Добрый день! Мы рады
приветствовать вас в нашем «Интеллектуальном
казино». Темой сегодняшней игры будут науки о
природе: физика, химия и биология. Желающих
принять участие в игре прошу занять места за
игровыми столами.
Правила игры. За каждый стол
садятся 5–6 игроков и помощник крупье, который
собирает ставки и выдаёт дополнительные фишки
игрокам в случае правильного ответа. Все
участники игры получают по пять фишек и карточки
с номерами 1, 2, 3. Игру ведёт крупье. Он предлагает
игрокам делать ставки. Помощники собирают у
желающих ответить на вопрос по одной фишке.
Крупье задаёт вопрос и предлагает три варианта
ответа на него. Играющие поднимают карточку с
номером ответа, который они считают верным.
Крупье объявляет правильный ответ. Помощники
выдают по две фишки тем, кто поднял карточку с
номером правильного ответа. Те, кто ответил
неверно, теряют свою ставку. Проигравшие все свои
фишки выбывают из игры. Побеждает тот, кто набрал
наибольшее количество фишек.
Вопросы
1. Какой учёный первым высказал
предположение, что вещество состоит из отдельных
частиц?
А) М.В.Ломоносов; Б) Демокрит;
В) Д.И.Менделеев.
2. На рисунке изображена модель
атома гелия. Сколько электронов в его ядре?
А) Два; Б) четыре; В) ноль.
3. Что изображено на рисунке?
А) Атом лития; Б) положительный
ион лития; В) отрицательный ион лития.
4. Какой газ является основной
составной частью воздуха?
А) Кислород; Б) водород; В) азот
(более 70%).
5. Каким газом лучше заполнять
воздушные шары?
А) Гелием; Б) водородом; В)
азотом.
6. Какой металл находится в
жидком состоянии при комнатной температуре?
А) Литий; Б) ртуть; В) натрий.
7. Какой из металлов горит?
А) Магний; Б) натрий; В) калий.
8. В начале ХХ в. очень ценился
металл, который называли «крылатым». Это:
А) золото; Б) серебро; В)
алюминий.
9. Какой химический элемент
имеет такое же название, как и планета Солнечной
системы?
А) Плутон; Б) Уран; В) Нептун.
10. Что может быть общего у
растения и математического выражения?
А) Корень; Б) стебель; В) лист.
11. Какой фрукт помог открыть
закон всемирного тяготения?
А) Груша; Б) яблоко; В) апельсин.
12. Растения извлекают воду из
почвы при помощи корней. Какое физическое
явление заставляет воду подниматься вверх по
стволу?
А) Диффузия; Б) смачивание; В)
атмосферное давление.
13. Некоторые растения имеют
восковой налёт на поверхности листа. Для чего он
нужен растению?
А) Защищает от листогрызущих
насекомых; Б) уменьшает нагревание листа солнцем;
В) уменьшает испарение воды с поверхности.
14. Какую силу использует при
движении дождевой червяк?
А) Трения ; Б) упругости; В)
давления.
(Щетинки, покрывающие тело
червя, направлены назад, поэтому они свободно
пропускают его тело вперёд и тормозят обратное
движение.)
15. Какую скорость развивает
птица эму в полёте?
А) 60 км/ч; Б) 120 км/ч; В) страус эму
не летает!
16. Как известно, рыбам для
дыхания нужен кислород. Благодаря какому
физическому явлению кислород проникает в воду?
А) Смачиванию; Б) диффузии; В)
конвекции.
17. Плавательный пузырь
позволяет рыбе держаться на некоторой глубине.
Какая сила работает при этом?
А) Сила тяжести; Б) вес; В)
архимедова сила.
18. Рыба-прилипала
путешествует, прикрепившись к телу акулы. Какую
силу использует прилипала, чтобы удержаться на
теле хозяина?
А) Архимедову силу; Б) силу
давления; В) силу трения.
19. Выйдя из воды, собака
встряхивается. Какое физическое явление
помогает ей обсушиться?
А) Смачивание; Б) инерция; В)
испарение.
20. Какой вид теплопередачи
помогает животным и птицам пережить зимние
холода?
А) Теплопроводность; Б)
конвекция; В) излучение.
Подведение итогов игры. Помощники
подсчитывают, сколько фишек собралось у каждого
игрока, и объявляют результат. Участники игры,
набравшие по 25 фишек, получают «золотые» жетоны и
оценки «5» по физике, химии и биологии; набравшие
20–24 фишки – «серебряные» жетоны и оценки «5» по
двум из трёх предметов.
Литература
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках
физики. – М.: Просвещение, 1988.
Алла Алексеевна Кузьмичёва –
выпускница МГПИ им. В.И.Ленина 1983 г.,
педагогический стаж 22 года, учитель физики и
астрономии высшей квалификационной категории.
Все её ученики очень талантливы:
«экспериментаторы» конструируют приборы из
подручных материалов и самостоятельно исследуют
физические явления, «теоретики» решают самые
трудные задачи, а «лирики» сочиняют сказки, стихи
и даже частушки о законах природы. Им очень
нравятся нетрадиционные элементы урока.
Например, когда проверка домашнего задания
проходит в форме игры «Интеллектуальное казино»
или решения кроссворда, когда с выталкивающей
силой их знакомит небольшая инсценировка
легенды об Архимеде, когда астероиды изучаются в
виртуальном путешествии по компьютерной модели
Вселенной. А в игру «Кто хочет стать отличником?»
с удовольствием играют даже старшеклассники, тем
более что пятёрки в этой игре они получают самые
настоящие.