Опыт работы в школе показывает, что в
развитии интереса к предмету нельзя полагаться
только на содержание изучаемого материала.
Сведение истоков познавательного интереса
только к содержательной стороне приводит лишь к
ситуативной заинтересованности на уроке. Если
учащиеся не вовлечены в активную деятельность,
то любой содержательный материал вызовет лишь
созерцательный интерес к предмету, и однажды
вспыхнувшая искорка в глазах твоего ученика
может погаснуть, если её не поддержать, вовремя
не развить интерес. Один неверный шаг – и мы не
сможем помочь ребёнку самоопределиться и,
конечно же, самореализоваться. А отсюда и низкие
показатели успешности на уроках, олимпиадах,
экзаменах, невысокий конкурс в вузы по
специальности «Физика».
При формировании познавательных
интересов школьников особое место принадлежит
такому эффективному педагогическому средству,
как внеклассные занятия по предмету, в частности,
в рамках школьного физического общества (ШФО).
Задачи ШФО:
– пропаганда научных знаний среди
учащихся школы;
– воспитание интереса к познанию
мира, к углублённому изучению физики через
знакомство с историей возникновения и развития
научных и технических идей, с жизнью и
деятельностью великих учёных и новаторов
техники; конструирование, изготовление, ремонт
приборов и установок для школьного кабинета;
организация вечеров и утренников с
демонстрацией занимательных опытов;
– развитие навыков
научно-исследовательской и самостоятельной
работы с научной литературой, умения
самостоятельно и творчески мыслить,
использовать полученные знания на практике;
обучение методике обработки полученных данных.
Для повышения мотивационного уровня
учащихся к занятиям по физике необходимо:
1) учитывать возрастные особенности детей,
уровень их подготовки и
индивидуально-психологические особенности;
2) создать среду, побуждающую ребёнка к
занятиям физикой во внеурочное время.
Положение о ШФО
1. Работу общества возглавляет
учитель-предметник.
2. ШФО может иметь своё название,
эмблему, девиз, значок, гимн и устав.
3. Членами общества могут быть
учащиеся, изъявившие желание работать в ШФО и
рекомендованные учителем физики.
4. Для приёма в ШФО устанавливается
определённый порядок.
5. Высшим органом ШФО является общее
собрание, проводимое в начале учебного года, на
котором планируются приоритетные направления
работы, утверждается план работы на год,
избирается Совет для руководства работой.
Формы работы ШФО
Работа ШФО строится по двум основным
направлениям: работа школьников в секциях
(количество секций и тематику их работы
утверждает Совет); пропаганда научных знаний
среди учащихся. Рассмотрим работу возможных
секций (по 6–8 человек каждая, актив пополняется в
процессе работы).
Лекторское бюро. Задача –
подготовка популярных лекций по новейшим
достижениям науки и техники, истории физики и
техники. Каждый член бюро должен подготовить за
год 2–3 лекции с демонстрациями и иллюстрациями.
При составлении плана работы секции прежде всего
надо установить сроки первого этапа, в течение
которого все члены должны подготовить первую
лекцию и обсудить её на заседании лекторского
бюро (доступность для широкой аудитории,
оформление ТСО, эмоциональность, возможность
дифференциации содержания с учётом возраста
учащихся). Тематику лекций следует вывесить в
учительской. Классные руководители и учителя
начальных классов, ознакомившись с ней, могут
подать председателю бюро заявки с указанием темы
лекции и даты классного часа.
Лекторская деятельность даёт
возможность учащимся совершенствовать и
расширять свои знания, развивать ум, память,
логику суждений, язык и дикцию. Члены лекторского
бюро учатся самостоятельно работать с
литературой, проекционной аппаратурой.
Теоретический отдел. Задача –
углубление знаний учащихся, интересующихся
физикой. Работа членов секции состоит в
написании рефератов на выбранную тему и защите
их на заседании секции или на расширенном
заседании Совета ШФО во время «Декады физики».
Общественным выходом работы секции являются
научные конференции.
Бюро научной и технической информации.
Задача – систематическое ознакомление учащихся
с новыми открытиями и изобретениями в области
физики, астрономии, техники. Члены секции должны
регулярно просматривать научно-популярные
журналы, оформлять стенд «Новости науки и
техники», регулярно обновлять его.
Члены секции оповещают учащихся об
очередных научно-технических радио- и
телепередачах. Наиболее интересные можно
записать на магнитофон или видео. Они также
информируют о знаменательных датах физического
календаря: помещают материалы о жизни и научной
деятельности учёных и изобретателей, запусках
космических кораблей, введении в строй новых
заводов и т.д.
Члены секции организуют устные
журналы для школьников разных классов.
Секция любителей задач. Члены секции
по очереди подбирают интересные задачи и решают
их на заседаниях секции. Важный этап –
организация, подготовка и проведение школьной
физической олимпиады, участие в городской
олимпиаде.
Секция занимательной физики. Члены
этой секции изучают творческое наследие
Я.И.Перельмана: собирают материал о
замечательном популяризаторе науки, решают
предложенные в его книгах задачи, ставят опыты.
Проводят в младших классах викторины, часы
занимательной физики, являются инициаторами и
главными организаторами школьных вечеров
занимательной физики.
Конструкторское бюро. Учащиеся
изготавливают и ремонтируют физические приборы,
а также создают приборы и установки по просьбе
учителей других предметов, выполняют заказы
других секций ШФО при организации вечеров,
выставок и т.д. Проводят школьные конкурсы на
лучший самодельный прибор или макет.
Секция администраторов. Члены этой
секции организуют массовую работу по физике со
школьниками: проведение экскурсий, физических
вечеров, конференций, встреч и т.д. Фактически
члены этой секции координируют всю внеклассную
работу по предмету. Они являются первыми
помощниками учителя физики и даже могут заменить
его при подготовке докладов, проведении
репетиций и т.д.
Физические газеты
Научное общество должно иметь свою
стенную газету, которая освещает его работу и
расширяет кругозор учащихся в области
применения законов физики. Как и другие формы
внеклассной работы, выпуск физических газет
развивает у учащихся интерес к предмету,
способствуют выработке навыков работы с
литературой, умения в сжатой форме изложить
содержание прочитанного.
Программа деятельности
Первое заседание общества, на которое
приглашаются все, – организационное, выявляющее
направления интересов. Ребята отвечают на
вопросы опросника:
1. Чем привлекает тебя предмет
«Физика»?
2. Какое направление интересует:
– теоретическое (глубокое
понимание и объяснение явлений, работа с
литературой);
– практическое (применение теории в
быту, технике, изготовление приборов);
– умение работать с приборами;
– логическое осмысление физики
через решение задач.
Далее учитель знакомит с целями и
задачами общества, секциями, даёт время подумать,
определиться с выбором. Например, у нас детей
больше всего привлекают опыты, эксперимент,
объяснение причин наблюдаемых явлений природы.
После того как цели и задачи перед каждой секцией
поставлены, выбраны председатель ШФО и
председатели секций, приступаем к реализации
программ.
– выявление у учащихся 5–8-го
классов интереса к явлениям природы;
– разработка курса лекций по
интересующим темам (с демонстрациями, рисунками,
плакатами);
– подготовка сообщений;
– их прослушивание и обсуждение на
секции;
– классификация тем по классам;
– выход с лекциями по классам.
– изучение литературы по новейшим
открытиям и изобретениям, знаменательным датам
физического календаря;
– сбор необходимой информации;
– оформление стенда;
– организация устных журналов.
– изучение работ Я.И.Перельмана;
– оформление посвящённой ему
стенгазеты;
– вычленение наиболее интересного
материала с объяснением и демонстрацией опытов;
– выход в классы;
– подготовка на основе собранного
материала викторин для классов с учётом уровня
подготовки учащихся.
– выявление испорченных приборов,
распределение их по разделам физики;
– ремонт приборов;
– обучение учащихся чтению
электросхем;
– изготовление самодельных
приборов, организация их выставки;
– ремонт бытовой техники.
– обучение написанию реферата,
доклада; показ их отличий;
– предложение тем рефератов: об
учёных; о явлениях природы; об открытиях.
– подготовка рефератов, докладов;
– консультации учителя;
– проверка работ;
– выработка тезисов;
– выступление с обсуждением в
секции;
– организация ученических
конференций.
– подбор трудных и интересных
задач, их решение;
– отбор из накопленных задач
вариантов для школьных олимпиад;
– отбор участников городских
олимпиад.
– приглашение интересных людей;
– организация экскурсий на
предприятия;
– организация и проведение
тематических вечеров, конференций, встреч.
Конечные результаты деятельности ШФО
будут выражаться в следующих показателях:
– участие в олимпиадах, конкурсах,
конференциях;
– повышение учебной успеваемости;
– выбор специальности, связанной с
физикой;
– повышение мотивации;
– умение поставить творческую цель
и подчинить свою деятельность её достижению;
– умение планировать и
самоконтролировать свою деятельность;
– высокая работоспособность;
– умение защищать свои убеждения.
В заключение хотелось бы отметить, что
данная форма работы с учащимися помогает лучше
узнать индивидуальные способности своих
учеников, позволяет выявить одарённых учащихся,
проявляющих интерес к физике, и всячески
развивать этот интерес. Пройдя данный этап,
заинтересовав ребят, можно переходить к
следующему, качественно новому: готовить
учащихся через работу в ШФО к профессиональному
самоопределению, ориентировать членов общества
на выбор профессии, связанной с физикой,
развивать интерес к избранной специальности,
помогать приобрести знания и умения в
интересующей области.
Литература
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в
процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000.
Ланина И.Я. Формирование
познавательных интересов учащихся на уроках
физики. – М.: Просвещение, 1985.
Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.:
Просвещение, 1991.
Филатова Е.В., Буянова Т.Я., Красношлыкова О.Г.
– Завуч, 2003, № 1.
_____________________________________________
Организованное учителем физики Мариной
Владимировной Максимовой ШФО успешно
функционирует с 2002 г.