняют свою
форму неизменной. Почему в таком случае в твёрдых
телах возможна диффузия? (Кристаллическая
решётка твёрдого тела несовершенна – в ней
имеются дефекты – вакансии, пустоты, незанятые
узлы. Кроме того, сами межатомные расстояния
могут быть достаточно большими, чтобы туда могла
внедриться молекула другого вещества. – Ред.)
5. Чтобы сварить (соединить)
два куска железа или стали, их нагревают до
определённой температуры, накладывают друг на
друга и ударяют по ним молотком. Объясните, зачем.
6. Почему чай заваривают
горячей, а не холодной или тёплой водой?
7. На явлении диффузии
основаны такие процессы, как варка варенья,
засолка овощей. Молекулы какого вещества
диффундируют в другое в каждом из этих процессов?
Самостоятельная работа (2
варианта по 2 вопроса в каждом – на оценку).
Ирина Михайловна Глазунова – выпускница
МАДИ 1987 г. После окончания в 1996 г. курсов
переподготовки МПГУ работает учителем физики.
Участвует также в работе ГЭП «Деятельностная
педагогика». Педагогический стаж 10 лет, высшая
квалификационная категория. Неоднократно
награждалась грамотами МИОО. Любит сочинять
сценарии уроков. Сын успешно учится в 9-м классе.