О дистанционных курсах: прошедших и
будущих
Неожиданным приятным
сюрпризом для редакции был успех дистанционных
курсов повышения квалификации. Конечно, мы не
сомневались, что они вызовут у читателей интерес,
но не ожидали столь высокого.
– Очень интересные и полезные
курсы. Предложенные дискретный и функциональные
подходы позволили увеличить качество
обученности по некоторым темам на 20–25%. (Ковалёва
Г.Н., г. Омск);
– Спасибо за лекции! (О.В.Синицина,
с. Ухтуй, Иркутская обл.);
– Наконец-то объединены в
систему методологические подходы к обучению. (С.Т.Грабарь,
г. Усть-Кут, Иркутская обл.);
– Курс просто замечательный –
его надо шире внедрять в практику работы
учителей. (А.А.Балабанова, г. Москва);
– Спасибо вам за лекции. Мне
нравится работать по этой методике. (Ф.Ф.Яхина,
д. Верхний Череккуль, Респ. Башкортостан);
– Для меня логические и
структурные схемы – находка. Спасибо! (С.А.Сухинина,
п. Камарчага, Красноярский кр.).
Некоторые читатели провели
свои исследования и определили, где и как они
смогут эффективно применять предложенные
технологии. Например, было установлено, что
дискретный метод наиболее эффективен в работе с
учащимися, слабо подготовленными по предмету.
Многие контрольные работы
выполнены слушателями так, что с ними можно сразу
идти на открытый урок как с пособиями. Некоторые
прислали фотографии изготовленных пособий,
которые помогают уже сейчас в работе,
компьютерные презентации, разработки уроков (Руденко
В.М., г. Ахтубинск Астраханской обл.; Сомова Т.П.,
с. Красивка Тамбовской обл.; Новгородова Л.Н.,
д. Речкаловка Свердловской обл.; Почечуев В.Н.,
п. Октябрьский Ульяновской обл.) и др. Мы
постараемся о наиболее интересных работах
рассказать на страницах газеты. Для начала
представляем три слайда из презентации Игоря
Александровича Рудакова
(г. Ковдор, Мурманская обл.), которая позволяет
по-новому преподнести детям старую тему
«Плотность вещества».
Поскольку интерес к
методикам быстрого обучения велик, в следующем
учебном году мы предлагаем курс доцента Вятского
ГГУ к.п.н. О.В.Коршуновой (г. Киров) «Новые
технологии в преподавании физики: учёт
особенностей мышления
(интегративно-дифференцированный подход)», в
котором излагается метод многоуровневого
обучения с использованием элементов модульного
обучения и психологической поддержки школьника.
Курс продолжает линию новых технологий обучения
и рассчитан на педагогов, обладающих высоким
творческим потенциалом методического
творчества и настроенных на достижение успеха
даже, казалось бы, в самых безвыходных
педагогических ситуациях. Мы рекомендуем его
учителям, работающим в сельской местности, в
специализированных малокомплектных классах, а
также в классах с резким разделением учащихся по
восприятию информации.
Многие отметили высокую
научность и информативность второго
дистанционного курса – «Элементарная
астрофизика и космология для школьного курса
физики» проф. Б.И.Лучкова. Учителя эффективно
использовали лекции как раздаточный материал на
уроках, как источник информации для сообщений
учащихся, заметок в стенгазеты и рефератов, как
основу знаний. Например, Ж.В.Чопорова (шк. №
1951, г. Москва) отметила, что уже первую лекцию
курса можно эффективно использовать при
изучении тем «Строение Солнечной системы» и
«Солнце и его характеристики», а фрагменты
лекций включать в уроки.
В следующем учебном году
будет предложен курс доцента СГУ им.
Н.Г.Чернышевского и преподавателя физики в Лицее
прикладных наук к.ф.-м.н. А.А.Князева (г.
Саратов) «Олимпиадный материал в повседневной
работе преподавателя физики», посвящённый
методике использования самых удивительных и
необычных – олимпиадных – задач на обычных уроках
в обычной школе. Олимпиадные задачи часто
содержат в себе важные дидактические и
эстетические моменты. С одной стороны, если в
школьных задачниках вместо задач чаще
предлагаются упражнения по данной теме, то
тексты олимпиадных задач высокого уровня
отражают независимый от программ преподавания
взгляд на явления и процессы. Эта особенность
служит развитию тематики задач. Другой частой и
важной особенностью олимпиадных задач является
стремление их авторов к поиску варианта текста,
при котором решение приобретает лаконичность и
элегантность – чуть иная, не столь отточенная
постановка условия задачи лишает решение
выразительности. Перечисленное вполне можно
использовать в педагогической практике для
эффективной работы со всеми учащимися класса или
группы в режиме демонстрации или публичного
обсуждения, не отменяя стандартного задачника –
для домашних работ. Выделим по крайней мере три
преимущества использования текстов прошедших
олимпиад: возбуждение внимания всего класса к
интересной теме задачи; разработка конкретной
темы на фоне широкого спектра сопутствующих
знаний; поддержание профессионального тонуса
учителя, постоянное обновление, углубление
знаний, а порой и пересмотр сложившихся
представлений.
В следующем году будут
продолжены и оба прошлогодних курса – желающие
могут «прослушать» их, подав заявку в
установленном порядке, и получить свидетельство.
Заметим, что стоимость наших дистанционных
курсов составляет всего 990 руб. (а если
перечислить оплату до 30 июня, то и вовсе 770 руб.), в
то время как стоимость очных курсов – свыше
1000 руб. Кроме того, вам не надо изыскивать средства
для долгих (а порой и далёких) командировок. А
материал курсов – просто уникальный, такого не
найдёте нигде.
С.Я.КОВАЛЁВА,
к.п.н., зам. гл. ред. газеты «Физика»
|