Учебная литератураН.И.ГУТОРОВА,школа № 2006, г. Москва Знакомьтесь, новый учебник!
________________ *Допущено МО РФ к использованию в учебном процессе. Учебники УМК Л.С.Хижняковой и др. привлекательны тем, что теоретический материал курса основной школы представлен в них в полном объёме, т.е. нет необходимости работать с другими учебными пособиями. Содержание теории лаконично и хорошо усваивается учениками. В учебниках достаточное количество наглядных примеров, в том числе примеров решения задач, вопросы после каждого параграфа точно ориентируют ученика на осмысление и закрепление изученного материала. Эти учебники содержат задания, способствующие формированию и развитию экспериментальных навыков учащихся, а также описания лабораторных работ с учётом погрешности измерений. Рабочие тетради для учащихся содержат много заданий и упражнений (что позволяет не привлекать дополнительные дидактические материалы), а также контрольные работы в двух вариантах по каждой теме. Пособие для учителя содержит общие вопросы планирования учебно-воспитательного процесса, поурочное планирование, общие методические рекомендации по изучению всех разделов систематического курса физики и порядок демонстраций. Структура учебников и всего УМК в целом базируется на исследованных факторах и выводах современных педагогов-психологов. В основу модернизации физического образования может быть положена концепция П.Я.Гальперина (см. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Издательство МГУ, 1976; Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Издательство МГУ, 1985.) поэтапного формирования умственных действий и понятий. Она предполагает три этапа: пропедевтический курс физики (начальная школа и 5–6-й классы); систематический (7–9-й классы) и профильный (старшая школа). Предложенная им универсальная модель организации учебного процесса на каждом этапе разбивает процесс освоения учащимися умственных действий, в свою очередь, на пять этапов: осознание схемы ориентирующей основы действия; формирование материальных действий с натуральными объектами изучения; внешняя речь, громкоречевая деятельность; внутренняя речь, выполнение действий в речи про себя; применение ранее полученных действий в заданной ситуации. Именно такая модель использована авторами обсуждаемых учебников при разработке вопросов для самоконтроля, которые приводятся в конце каждого параграфа. Как правило, таких вопросов пять, и каждый соответствует перечисленным выше этапам по П.Я.Гальперину. В.В.Давыдов обосновал деятельностную природу понятий как теоретических обобщений. Его основные принципы: обучаемые должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане; у обучаемых нужно сформировать такие предметные действия, посредством которых они могут в учебном плане выявить и в моделях воспроизвести сущностную связь объекта, а затем изучить её свойства; все понятия, конструирующие данный учебный материал, должны усваиваться путём рассмотрения предметно-материальных условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия не даются как «готовые знания»). За обобщением лежит особая деятельность, посредством которой осуществляется движение мысли от одного содержания к другому. Лишь в таких переходах от одного понятия в другое все они вместе и могут воспроизводить действительность. В.В.Давыдов считает необходимым переориентировать формирование мышления детей с рассудочно-эмпирического на научно-теоретическое. Эти принципы также учтены авторами обсуждаемых учебников, рубрики рабочей тетради соответствуют идеям Давыдова. Предметные действия в курсе физики – это физический эксперимент, но не только, – это и умственные действия с моделями материальных объектов и их отношениями при решении задач. Знания общего и абстрактного характера включают теоретические (модельные) объекты и основные законы теорий, оперирующие теоретическими объектами. Всеобщая связь объектов природы выражается в их взаимодействии. Данный экспериментальный систематический курс физики для основной школы строится на базе теоретических обобщений физики на уровне понятий, физических законов, идей фундаментальных теорий. Содержание учебного материала каждого раздела физики (механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики) систематизировано на основе понятий, законов и идей физических теорий. Такая трансформация физических теорий в учебный материал курса проведена с учётом возрастных особенностей учащихся и связей физики с другими учебными дисциплинами. Каждая система учебного материала разделов курса имеет примерно одинаковую структуру. Это описание: опытов, идеализированных объектов; фундаментальных понятий, законов, следствий, вытекающих из законов; практических приложений; эмпирических и теоретических методов исследования природы. Все составляющие системы научных знаний объединены циклом научного познания: факты–модели–следствия–эксперимент. Реализация учителем в своей профессиональной работе идей нового учебника, в частности, системного и деятельностного подходов, предполагает знание учителем содержательной структуры и системных свойств физических теорий. В целом же весь УМК позволяет учителю давать уроки на высоком профессиональном уровне. |