Портфолио
И.И.ЖАЛЫБИНА,
школа № 493 ЮВАО, г. Москва
irina1201@list.ru
Природа тел Солнечной системы
Проект: АСТРОНОМИЯ +
ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ + ОКРУЖАЮЩИЙ МИР + ЭКОЛОГИЯ +
ИНФОРМАТИКА, 5 ч. 11-й класс
Цель проекта: выявить особенности планет земной группы,
планет-гигантов и малых тел; выявить важнейшие
направления и задачи исследования и освоения
космического пространства; познакомиться с
основами представлений о происхождении
Солнечной системы.
Проект выполняется шестью
группами по темам: «Земля – планета Солнечной
системы», «Особенности планет земной группы»,
«Особенности планет- гигантов», «Важнейшие
направления и задачи исследования и освоения
космического пространства», «Основы современных
представлений о происхождении Солнечной
системы», «Малые тела Солнечной системы».
Результаты: видеоматериалы,
фотоальбом планет земной группы,
планет-гигантов, спутников планет, малых тел
Солнечной системы; подборка информационных
материалов по заданной теме (сборник рефератов);
модели и макеты Солнечной системы; таблица по
определению наилучшей видимости планет на
заданный момент времени.
1-й этап. Разработка проектного
задания (1-й ч)
Задачи: определение темы,
уточнение целей, акцентирование актуальности
проблемы, выбор рабочих групп и распределение в
них ролей, определение источников информации,
постановка задач, выбор критериев оценки
результатов.
Учащиеся: распределение по
рабочим группам, уточнение информации,
обсуждение задания, формирование задач и
способов взаимодействия, выбор и обоснование
своих критериев успеха.
1-я группа. Земля – планета
Солнечной системы. Основные геофизические
характеристики Земли: размер, плотность,
температура, вращение; внутреннее строение;
строение атмосферы; химический состав; магнитное
поле.
Представление о Земле в
древности. Глобус, карта – условное изображение
поверхности.
Луна – естественный спутник
Земли: система Земля – Луна; фазы Луны;
удалённость; физические условия; рельеф; условия
наступления лунных затмений.
2-я группа. Особенности
планет земной группы (Меркурий, Венера, Марс):
размер, масса, плотность, колебания температуры,
удалённость, период; состав атмосферы; наличие
магнитного поля; отличительные особенности;
наличие спутников; история открытия; спутники
планет; условия наилучшего наблюдения планет.
3-я группа. Особенности
планет-гигантов: размер, масса, плотность,
колебания температуры, удалённость, период;
состав атмосферы; наличие магнитного поля;
отличительные особенности; наличие спутников;
наличие колец; история открытия; условия
наилучшего наблюдения планет.
4-я группа. Важнейшие
направления и задачи исследования и освоения
космического пространства: достижения в
освоении космического пространства Земли, Луны;
значения космических исследований; космические
экспедиции (отечественные и зарубежные); полёты к
планетам-гигантам.
5-я группа. Основы
современных представлений о происхождении
Солнечной системы: строение Солнечной системы;
геоцентрическая и гелиоцентрические системы
мира; развитие представлений о происхождении,
эволюции Солнечной системы.
6-я группа. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, болиды, метеориты;
кометы, их открытие и движение; физическая
природа комет; метеоры и метеоритные породы.
2-й этап. Разработка проекта (2–3-й
ч)
Задачи: сбор и уточнение
информации, обсуждение вариантов, выбор
оптимального, уточнение планов деятельности,
выполнение проектного задания.
Учащиеся: самостоятельная
работа с информацией (индивидуальная, групповая,
парная), анализ, обобщение, синтез идей,
выполнение оформления, представление в группе.
3-й этап. Оценка результатов
(3-й ч)
Задачи: анализ выполнения
проекта, обсуждение достигнутых результатов и
выводов, анализ полноты достижения поставленной
цели.
Учащиеся: коллективный
самоанализ и самооценка.
Учитель: наблюдение и
корректировка анализа.
4-й этап. Защита проекта.
Рефлексия (4–5-й ч)
Задачи: подготовка
сообщений, видеоматериалов, фотоальбомов, схем.
Объяснение полученных результатов. Коллективная
защита проекта.
Учащиеся: защита проектов,
коллективная оценка результатов.
Учитель: участие в
коллективном анализе и оценке результатов
проекта.