Г.П.БРУСЕНЦЕВА,
ГОУ СОШ № 2001, г. Москва

Звёздная азбука

Программа спецкурса. 68 ч (2 ч/нед.). 9-й класс

Пояснительная записка. Программа рассчитана на год обучения детей 14–15-летнего возраста.

Форма организации занятий. Групповые, с наполняемостью до 15 человек.

Актуальность темы. Последнее время астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11-м классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего мира не уделяется должного внимания. Учебные занятия по предлагаемой программе позволяют развить интеллектуальные способности, получить практические навыки работы с оптическими приборами, сформировать общие учебные умения и навыки, развить коммуникативные свойства личности учащихся, воспитать стремление к взаимопомощи. Материал включает вопросы истории, философии, астрономии, математики, физики, геометрии, географии, позволяет интегрировать знания учащихся и помогает формированию единой научной картины мира.

Цель программы. Повышение познавательного интереса учащихся, развитие интеллектуальных способностей детей в процессе учебных занятий.

Задачи программы: развитие познавательного интереса и коммуникативных качеств личности ребёнка; повышение качеств знания и формирования представлений о единой научной картине мира; воспитание активных, положительных качеств личности (ответственности, самостоятельности, способности к взаимопомощи и сотрудничеству).

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обученности детей: участие в интеллектуальных играх, исследование познавательного интереса, составление и разгадывание кроссвордов, подготовка сообщений и докладов, сбор материалов современных научных исследований в области астрономии, итоговые конференции, выставки творческих работ.

В итоге учащиеся должны:

ЗНАТЬ основные понятия геометрической оптики (луч, линза, зеркало, призма), законы отражения и преломления света; устройство телескопа-рефлектора и рефрактора; строение и состав Солнечной системы;

УМЕТЬ получать изображения с помощью линзы и зеркала, спектр с помощью призмы; работать с подвижной картой звёздного неба; определять местоположение наиболее ярких звёзд и известных созвездий на небе; проводить простейшие визуальные наблюдения и наблюдения с помощью телескопа; оформлять протокол наблюдений; готовить сообщения и доклады по изученной теме.

ПРОГРАММА

Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

Теория. Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности при работе с оптическими приборами и в планетарии. Что изучает астрономия?

Тема 2. Из глубины веков (6 ч)

Теория (4 ч). Астрономия наших далёких предков. Обсерватории каменного века. Самая старая обсерватория Европы. Великий Стоунхендж. Первобытные обсерватории нового света. Астрономия на глиняных табличках. Инки на Млечном Пути. Календари ацтеков. Жрецы-астрономы майя.

Практическое занятие (2 ч).

Тема 3. Сказки звёздного неба (10 ч)

Теория (6 ч). Вселенная в греческой мифологии. Осенние созвездия: Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса, Лиры, Ориона, Пегаса, Андромеды, Персея, Цефея, Кассиопеи. Зимние созвездия: Тельца, Близнецов, Большого Пса, Малого Пса. Весенние созвездия: Льва, Рака, Девы. Летние созвездия: Геркулеса, Змееносца, Северной Короны. Из истории созвездий.

Практические занятия (4 ч).

Тема 4. На пути к современной научной картине мира (6 ч)

Теория (4 ч). Первая попытка примирить идеи Галилея и Кеплера. Размышление под яблоней. Телескопы Ньютона. Первый спектроскопист неба. Российская астрономия в эпоху Петра. Звёздный час Ломоносова, Гершеля, Галилея, Струве.

Практическое занятие (2 ч).

Тема 5. История создания оптических приборов (10 ч)

Теория (4 ч). Световые лучи. Прямолинейное распространение света. Линзы. Рефракция в атмосферу. Свойства стекла. Различные виды линз. Наблюдение хода лучей в линзе. Зеркало. Глаз – основной инструмент наблюдателя. Телескопы. Рефракторы и рефлекторы. Понятие об аберрации. Недостатки телескопов и способы их устранения. Радиотелескоп.

Практические занятия (6 ч).

Тема 6. Адреса звёзд (10 ч)

Теория (4 ч). Звёздные карты и каталоги. Ориентирование по звёздам. Наблюдение суточного вращения небесной сферы и распознавание ярких звёзд и созвездий без ПКЗН. Считывание координат звёзд. Определение положения Солнца на любую дату. Определение положения объекта по заданным координатам и их условной видимости на любую дату и время суток.

Практические занятия (6 ч).

Тема 7. Видимое движение Луны, Солнца и планет (8 ч)

Теория (4 ч). Путь Солнца среди звёзд, годичный путь Солнца, зодиакальные созвездия. Движение и фазы Луны. Лунное и солнечное затмения. Блуждающие светила. Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы: кометы, метеоры, метеориты, болиды.

Практические занятия (4 ч).

Тема 8. Календари (5 ч)

Теория (2 ч). Что такое время? Звёздные и солнечные сутки. Солнечные часы. Местное время. Календарные системы различных народов в древности. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. История календаря в России. Всемирный календарь.

Практические занятия (3 ч).

Тема 9. Экскурсии в планетарий (11 ч)

Теория (2 ч). Звёздный дом. Звёздное небо в мифах и легендах. Небо в русских сказках. Проделки Луны. Солнце и его семья. Движение Земли. Звёздные радуги. Игорево затмение. Зоопарк на орбите. Космонавтика для детей. Куда исчезло солнышко?

Практические занятия (9 ч).

Итого: 68 ч.

Литература для учителя

Беляев Н.А., Чурюмов К.И. Комета Галлея и её наблюдения. – М.: Наука, 1985.

Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Космическое земледелие. – М.: Наука, 1985.

Левитан Е.П. Астрономия. – М.: Просвещение, 2000.

Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М.: Наука, 1986.

Методика преподавания астрономии. – М.: Просвещение, 1985.

Литература для детей

Зигель Ф.Ю. Звёздная азбука. – М.: Просвещение, 1981.

Криволуцкий А.Е. Голубая планета. – М.: Мысль, 1985.

Михайлов А.А. Земля и её вращение. – М.: Наука, 1984.

Саркисян Е.А. Небесные светила – надёжные ориентиры. – М.: Просвещение, 1981.

Уипл Ф.Л. Семья Солнца. – М.: Мир, 1984.

Школьный астрономический календарь. – М.: Просвещение, 1990.

Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 2003.

Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 1980.

.  .