О.В.ПОРОШИН,
МОУ лицей № 39, г. Озёрск, Челябинская обл.
licey39@mail.ru
Предпрофильная подготовка в летнем
научно-исследовательском лагере
Профильное
образование без предпрофильной подготовки
малоэффективно. Под предпрофильной подготовкой
я понимаю комплекс мероприятий, призванный, с
одной стороны, сформировать у ребёнка целостное
представление об изучаемых науках, их
взаимосвязи и месте, занимаемом ими в нашем
обществе, а с другой стороны, дающий ему
возможность попробовать себя везде и в разных
качествах (исследователь, учёный, инженер и т.д.),
чтобы иметь реальное представление о своих
возможностях, склонностях и пристрастиях.
Когда начинать предпрофильную
подготовку? Я думаю, что эту работу следует
проводить в первый год изучения предмета (для
физики это 7-й класс). Первые впечатления – самые
яркие, поэтому необходимо их закрепить, если они
хорошие, или исправить, если они плохие.
В какое время и в какой форме
её следует проводить, чтобы получить
максимальный эффект? Здесь, я думаю, лучше всего
подойдёт время летнего отдыха учеников. Ни в коем
случае нельзя отказываться от этой работы в
течение года, но если накануне нового учебного
года организовать такой лагерь, где ребятам была
бы дана возможность познакомиться поближе с
учебными предметами, проявить и раскрыть себя в
различных видах деятельности, то это могло бы
дать объективный материал для анализа
учителям-предметникам и стать хорошей стартовой
площадкой для учеников.
Мы попытались воплотить все
эти идеи в профильном отряде при городском
школьном лагере в период первой смены. Чем были
обусловлены время и место проведения лагеря?
Первая смена – это июнь, т.е. период, когда
ученики 7–8-х классов находятся в городе и никуда
не уезжают. При этом в городские лагеря их не
берут, потому что они большие, а в трудовые отряды
не берут, потому что маленькие. Когда мы
предложили родителям наших семиклассников
занимать детей до обеда, то встретили полное
одобрение. С другой стороны, июнь наиболее
свободный для учителей месяц – они закончили
экзаменационный марафон, но в отпуск ещё не ушли.
Почему именно городской
лагерь? Наши дети каждый год ездят в различные
выездные летние школы. Приезжают оттуда очень
довольные и своими результатами, и качеством
преподавания. Но эти школы рассчитаны на детей,
изучающих предмет уже несколько лет (там в
основном происходит углубление знаний, уже
полученных на уроках). Кроме того, школы эти уже
узко специализированы по предметам и поэтому
вряд ли могут помочь с определением профиля. Но
самый главный аргумент в пользу именно
городского лагеря – здесь взаимодействуют и
общаются именно те, кто будет работать вместе в
будущем году. Учителя видят учеников в таких
ситуациях, которые на уроке создать трудно или
невозможно. Ученики общаются с учителями в
дружественной и неформальной обстановке. Ребята
общаются с одноклассниками в процессе
совместной работы, что способствует укреплению
коллектива. Всё вместе работает на будущее.
Основные принципы, на которых
основывалась работа в нашем лагере:
– на занятиях ребята
знакомятся с материалами, которые не изучались и
не будут изучаться на уроках («за страницами
учебника»), но могут способствовать более
глубокому пониманию того, что уже изучено или
будет изучаться. В прошлом году на занятиях по
физике ребята знакомились с различными методами
измерений, определения погрешностей и принципом
плавания парусных судов. На занятиях по истории
изучалась история развития
флота;
– по возможности занятия
проводятся не в кабинете, а на улице, на природе, с
привлечением наглядного природного материала.
Так, занятия по физике в 2005 г. проходили на
спортивной площадке, на берегу озера, в яхт-клубе
и т.д.;
– одна и та же группа ребят
обязательно посещает занятия по разным
предметам;
– занятия строятся с учётом
межпредметных связей (это просто сделать, если
для разных предметов выбрать общую тему). Общей
темой в 2005 г. была выбрана тема «Плавание судов»;
– занятия должны быть
яркими, запоминающимися, чтобы их можно было
просто вспомнить в течение года. Поэтому мы
проводили экскурсии, ребята своими руками
изготавливали приборы и модели, использовались
компьютеры и видеотехника.
В лагере ученики должны
познакомиться с такими формами учебной
деятельности, с которыми они не сталкиваются на
уроке (исследования, подготовка и защита доклада,
оппонирование докладчику, работа с научной
литературой, работа в библиотечном каталоге и
т.д.). Это происходило при подготовке доклада,
который каждый ребёнок должен был сделать, и его
защите.
Так как мы проводили
эксперимент, то набрали всего один отряд из
семнадцати семиклассников. Хотелось бы сказать,
что в итоге мы пришли к выводу, что в отряд и
должно входить 10–15 детей, увеличение количества
учащихся резко снижает эффективность работы.
В 2005 г. за работу лагеря
отвечали два учителя-предметника: автор, учитель
физики, и учитель истории Сергей Витальевич
Кузнецов (поэтому лагерь получился
физико-историческим). Психологическое
сопровождение выполняла психолог лицея Ольга
Фёдоровна Титченко, за что ей огромное спасибо,
роль классного воспитателя исполняла Лидия
Павловна Крылова.
В целом работа лагеря
строилась следующим образом. Между завтраком и
обедом (с 9.00 до 12.30) ребята слушали две лекции – по
истории и по физике – на общую тему «Плавание
судов». На занятиях по физике мы продолжали
разбирать закон Архимеда применительно к
проблемам кораблестроения и не только. Вот
примеры тем: «Способы экспериментального
определения плотности твёрдых и жидких тел»,
«Изготовление ареометра и определение с его
помощью плотности газировки», «Эксперимент по
выяснению условий, влияющих на плавучесть тел»,
«Механика движения парусных судов». Закончился
этот цикл занятий проведением парусной регаты –
ребята дома, самостоятельно, из подручных
средств (пластиковых бутылок, бумаги, пластилина
и т.д.) изготовили парусники, и мы провели с ними
полдня на озере, устроив настоящие парусные
гонки. Кроме того, были ещё разобраны такие темы:
«Измерение физических величин и понятие
погрешности» и «Физические основы времени».
Важность этих тем для понимания физики (да и не
только её) вряд ли кто-то оспорит.
На уроках истории дети
параллельно слушали интереснейшие лекции по
истории развития отечественного и зарубежного
флотов. Кроме того, ребята сходили на экскурсии
на Станцию юных техников, где проходила выставка
моделей кораблей, и в яхт-клуб, где им показали не
только устройство пусть маленьких, но настоящих,
кораблей, но и ознакомили с процессом их
изготовления.
В начале смены ребятам были
предложены темы рефератов, из которых нужно было
выбрать одну и в течение лагерной смены
подготовить доклад:
структура календаря древних
египтян (солнечный календарь);
структура мусульманского
календаря (лунный календарь);
структура славянского
календаря;
структура китайского
календаря;
структура календаря древних
майя;
структура календаря древних
римлян;
классификация и история
развития кораблей античности;
классификация и история
развития кораблей древних славян и викингов;
классификация и история
развития европейского парусного флота;
классификация и история
развития парового флота;
военный флот России в Первой
мировой войне;
военный флот Германии в
Первой мировой войне;
военный флот Англии в Первой
мировой войне;
военный флот России во Второй
мировой войне;
военный флот Германии во
Второй мировой войне;
военный флот Англии во Второй
мировой войне;
классификация и история
развития подводных лодок;
подводные лодки в Первой
мировой войне;
подводные лодки во Второй
мировой войне;
значение и вклад в науку
Архимеда;
значение и вклад в науку
Паскаля;
значение и вклад в науку
Торричелли;
значение и вклад в науку
Джоуля;
значение и вклад в науку
Ленца;
значение и вклад в науку
Вольты;
значение и вклад в науку
Ампера;
значение и вклад в науку
Кулона;
значение и вклад в науку Ома.
Защита докладов проходила в
три последних дня смены. Идея защиты рефератов,
предложенная нашим психологом Ольгой
Фёдоровной, оказалась очень удачной. Во-первых,
ребята перестали быть пассивными слушателями
лекций, т.к. большинство тем касалось опять же
мореплавания. Они задавали вопросы,
консультировались, спрашивали совета, просили
литературу. Во-вторых, выяснилось, что дети,
абсолютно все, не знают, что такое научный доклад,
что в него должно входить, как правильно его
писать, не умеют работать с библиотечными
каталогами и научной литературой, не умеют
искать нужную информацию в интернете (научить их
в течение учебного года ни у кого нет времени). А в
лагере мы проводили с ребятами специальные
занятия о том, как написать научный доклад,
несколько раз водили их в городскую библиотеку,
учили работать с фондами, организовали
регулярные занятия в школьном компьютерном
классе. В-третьих, подготовить доклад – это одно,
а вот защитить его перед большой аудиторией –
это другое. Здесь и умение выделить самое главное
из написанного, и способность чётко
сформулировать актуальность, цели и задачи своей
работы, и способность красиво оформить
презентацию своей работы на компьютере, ну и,
наконец, просто совладать со своим волнением
перед слушателями. В-четвёртых, оказывается,
внимательно слушать, задавать вопросы, правильно
и корректно оппонировать, тоже надо учиться. Ну и,
наконец, одним из важнейших результатов было то,
что ребята сами видели перед собой реальный итог
своей работы, могли его сравнивать с другими
работами и делать для себя какие-то выводы. Для
нас же, учителей, наблюдение за работой ребят над
рефератами, подготовка к защите и сама защита
дали столько пищи для размышлений, показали
ребят с таких неожиданных сторон, открыли такое
количество направлений в работе, какое не даёт,
наверное, даже многолетнее общение с учениками
во время уроков.
После 5-минутного выступления
оппонента, который заранее знакомился с
докладом, 5 мин вопросы задавали зрители из зала.
Затем задавали вопросы члены комиссии, в которую
входили все работники лагеря и гости. Потом
председатель комиссии оценивал доклад и давал
рекомендации по дальнейшей работе. Таким
образом, создавалась атмосфера серьёзной,
взрослой работы. По окончании защит,
запланированных на этот день, проводился «разбор
полётов»: психолог работала с ребятами,
защищавшимися в этот день, учителя готовили к
докладам тех, кому ещё только предстояло
выступать. Главной целью было научить ребят
чётко и кратко формулировать свои мысли
(актуальность темы), правильно планировать свою
работу (цели и задачи). Самым же трудным оказалось
объяснить, что защита доклада – это не его
пересказ, а рассказ о нём.
В заключение хотелось бы сказать, что
практически все цели, которые мы ставили перед
собой, были достигнуты. Мы ожидаем
положительного эффекта от пребывания в этом
лагере в течение будущего учебного года (доклады
на городской научной конференции школьников,
работа с заинтересованной группой ребят на
специализированных факультативах и т.д.). А т.к. я
уже говорил, что такую форму работы
целесообразнее проводить со своими детьми в
своей школе, то я думаю, что наш опыт будет
полезен многим.