Продолжение. См. № 6

Электронные издания – на школьный урок

Внедрение новой методики пареподавания физики

6. Что есть для основной школы?

  • Диск «Медиатека по физике» из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мефодий» и ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003 г.). Медиатека – производное от библиотеки, поэтому понятно, что диск представляет собой набор объектов с программой для поиска этих объектов по ключевым словам, темам курса физике, типам объектов и программу-плеер проигрывания этих материалов.

Для этапа объяснения нового материала в 7–11-м классах предназначены около 70 видеофрагментов, 46 коротких и 27 сюжетных анимаций, 20 интерактивных моделей и заданий, около 300 рисунков, 30 фотографий и 360 текстов, формул, таблиц и других объектов вспомогательного характера. 63 задания с выбором ответа и 14 видеозадач предназначены для этапа закрепления материала по всему курсу. Материалов для контроля знаний на диске на содержится.

Цветные рисунки и фотоколлажи прекрасно показывают, насколько электронные издания опережают по красочности и психологической привлекательности полиграфические пособия. Это относится даже к простым формулам. Ряд рисунков является фактически прекрасно оформленными обобщающими таблицами.

Однако, конечно, наиболее интересны динамичные объекты.

Документальные видеофрагменты, производят двойственное впечатление. С одной стороны это единственный диск, на котором представлены природные явления (гроза, лавина, вулкан). С другой стороны, они демонстрируются в окне, не превышающем восьмую часть размера экрана, и не могут быть рекомендованы для использования в классе с мультимедиа-проектором. С одной стороны имеются видеофрагменты из истории науки (полёт Гагарина, например), с другой стороны их комментарий, скорее для урока истории, а не физики.

Методически наиболее интересны видеофрагменты, созданные в Казанском университете. (Эти фрагменты, кстати, выпускаются фирмой «Кирилл и Мефодий» в виде отдельного диска под названием «Видеозадачи по физике».) Для основной школы можно, например, рекомендовать видео с этапами медленного процесса диффузии брома, которые в школе не продемонстрируешь не только из-за длительности процесса, но и из-за вредности паров брома. Или, например, броуновское движение частичек жира в молоке, снятое через окуляр микроскопа. Крайне занимательны видеозадачи, когда сначала демонстрируется занимательный сюжет с просьбой объяснить явление, а затем видеоответ с объяснением. Здесь в основной школе могут быть использованы сюжеты по статике, оптике и некоторые сюжеты по электричеству. Опять-таки смущает малое окно для просмотра видео, тем более, что те же видеозадачи выпускаются тем же издательством отдельным сборником «Видеозадачи», и там видео-окно существенно больше.

Анимации малоинтересны, поскольку, в основном, содержат примитивную движущуюся картинку, сопровождающую достаточно тривиальный текст диктора, который может быть произнесён любым учителем.

Наиболее интересны некоторые удачные 3D-модели, демонстрирующие богатейшие возможности этой технологии для создания дидактических материалов (рентгеновский аппарат, радиоактивные излучения), а также интерактивные модели «Объекты интерактивного взаимодействия». Однако задания к этим объектам должны составляться учителем самостоятельно («построй вольтамперную характеристику резистора» и т.д.).

Воспроизведён, а в ряде случаев выполнен на более высоком методическом и техническом уровнях, ряд интерактивных моделей, имевшихся в более ранних продуктах других производителей (тело, брошенное под углом к горизонту, лодка, переплывающая через реку, и т.д.). В частности их можно без потери качества демонстрировать на полный экран, в отличие, например, от тех же моделей в диске компании «Физикон».

К недостаткам, кроме малого окна для проигрывания анимаций и видео, можно отнести, невозможность экспорта объектов на жёсткий диск, поскольку это закрытый коммерческий продукт. Имеются отдельные неточности в определениях физических понятий (электризация, проводник, электрометр, солнечные элементы, гамма излучение, дифракция электронов на щели). В разделе «Специальная теория относительности» для старшей школы сформулированы устаревшие представления о массе как величине, зависящей от скорости движения объекта. Тестовые задания с выбором ответа по закреплению некоторых понятий крайне неудачны по набору вариантов ответа и вряд ли могут быть рекомендованы для закрепления этих понятий.

  • Диски «Библиотека наглядных пособий» и «Подготовка к ЕГЭ» (из серии «1С:Школа.Физика», ООО «Дрофа»–ЗАО «1С»–«НКПЦ Формоза–Альтаир»-РЦИ Пермского ГТУ, 2004), а также «Физика 7–11» (фирма «Физикон», 2004). Диски разработаны по заказу МОиН РФ и прошли экспертизу ФЭС по физике и по электронным изданиям. О них уже рассказывалось в «Физике» № 7/05, но имеет смысл напомнить основные преимущества дисков, создаваемых по госзаказу, перед дисками, создаваемых на коммерческой основе.

По одной и той же доступной цене вы приобретаете и локальную, и сетевую версии. На них имеется инструмент для проведения тестирования класса в локальной сети кабинета информатики. Объекты для демонстрации открываются на весь экран (правда не всегда с нужным качеством). Например, диск «Физика 7–11» содержит все лучшие видеофрагменты и анимации коммерческого диска «Физика. Основная школа 7–9 классы: ч. I и ч.II», о котором говорилось выше. При этом вы получаете возможность показывать эти объекты на полный экран, чего не сделано в коммерческом продукте, к тому же в 6 раз более дорогом. Текстовые фрагменты даны на светлом фоне с возможностью укрупнять шрифт, поэтому их можно проецировать на экран через мультимедиа-проектор.

Графическое описание движения

Графики координаты «Х» и проекций скорости и ускорения рассматриваемого тела имеют однозначно соответствующие друг другу участки

В диски фирмы «1С» включены краткие методические указания для пользователя, а в диск фирмы «Физикон» – публикации учителей, использовавших ЭИ на уроке, и краткий обзор русскоязычных сайтов по физике в интернете. Все объекты диска «Библиотека наглядных пособий» привязаны к 21 учебнику по физике из Федерального перечня 2004 г., т.е. подборка объектов диска к параграфам учебников осуществляется компьютером автоматически. На них содержится достаточно материала, который можно использовать на уроках в основной школе. Приведём к примеру таблицу только динамичных объектов с указанием отношения количества этих объектов для основной школы к их общему количеству.

Как видно из таблицы, примерно половина наиболее интересных для учителя объектов может быть использована в основной школе.

На диске «Подготовка к ЕГЭ» соотношение числа объектов, естественно, смещено в сторону старшей школы. Однако в таких темах, как «Движение и его характеристики», «Статика и гидростатика», «Основы МКТ», «Постоянный электрический ток» и «Геометрическая оптика», учитель найдёт и материал для повышения наглядности объяснения, и даже простые задания для закрепления. Эти темы изучаются пока в значительной степени в основной школе, поскольку переход к профильной школе ещё займёт некоторое время.

Диски

Таким образом, при использовании электронных изданий для основной школы учителю придется использовать, скорее всего, в разных классах, при изучении разных тем различные диски. Перестройка фирм от частного рынка, рассчитанного на диски серии «Репетитор», на школьный рынок, требующий обдуманных, полных, электронных дидактических материалов идёт ещё крайне медленно. Они не привязаны к реалиям школы с продуманной методикой встраивания новых дидактических материалов в классно-поурочную систему. В настоящее время нет и книги для учителя, которая бы показала методические преимущества электронных изданий. Уровень брошюр для инсталляции дисков способен скорее напугать учителя, начинающего работать с компьютером.

Однако уже имеющиеся диски повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. На них достаточно материала, чтобы учитель основной школы, имеющий хотя бы проектор с компьютером, провёл один-два урока в четверть с использованием ЭИ. Можно предложить методики проведения и уроков-объяснений, и уроков-закреплений материала, которые пройдут ярко, если учитель отберёт материал из упомянутых выше дисков. На наш взгляд именно ученики заставят учителей повернуться лицом к компьютеру, к цифровому фотоаппарату и другим цифровым устройствам, которые окружают нас всё теснее и теснее.

Наверняка такие учителя-энтузиасты работают на необъятных просторах России. Приглашаем поделиться своими методическими наработками по проведению конкретных уроков с использованием ЭИ, если это помогает в достижении нового качества обучения, способствует повышению интереса к физике.

В свою очередь мы постараемся рассказать о реализации программы НФПК по созданию и реализации интерактивных приложений на компакт-дисках к конкретным учебникам, а также об инновационных УМК, в которых электронная компонента будет превалирующей.

В заключении хочется отметить одну особенность российского рынка ЭИ: кроме как в Москве полезные диски негде приобрести. В регионы их привозят по 1–2 экземпляра на пробу. Однако тот, кто освоил компьютер, быстро добирается и до интернета. Так вот многие интернет-магазины высылают обучающие диски наложенным платежом, как когда-то книжные магазины высылали книги почтой. Для поиска адресов магазинов достаточно выйти в интернет в поисковой системе Яндекс (www. yandex.ru) или Гугл (www.google.ru), набрать название требуемого диска или какие-то ключевые слова, связанные с обучающими программами по физике на CD- или DVD- носителях. Давайте приобщаться к современным технологиям и в этом вопросе.

Н.К.ХАННАНОВ,
ЭСОШ № 82, ЦЭПД,
г. Черноголовка,
Московская обл.
khann@dio.ru

Продолжение в № 12

.  .