Лабораторные работы и практикум

  • Головин П.П. Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике: Учебное пособие. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005.

В пособии народного учителя СССР Петра Петровича Головина (golovin_pp@mail.ru, 8–842–542-3568) на 256 страницах представлено описание 60 лабораторных работ по электродинамике по курсу физики средней школы. Об их содержании можно судить по заглавиям тем: «Электризация тел» (1 работа), «Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи» (6 работ), «Способы соединения проводников» (5), «Вольт-амперная характеристика проводников» (3), «Зависимость сопротивления проводника от геометрических размеров, материала и температуры» (3), «Работа и мощность электрического тока» (1), «Химические источники тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи» (3), «Измерительные приборы: амперметр, вольтметр, омметр, авометр, мультиметр» (7), «Индуктивность. Катушка индуктивности» (3), «Электрическая ёмкость. Конденсатор» (3), «Полупроводниковый диод» (2), «Лабораторный источник питания. Переменный ток. Осциллограф. Микрофон. Телефон» (4), «Способы выпрямления переменного тока» (3), «Индуктивное, ёмкостное сопротивления. Закон Ома для цепи переменного тока. Явление резонанса в цепи переменного тока» (9), «Транзистор» (5), «Усилитель звуковой частоты. Радиоприёмник прямого усиления» (2), «Электрическая пайка» (1).

Это пособие – результат многолетних творческих поисков автора, направленных на выявление эффективных методов обучения основам электродинамики и на развитие творческих способностей детей. Обращает на себя внимание добротность самого издания: жёсткий переплёт, высококачественная бумага, ясная печать и чёткие иллюстрации.

Одни работы предлагаются для фронтального выполнения, другие – для физического практикума. Все они имеют единую структуру: цель работы, оборудование, краткая теория, вопросы для самоконтроля по теории, практическая работа, контрольные вопросы и задания. Практическая часть работы в основном состоит из 3–5 заданий, что позволяет учителю дифференцированно подходить к обучению каждого ребёнка в зависимости от его подготовленности, а также использовать их в учебном учреждении любого типа. Например, классы гуманитарного профиля могут ограничиваться выполнением кратковременного индивидуального эксперимента на качественном уровне, а физико-математические классы могут выполнять задания в полном объёме в виде многочасовых исследований.

Экспериментальной базой для выполнения работ служит комплект деталей, разработанный автором и выпускаемый организованной им ученической учебно-методической и производственной фирмой «Импульс» при Ишеевской средней школе Ульяновской области. Используется и стандартное оборудование физического кабинета (амперметр, вольтметр, источник питания, осциллограф и др.).

Автором тщательно продумана вся система работ, приводятся рекомендации по технологии выполнения начальных операций, без чего невозможно собрать ни одной схемы электрической цепи или конструкции. Большое внимание уделяется вопросам техники безопасности.

Использовать пособие в практической работе в значительной степени помогут многочисленные иллюстрации: принципиальные и монтажные схемы, поясняющие расположение деталей на плате, рисунки, поясняющие способы монтажа, внешний вид деталей (чтобы обучаемый мог сам отыскать в наборе нужную деталь).

Имея в виду, что современные школы многопрофильные, а обучение разноуровневое и дифференцированное, автор не счёл нужным увязывать предлагаемые работы с какой-то одной конкретной программой обучения физике. Учитель может сам отбирать нужные работы, содержание и число предлагаемых в них заданий и форму организации деятельности учащихся. Например, одни работы предложить в виде кратковременных опытов, другие – в виде одночасовых лабораторных работ, третьи – в виде индивидуальных многочасовых исследований.

Кроме традиционных и широко известных работ, много оригинальных: изготовление и испытание химического источника тока, знакомство с осциллографом и определение параметров переменного тока по его осциллограмме, сборка и испытание модели омметра, изучение цифрового мультиметра, испытание диодов, транзисторов и усилительных каскадов цифровым мультиметром, изучение устройства и принципа работы электромагнитных телефона и микрофона, сравнение амплитудного и действующего значений переменного напряжения, изучение роли активного, индуктивного и ёмкостного сопротивлений в цепи переменного тока, сборка и испытание переговорного устройства, радиоприёмник прямого усиления, изучение основ электрической пайки и др.

Примечательно, что во многих работах автор не ограничивается экспериментальным подтверждением научных фактов, а предлагая дополнительные задания и вопросы, подчёркивает их «действие» в конкретных жизненных ситуациях.

Хотя книга появилась только в октябре 2005 г., её достоинства и практическую значимость успели высоко оценить учителя физики многих регионов России и СНГ, где П.П.Головин проводил авторские занятия по практической электродинамике школьного курса физики (Северо-Казахстанской и Акмолинской областей Республики Казахстан, Казани, Москвы, Ульяновска), а также студенты Челябинского и Ульяновского ГПУ.

_______________________________________

Пособие написано под научным руководством д.п.н., действительного члена РАО, заслуженного деятеля науки РФ А.В.Усовой и имеет гриф «Допущено» Минобрнауки РФ.

.  .