Психодидактика – новая отрасль психолого-педагогического знанияПриглашаем на НПК «Психодидактика высшего и среднего образования»В истории педагогических и психологических наук на протяжении многих десятилетий или даже столетий прослеживается сложная, трудноразрешимая проблема – взаимосвязь психологических и дидактических концепций обучения и доведения их до уровня практической деятельности школы. Имеются и другие трудности методологического и практического плана. В дидактике нет полной ясности в категориальной принадлежности многих понятий. Например, совершенно по-разному истолковываются такие понятия, как проблемное обучение, межпредметная связь и др. В дидактических пособиях после анализа основных категорий – цели обучения, задачи, формы организации, принципы, методы – рассматриваются вопросы программированного обучения, проблемного обучения, дидактические игры и ряд других педагогических понятий, которые трудно подвести под единое родовое понятие. Они рассматриваются вне категорий дидактики. В одних работах их называют принципами (принцип проблемности), в других – методами (проблемный метод), в третьих – подходами (проблемный подход). Это говорит о несовершенстве методологического аппарата дидактики. Но однозначное отнесение их к той или иной категории является очень значимым. Если это методы, то их использование не является обязательным для учителя, – методами можно варьировать в зависимости от конкретных ситуаций обучения. Если же это принципы, учитель должен следовать им неукоснительно, чтобы достичь желаемой цели урока. Если это подходы, то совершенно непонятно, к чему они обязывают, т.к. понятие «подход» в дидактике не определено даже теоретически.Поэтому в последнее десятилетие усиленно развивается новая отрасль психолого-педагогического знания – психодидактика, – в рамках которой предложено выделить подобные психолого-педагогические понятия в качестве самостоятельной категории, назвать их методологическими подходами психодидактики и сделать предметом данной отрасли знания. В их перечень в настоящее время включаются: проблемный подход, программированный подход и компьютеризация, дискретный подход, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированнный, коммуникативный, игровой, межпредметный, историко-библиографический, демонстрационно-технический, задачный, модельный. Развитию психодидактики уделяется усиленное внимание в государственных педагогических университетах: Барнаульском (проф. А.Н.Крутский), Башкирском (проф. А.З.Рахимов) и Магнитогорском (проф. А.И.Подольский). После проведения пяти всероссийских научно-практических конференций «Психодидактика высшего и среднего образования», четыре из которых прошли в Барнауле, а одна в Уфе, идеями и технологиями психодидактики заинтересовались учёные и практические работники образования многих регионов России, – свыше тысячи статей были присланы для публикации в сборниках материалов конференций. В настоящее время Барнаульский ГПУ является неофициальным методическим центром по психодидактике. Очередная, шестая, всероссийская НПК проводится в Барнауле 28–30 марта 2006 г. Приглашаем всех желающих принять участие в конференции – либо лично, либо заочно, путём только публикации статьи в сборнике материалов конференции. Для получения приглашения просим выслать заявку на имя Макарова Андрея Николаевича по адресу: 656031, г. Барнаул, Молодёжная, 55, физический факультет. Заявки принимаются до 1 марта 2006 г. Для публикации в сборнике материалов конференции следует в эти же сроки выслать текст статьи на бумажном носителе (объём не более трёх страниц формата А5, шрифт 10) и деньги почтовым переводом (100 руб. за каждую страницу текста). На обратной стороне текста напишите, пожалуйста, все данные об авторах, адрес для обратной связи с почтовым индексом и электронный адрес. К бумажному носителю следует присоединить дискету с той же информацией, конверт с маркой и подписанным обратным адресом для отсылки приглашения. На конференции кроме вышеуказанных методологических подходов к обучению будут рассмотрены и другие проблемы: методологические вопросы психодидактики, педагогическая акмеология и психодидактика, взаимосвязь психологии и педагогики в теории и практике обучения, психологические и дидактические концепции, теории и технологии обучения, психодидактика и модернизация образования, другие вопросы психодидактики. Ваше участие в работе конференции поможет развитию и становлению новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики. Проф. А.Н.КРУТСКИЙ, д.п.н., БГПУ,
|