О дистанционных курсах: прошедших и будущих

Неожиданным приятным сюрпризом для редакции был успех дистанционных курсов повышения квалификации. Конечно, мы не сомневались, что они вызовут у читателей интерес, но не ожидали столь высокого.

  • Вот как отзываются слушатели о курсе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики» проф. А.Н.Крутского и О.С.Косихиной:

– Очень интересные и полезные курсы. Предложенные дискретный и функциональные подходы позволили увеличить качество обученности по некоторым темам на 20–25%. (Ковалёва Г.Н., г. Омск);

– Спасибо за лекции! (О.В.Синицина, с. Ухтуй, Иркутская обл.);

– Наконец-то объединены в систему методологические подходы к обучению. (С.Т.Грабарь, г. Усть-Кут, Иркутская обл.);

– Курс просто замечательный – его надо шире внедрять в практику работы учителей. (А.А.Балабанова, г. Москва);

– Спасибо вам за лекции. Мне нравится работать по этой методике. (Ф.Ф.Яхина, д. Верхний Череккуль, Респ. Башкортостан);

– Для меня логические и структурные схемы – находка. Спасибо! (С.А.Сухинина, п. Камарчага, Красноярский кр.).

Некоторые читатели провели свои исследования и определили, где и как они смогут эффективно применять предложенные технологии. Например, было установлено, что дискретный метод наиболее эффективен в работе с учащимися, слабо подготовленными по предмету.

Многие контрольные работы выполнены слушателями так, что с ними можно сразу идти на открытый урок как с пособиями. Некоторые прислали фотографии изготовленных пособий, которые помогают уже сейчас в работе, компьютерные презентации, разработки уроков (Руденко В.М., г. Ахтубинск Астраханской обл.; Сомова Т.П., с. Красивка Тамбовской обл.; Новгородова Л.Н., д. Речкаловка Свердловской обл.; Почечуев В.Н., п. Октябрьский Ульяновской обл.) и др. Мы постараемся о наиболее интересных работах рассказать на страницах газеты. Для начала представляем три слайда из презентации Игоря Александровича Рудакова
(г. Ковдор, Мурманская обл.), которая позволяет по-новому преподнести детям старую тему «Плотность вещества».

Плотность веществаЯвление

 

Применение

  • Поскольку интерес к методикам быстрого обучения велик, в следующем учебном году мы предлагаем курс доцента Вятского ГГУ к.п.н. О.В.Коршуновой (г. Киров) «Новые технологии в преподавании физики: учёт особенностей мышления (интегративно-дифференцированный подход)», в котором излагается метод многоуровневого обучения с использованием элементов модульного обучения и психологической поддержки школьника. Курс продолжает линию новых технологий обучения и рассчитан на педагогов, обладающих высоким творческим потенциалом методического творчества и настроенных на достижение успеха даже, казалось бы, в самых безвыходных педагогических ситуациях. Мы рекомендуем его учителям, работающим в сельской местности, в специализированных малокомплектных классах, а также в классах с резким разделением учащихся по восприятию информации.

  • Многие отметили высокую научность и информативность второго дистанционного курса – «Элементарная астрофизика и космология для школьного курса физики» проф. Б.И.Лучкова. Учителя эффективно использовали лекции как раздаточный материал на уроках, как источник информации для сообщений учащихся, заметок в стенгазеты и рефератов, как основу знаний. Например, Ж.В.Чопорова (шк. № 1951, г. Москва) отметила, что уже первую лекцию курса можно эффективно использовать при изучении тем «Строение Солнечной системы» и «Солнце и его характеристики», а фрагменты лекций включать в уроки.

  • В следующем учебном году будет предложен курс доцента СГУ им. Н.Г.Чернышевского и преподавателя физики в Лицее прикладных наук к.ф.-м.н. А.А.Князева (г. Саратов) «Олимпиадный материал в повседневной работе преподавателя физики», посвящённый методике использования самых удивительных и необычных – олимпиадных – задач на обычных уроках в обычной школе. Олимпиадные задачи часто содержат в себе важные дидактические и эстетические моменты. С одной стороны, если в школьных задачниках вместо задач чаще предлагаются упражнения по данной теме, то тексты олимпиадных задач высокого уровня отражают независимый от программ преподавания взгляд на явления и процессы. Эта особенность служит развитию тематики задач. Другой частой и важной особенностью олимпиадных задач является стремление их авторов к поиску варианта текста, при котором решение приобретает лаконичность и элегантность – чуть иная, не столь отточенная постановка условия задачи лишает решение выразительности. Перечисленное вполне можно использовать в педагогической практике для эффективной работы со всеми учащимися класса или группы в режиме демонстрации или публичного обсуждения, не отменяя стандартного задачника – для домашних работ. Выделим по крайней мере три преимущества использования текстов прошедших олимпиад: возбуждение внимания всего класса к интересной теме задачи; разработка конкретной темы на фоне широкого спектра сопутствующих знаний; поддержание профессионального тонуса учителя, постоянное обновление, углубление знаний, а порой и пересмотр сложившихся представлений.

  • В следующем году будут продолжены и оба прошлогодних курса – желающие могут «прослушать» их, подав заявку в установленном порядке, и получить свидетельство. Заметим, что стоимость наших дистанционных курсов составляет всего 990 руб. (а если перечислить оплату до 30 июня, то и вовсе 770 руб.), в то время как стоимость очных курсов – свыше 1000 руб. Кроме того, вам не надо изыскивать средства для долгих (а порой и далёких) командировок. А материал курсов – просто уникальный, такого не найдёте нигде.

С.Я.КОВАЛЁВА,
к.п.н., зам. гл. ред. газеты «Физика»

.  .