Ю.А.БОРИСОВ,
|
1,38 • 10–23 Дж/К – 8,31 Дж/(К•моль). |
Понятно, что отмеченные связи вовсе не являются волшебными, но запоминание констант облегчают.
3. Исчезновение текста. В
оформлении кабинета физики целесообразно
предусмотреть демонстрацию оптического
явления: исчезновение красных букв текста на
белом стенде (к которому учащиеся давно привыкли)
при их наблюдении через красный светофильтр. Для
наблюдения эффекта учащимся раздают 6–8
светофильтров и дают рекомендации. Эффект
известен, но всегда поражает. Фон стенда должен
быть немного сероватым. Очень белая и толстая
бумага (ватман) для этой цели не подходит, так что
имеет смысл поэкспериментировать. Второй способ
– освещение стенда с текстом интенсивным
источником света через красный светофильтр при
хорошем затемнении кабинета. При этом угол, под
которым освещают текст, должен быть равен углу,
под которым его наблюдают.
4. Возникновение текста. С
этим опытом автор познакомился в далёком 1956 г.,
когда учился в
3-м классе. Однажды учительница, разбирая с
классом домашнее задание по русскому языку,
открыла тетрадь одного ученика... и изменилась в
лице. Она удивлённо сообщила, что два дня назад,
когда она проверяла тетради, всё было в порядке, а
сейчас… И она стала показывать нам листы: один,
второй... На них всех проявился текст домашнего
упражнения! Странным казался и цвет чернил.
(Тогда ученики писали перьевыми ручками, макая их
в чернильницы-непроливайки.) Будучи в возрасте и
глубоко верующей женщиной, она, по-видимому,
посчитала это за проделки нечистой силы. От
самого ученика она ничего не смогла узнать. А на
перемене он признался нам, что его сестра,
студентка химико-технологического института,
принесла из лаборатории какой-то порошок и, решив
подшутить, добавила его в чернила брату. Цвет
необычных чернил автор запомнил и через 30 лет
увидел его в одной из химических лабораторий –
он проступал на бумаге, в которую был завёрнут
порошок меламин.
Ещё через несколько лет пришла идея использовать меламин для демонстрации диффузии в средней школе. Этот опыт был опубликован в «Физике» № 1/05. Однако редакция, вероятно, чтобы вызвать дискуссию, представила опыт как капиллярные явления. На самом деле капиллярные явления имеют место только тогда, когда имеется свободная жидкость, т.е. при влажности бумаги более 60%. В приводимом опыте такой влажности не было.
Чтобы исследовать явление,
автор вместе с учащимися провёл опыты с
чернилами, содержащими различное количество
меламина, аммиачной воды и гидроперита, и при
различной влажности бумаги. Во всех случаях
эффект перехода надписи на следующие страницы
наблюдался, в том числе и после предельного
высушивания феном бумаги с надписью, т.е. при её
минимальной её влажности. Результаты опыта
приведены на фото – на с. 7 и 8 видна надпись,
проникшая со с. 1 вследствие диффузии. Процесс
окрашивания объясняется сублимацией меламина,
его последующей диффузией в газовой фазе в поры
целлюлозных волокон и осаждением на них. Меланин
химически взаимодействует с макромолекулами
целлюлозы и фиксируется на них, что используется
для повышения нагревостойкости целлюлозных
материалов. Процесс дальнейшего проступания
надписи после 8-й страницы значительно
ослабляется, а затем и совсем прекращается.
5. Магические изречения. В кабинете физики целесообразно наряду с изречениями известных людей вывешивать и высказывания выпускников. При длительном восприятии они надолго запоминаются и играют немалую воспитательную роль.
______________________________________
В подготовке демонстраций принимали участие учащиеся Альберт Юсупов, Александр Казаков и Максим Чапуль.