*Повышенный уровень, превышение стандарта: учитель объясняет, но не спрашивает его усвоение у всех школьников. Этот материал не выносится на итоговый контроль.
Основные идеи:
– в непрерывно изменяющемся мире
существуют сохраняющиеся величины;
– кроме импульса учёными была обнаружена вторая
сохраняющаяся величина – энергия;
– существуют два вида механической энергии: а)
энергия движения частиц – кинетическая энергия;
б) энергия взаимодействия частиц –
потенциальная энергия;
– закон сохранения механической энергии может
быть выведен как теоретически, с применением
второго закона Ньютона, так и экспериментально;
– закон сохранения энергии является
универсальным, он применим не только к
механическим, но и ко всем другим явлениям
природы: тепловым, электрическим, магнитным,
атомным и ядерным;
– работа силы является мерой изменения и
превращения энергии: а) работа равнодействующей
силы есть мера изменения кинетической энергии
тела; б) работа силы тяжести есть мера изменения
кинетической энергии и одновременно мера
изменения потенциальной энергии, взятой со
знаком «минус»; в) работа силы упругости есть
мера изменения кинетической энергии и
одновременно мера изменения потенциальной
энергии, взятой со знаком «минус»; г) работа
внешней силы есть мера изменения полной
механической энергии – суммы кинетической и
потенциальной энергии тела;
– одни и те же задачи механики можно решать
различными методами: кинематическим,
динамическим и энергетическим.
Основные физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия.
Основные законы: закон сохранения механической энергии, уравнение Бернулли.
Экспериментальные умения: измерение скорости, кинетической и потенциальной энергии, мощности тела, коэффициента полезного действия простых механизмов.
ОСУ. Демонстрационное экспериментальное исследование (ЭИ) 1.1 (цель – установить сохранение величины m2). Введение новой физической величины – кинетической энергии. ЭИ 1.2 (цель – показать, что в отличие от импульса кинетическая энергия не сохраняется при неупругих взаимодействиях).
ДЗ. § 1.1; упр. 1–4 к § 1.3.
ОСУ. Введение новой физической величины – потенциальной энергии. Зависимость значения потенциальной энергии от выбора нулевого уровня отсчёта. Демонстрационное ЭИ 1.3 (цель – доказать, что увеличение кинетической энергии тела происходит за счёт уменьшения его потенциальной энергии). Закон сохранения механической энергии к движению тел под действием силы тяжести.
ДЗ. § 1.2, 1.3; вопросы для самопроверки; упр. 5–7 к § 1.3.
ОСУ. Решение задач на расчёт кинетической и потенциальной энергии реальных тел, а также на применение закона сохранения энергии к движению тел под действием силы тяжести.
ДЗ. § 1.3; упр. 9.
ОСУ. Понятие о потенциальной энергии деформированной пружины. Демонстрационное ЭИ 1.4, цель которого – получить выражение для расчёта потенциальной энергии растянутой пружины. ЭИ 1.5 (цель – проверить выполнение закона сохранения энергии).
ДЗ. § 1.4; задания для самопроверки; упр. 1–8.
Домашнее экспериментальное исследование (ДЭИ). Рассчитайте теоретически высоту, на которую может подняться стрела самодельного лука, и проверьте полученный результат на опыте.
ОСУ. Установление связи между действием на тело силы и изменением его кинетической энергии. Введение понятия – работа силы как мера превращения одного вида механической энергии в другой. Вывод формулы для расчёта работы силы. ЭИ 1.6 (цель – сравнить изменение полной механической энергии и работу силы трения).
ДЗ. § 1.5; упр. 1–4.
ОСУ. Связь работы внешней силы с изменением полной механической энергии тела. Решение задач.
ДЗ. § 1.5; упр. 5–8.
ОСУ. Простые механизмы. Золотое правило механики. «Вечные двигатели». Решение задач.
ДЗ. § 1.6, 1.7; упр. 1–5 к § 1.7.
ОСУ. Мощность. Единицы мощности. Фронтальное ЭИ 1.7 (цель – оценка мощности, развиваемой каждым учеником при прыжке в высоту с места). Решение задач.
ДЗ. § 1.6; упр. 1–6.
ОСУ. Устойчивое равновесие с точки зрения динамического и энергетического подходов. Принцип минимума потенциальной энергии. Решение задач.
ДЗ. § 1.8; пример решения задачи; упр. 1–4.
1. Как называется единица работы в Международной системе единиц?
А) ньютон; Б) ватт; В) джоуль; Г) килограмм.
2. На рисунке представлены три варианта взаимного расположения векторов силы F, действующей на тело, и скорости тела. В каком случае работа силы F положительна?
А) В 1-м; Б) во 2-м; В) в 3-м; Г) во всех случаях.
3. Какое выражение определяет потенциальную энергию сжатой пружины?
А) kх; Б) kх2; В) kх2/2; Г) kх/2.
4. Как изменится потенциальная энергия упруго деформированного тела при увеличении его деформации в три раза?
А) Не изменится; Б) увеличится в 3 раза; В) увеличится в 9 раз; Г) увеличится в 27 раз.
5. Как изменится кинетическая энергия тела при увеличении его скорости в 3 раза?
А) Не изменится; Б) увеличится в 3 раза; В) увеличится в 9 раз; Г) увеличится в 27 раз.
6. Какие из вершин тележка НЕ СМОЖЕТ преодолеть после спуска из состояния покоя с первой «горки», изображённой на рисунке, если потерями энергии пренебречь?
А) 1, 2; Б) 2; В) 2, 3; Г) 1, 2, 3.
7. На рисунке представлена траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту. В какой точке траектории сумма кинетической и потенциальной энергий тела имела минимальное значение?
А) В 1-й; Б) во 2-й; В) в 3-й; Г) во всех точках одинаковое.
8. Шар массой 0,2 кг двигался со скоростью 4 м/с. После удара о стенку он стал двигаться в противоположном направлении со скоростью 3 м/с. Какая энергия потеряна шаром в результате взаимодействия?
А) 0,35 Дж; Б) 0,7 Дж; В) 1,6 Дж; Г) 2,5 Дж.
9. Два автомобиля одинаковых масс m движутся со скоростями и 3 относительно Земли навстречу друг другу. Чему равна кинетическая энергия второго автомобиля в системе отсчёта, связанной с первым автомобилем?
А) m2; Б) 2m2; В) 4 m2; Г) 8 m2.
10*. Ниже приведена цитата из работы Гюйгенса 1668 г., которая иллюстрирует современные законы сохранения механики: «Если два одинаковых [упругих] тела, движущихся с одинаковой скоростью навстречу друг другу, сталкиваются <…>, то каждое из них отскакивает назад с той же скоростью, с какой ударились». Описанное явление иллюстрирует: 1) закон сохранения импульса; 2) закон сохранения энергии. Что правильно?
А) Только 1; Б) только 2; В) и 1, и 2; Г) ни 1, ни 2.
11*. Для растяжения первоначально недеформированной пружины на 2 см потребовалось совершить работу 12 Дж. Какая работа потребовалась бы для растяжения пружины не на 2 см, а на 1 см?
А) 3 Дж; Б) 4 Дж; В) 6 Дж; Г) 12 Дж.
Основные идеи:
– колебательные процессы – наиболее распространённые процессы в природе (живой и неживой) и технике;
– для колебательных процессов решение основной задачи механики – нахождение координат и скорости в заданный момент времени – не является актуальной. Это связано с тем, что основные понятия, характеризующие колебательные процессы, носят интегральный характер, описывая процесс во всём временном интервале. Это такие понятия, как период и частота колебаний, их амплитуда;
– закономерности колебаний можно установить на простых опытах, которые можно провести даже в домашних условиях;
– зависимость периодов колебаний различных колебательных систем от их параметров несложно получить экспериментальным путем;
– строгий вывод формул периодов колебаний возможен только на основе применения сложного математического аппарата – дифференциальных уравнений второго порядка;
– для простейших колебательных систем, таких как математический и пружинный маятники, колебания тела на поверхности воды и некоторых других простых систем вполне корректный количественный вывод возможен при использовании законов динамики.
Основные понятия: свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, незатухающие колебания, резонанс, механические волны, продольные и поперечные волны, звуковые волны.
Основные физические величины: частота, период, амплитуда колебаний, длина волны, скорость распространения волны.
Основные законы и закономерности: закономерности свободных колебаний – условия их возникновения, зависимость частоты и периода свободных колебаний от параметров колебательной системы, закономерности вынужденных колебаний, сущность и причины возникновения явления резонанса, образование волновых процессов, соотношение между длиной волны, скоростью распространения волны и её частотой.
Экспериментальные умения: измерение периода и частоты колебаний, длины волны, скорости распространения звука.
ОСУ. Колебания в природе и технике. Механические колебания. Период и частота колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие и незатухающие колебания.
ДЗ. § 2.1, 2.2; вопросы для самопроверки.
ОСУ. Нитяной маятник. Модель реального маятника – математический маятник. ЭИ 2.1 (цель – изучить закономерности свободных колебаний нитяного маятника).
ДЗ. § 2.3.
ОСУ. Пружинный маятник – колебание груза на пружине. ЭИ 2.2 (цель – изучить закономерности свободных колебаний груза на пружине).
ДЗ. § 2.4.
ОСУ. Теоретические формулы для расчёта периодов колебаний нитяного и пружинного маятников. ЭИ 2.3, 2.4 (цель – проверка теоретических формул).
ДЗ. § 2.5; упр. к § 2.6.
ОСУ. Демонстрационное ЭИ 2.5 (цель – экспериментальная проверка формулы периода колебаний пробирки, плавающей в вертикальном положении в сосуде с водой).
ДЗ. § 2.6; упр.
ОСУ. Задачи из упр. к § 2.6. Для сильных учеников можно предложить ряд задач на расчёт периодов более сложных колебательных систем. Например, рассчитать период колебаний груза массой m, подвешенного на двух последовательно соединённых пружинах жёсткостью k, а также на двух параллельно соединённых одинаковых пружинах жёсткостью k.
(Ответы. )
ОСУ. ЭИ 2.6 (цель – изучение явления резонанса. Условия возникновения резонанса). Учёт и использование этого явления в технике и повседневной жизни.
ДЗ. § 2.7; ДЭИ: цель – изучение условия возникновения резонанса.
ОСУ. Механические волны. Упругие среды. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Двойная периодичность волны во времени и пространстве.
ДЗ. § 2.7; упр. 1–3.
ОСУ. Звуковые волны. ЭИ 2.7 (цель – установить зависимость высоты звука от частоты колебаний звуковой волны). ЭИ 2.8, 2.9 (цель – оценка длины звуковой волны и выявление условия резонанса звуковых колебаний).
ДЗ. § 2.9. Вопросы для самопроверки.
ДЭИ: изучение зависимости высоты тона звука от частоты колебаний ножовочного полотна, принципа работы нитяного телефона, причины звучания стеклянных бокалов.
1. За 5 с маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?
А) 0,5 с; Б) 2 с; В) 5 с; Г) 50 с.
2. На графике показано, как меняется во времени скорость груза, подвешенного на нити. Частота колебаний скорости груза равна:
А) 2 Гц; Б) 1 Гц; В) 0,5 Гц ; Г) 20 Гц.
3. Как изменится период колебаний груза на пружине, если массу груза увеличить в 4 раза?
А) Увеличится в 4 раза; Б) увеличится в 2 раза; В) уменьшится в 2 раза; Г) уменьшится в 4 раза.
4. Каким выражением определяется период колебаний груза массой m на пружине жёсткостью k?
A) Б) В) Г)
5. Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина уменьшится в 9 раз?
А) Увеличится в 3 раза; Б) увеличится в 9 раз; В) уменьшится в 3 раза; Г) уменьшится в 9 раз.
6. Тело, подвешенное на пружине, совершает гармонические колебания с частотой . С какой частотой происходит изменение потенциальной энергии упругой деформации пружины?
А) /2; Б) ; B) 2; Г) Потенциальная энергия не изменяется.
7. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы при постоянной амплитуде колебаний этой силы?
А) Совсем не зависит от частоты;
Б) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
В) непрерывно убывает с увеличением частоты;
Г) сначала возрастает, достигает максимума, а потом убывает.
8. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?
А) Во всех направлениях;
Б) только в направлении распространения волны;
В) только перпендикулярно распространению волны;
Г) в направлении распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
9. От чего в основном зависит громкость звука?
А) От частоты колебаний;
Б) от амплитуды колебаний;
В) от частоты и амплитуды;
Г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.
10. Динамик подключён к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с.
А) 0,5 м; Б) 1 м; В) 2 м; Г) 57 800 м.
11. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 20 Дж, максимальное значение кинетической энергии 20 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза?
А) От 0 до 20 Дж; Б) от 0 до 40 Дж; В) всегда равна 40 Дж; Г) всегда равна 20 Дж.
12. В работе К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903–1911 гг.) есть такой фрагмент: «Мы, отправившись в полёт в ракете, будем испытывать весьма странные, совсем чудесные, неожиданные ощущения… Ракета дрогнула и двинулась в путь, мы страшно отяжелели, примерно в 10 раз. Об этом нам бы возвестили пружинные весы, ускоренные качания маятника (в три с лишним раза более частые)». Это описание можно считать:
А) результатом наблюдений;
Б) экспериментальным фактом;
В) выводами теории, которые затем подтвердились на практике;
Г) гипотезой, которая ещё требует проверки.
Основные идеи:
– внутренняя энергия системы тел может изменяться при совершении работы и при теплопередаче. Внутренняя энергия системы возрастает, если работа совершается внешними силами, и убывает при совершении работы внутренними силами самой системы. Внутренняя энергия системы возрастает, если ей передаётся некоторое количество теплоты от других тел, и, наоборот, убывает, если эта система передаёт некоторое количество теплоты другим телам. Система наблюдения и анализа этих явлений приводит к формулировке первого закона термодинамики: изменение внутренней энергии системы равно разности между полученным системой количеством теплоты и работой, совершённой системой против внешних сил;
– теплообмен как самопроизвольный процесс состоит в передаче тепла от более нагретых тел к менее нагретым. В обратном направлении тепло само по себе не передаётся, поэтому процесс теплообмена называют необратимым. В теплоизолированных системах теплообмен приводит все тела к тепловому равновесию. Состояние тел при тепловом равновесии характеризуется определённой температурой. Обобщением наблюдения явлений теплообмена является второй закон термодинамики, суть которого – направленность и необратимость тепловых процессов;
– основными методами исследования тепловых явлений, которые проводят учащиеся, являются: наблюдение, измерение и сравнение физических величин, экспериментальная проверка уравнения теплового баланса для теплоизолированных систем, а также использование этого уравнения для расчёта величин, характеризующих тепловые процессы.
Основные понятия: тепловое равновесие, теплообмен, теплопроводность, конвекция, излучение, необратимость тепловых процессов.
Основные изучаемые величины: внутренняя энергия, количество теплоты, работа, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, КПД тепловых машин.
Основные изучаемые законы: первый и второй законы термодинамики.
Экспериментальные умения, которыми должны овладеть учащиеся: измерение температуры, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества.
ОСУ. Термодинамика. Понятие о внутренней энергии. ЭИ 3.1 (цель – убедиться, что при совершении работы силой трения происходит увеличение внутренней энергии тела). ЭИ 3.2 (цель – убедиться, что механическая работа может совершаться за счёт уменьшения внутренней энергии).
ДЗ. § 3.1, упр., ДЭИ; вопросы для самопроверки с подбором собственных примеров.
ОСУ. Формирование понятий теплообмен и тепловое равновесие, использование теплообмена на практике. ЭИ 3.3 (цель – показать, что в системе нескольких тел процесс теплообмена приводит к тепловому равновесию этих тел).
ДЗ. § 3.2, упр. 1–5.
ОСУ. Формирование на основе жизненного опыта и наблюдений учащихся понятия о разных видах теплообмена: теплопроводности, конвекции и излучении. Использование этих явлений на практике. При выполнении исследований 3.4 и 3.5 учащиеся получают возможность убедиться экспериментально в том, что теплопроводность различных веществ и материалов различна, что конвекция в природе есть следствие разной нагретости слоёв жидкостей и газов, что лучистый теплообмен зависит от цвета тел, участвующих в теплообмене.
ДЗ. § 3.3; упр. 1–8.
ОСУ. Формирование понятия температура. ЭИ 3.6–3.8 (цель – установить эффект расширения твёрдых тел, жидкостей и газов при нагревании). Ознакомление учащихся со шкалами измерения температуры Цельсия и Кельвина.
ДЗ. § 3.4; упр. 1–3; ДЭИ.
ОСУ. Выяснение путём анализа известных из повседневного опыта явлений того факта, что передаваемое при теплообмене количество теплоты пропорционально разности температур и массе вещества. Введение понятия удельная теплоёмкость вещества, вывод формулы для её расчёта. Сравнение удельных теплоёмкостей разных металлов в процессе выполнения исследования 3.9. Введение понятия теплоизолированная система на примерах термоса и калориметра. Демонстрация на исторических опытах Джоуля эквивалентности работы и количества теплоты как мер изменения внутренней энергии тела. Экспериментальная проверка закона сохранения энергии в теплоизолированной системе. Проверка выполнения закона сохранения энергии в ходе экспериментального исследования 3.10.
ДЗ. § 3.5; упр. 1–4.
ОСУ. Выяснение путём анализа известных из повседневного опыта явлений того факта, что выделяемое при сгорании топлива количество теплоты пропорционально массе вещества и зависит от его свойств. Введение понятия удельной теплоты сгорания вещества, вывод формулы для её расчёта.
ДЗ. § 3.6; упр. 1–3.
ОСУ. Формулировка закона сохранения энергии (в процессе анализа и обобщения данных об известных повседневных явлениях): сумма кинетической, потенциальной и внутренней энергий в замкнутой и теплоизолированной системе тел не изменяется (Ep+Ek+U=const); в частном случае, когда работа силой трения не совершается, а происходит только теплообмен в теплоизолированной системе, количество теплоты, отданное всеми остывающими телами, равно количеству теплоты, полученному всеми нагревающимися телами, т.е. выполняется уравнение теплового баланса. ЭИ 3.11 (цель – измерение удельной теплоёмкости образца).
ДЗ. § 3.7; упр. 1–4; ДЭИ.
ОСУ. Решение задач на основе применения закона сохранения энергии в замкнутой и теплоизолированной системе.
ДЗ. Подбор собственных примеров явлений, которые с той или иной степенью приближения можно считать происходящими в замкнутой теплоизолированной системе. Составление и решение трёх задач о таких системах с использованием таблиц 3.2, 3.3.
ОСУ. Показ на анализе известных учащимся явлений, что о теплоизолированных системах можно говорить лишь условно, с той или иной степенью приближения. Показ на опыте, что в неизолированной системе изменение внутренней энергии равно разности между количеством теплоты, полученной системой, и работой, совершённой системой против внешних сил. Применение первого закона термодинамики для анализа различных явлений.
ДЗ. § 3.8; упр. 1–6; вопросы для самопроверки с подбором собственных примеров.
ОСУ. Установление того, что двигатели независимо от конструкции совершают работу за счёт количества теплоты, поступающего к рабочему телу (чаще всего газу или пару) от нагревателя. За цикл U рабочего тела = 0. Ознакомление учащихся с основными видами тепловых двигателей и принципами их действия. Показ того, что развитие науки и техники связано друг с другом, интернационально, подчёркивание роли отечественных учёных и инженеров.
ДЗ. § 3.9; вопросы для самопроверки с подбором собственных примеров.
ОСУ. Рассказ об историческом открытии Карно, выяснение неизбежности ограничения КПД тепловых двигателей, его зависимости от разности температур нагревателя и холодильника. Разъяснение смысла второго закона термодинамики: формулировки Клаузиуса и Томсона. Показ того, что стремление учёных и инженеров найти способы максимального повышения КПД тепловых двигателей имеет не только экономическое, но и экологическое значение, что повышение КПД тепловых двигателей способствует сбережению топливных ресурсов и является средством против загрязнения окружающей среды.
1. Tепловым движением называется:
А) прямолинейное движение отдельной молекулы;
Б) равномерное движение отдельной молекулы;
В) упорядоченное движение большого числа молекул;
Г) непрерывное, беспорядочное движение большого числа молекул.
2. Стальную пластину поместили на горячую электрическую плиту. Внутренняя энергия пластины:
А) увеличивается в основном из-за теплопередачи;
Б) увеличивается в основном из-за совершения работы;
В) увеличивается в основном из-за теплопередачи и совершения работы;
Г) не изменяется.
3. При смешивании двух газов с молекулами разной массы выравниваются:
А) средние скорости их молекул;
Б) массы их молекул;
В) средние кинетические энергии хаотического движения их молекул;
Г) внутренние энергии газов.
4. Вода, термос и стакан охлаждены до температуры холодильника. Воду налили в термос и в стакан, закрыли оба сосуда и поместили в холодильник. Как изменится температура воды в термосе и в стакане через час?
А) В термосе – не изменится, в стакане – понизится;
Б) в обоих случаях понизится;
В) в термосе – понизится, в стакане – не изменится;
Г) в обоих сосудах не изменится.
5. Какой вид теплопередачи обеспечивает в основном обогревание комнаты от батареи водяного отопления?
А) Конвекция;
Б) теплопроводность;
В) излучение;
Г) все три способа теплопередачи примерно в равной мере.
6. Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?
А) Только теплопроводность;
Б) только излучение;
В) только конвекция;
Г) излучение и теплопроводность.
7. В стакане было 50 г воды при температуре 20 °С. Какой станет температура смеси при доливании в стакан 100 г воды при температуре 50 °С?
А) 70 °С; Б) 40 °С; В) 35 °С; Г) 30 °С.
8. Два тела равной массы нагрели с помощью общего нагревателя на одинаковое число градусов. Какое из них нагрелось быстрее, если известно, что удельная теплоёмкость первого больше удельной теплоёмкости второго?
А) Первое; Б) второе; В) время нагрева в обоих случаях одинаково; Г) ответ неоднозначен.
9. Газ получил количество теплоты 100 Дж, при этом его внутренняя энергия уменьшилась на 100 Дж. Чему равна работа, совершённая газом?
А) 100 Дж; Б) 200 Дж; В) –200 Дж; Г) 0 Дж.
10. Газ совершил работу 400 Дж, при этом его внутренняя энергия уменьшилась на 100 Дж. Чему равно количество теплоты, которое получил (или отдал?) газ в этом процессе?
А) Газ получил 500 Дж; Б) газ получил 300 Дж; В) газ отдал 500 Дж; Г) газ отдал 300 Дж.
11. В тепловых двигателях:
А) механическая энергия полностью превращается во внутреннюю;
Б) внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую;
В) внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую;
Г) механическая энергия частично превращается во внутреннюю.
12. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, поршень движется, сжимая горючую смесь. Как называется этот такт?
А) Выпуск; Б) рабочий ход; В) впуск; Г) сжатие.
13. Тепловая машина с КПД, равным 25%, за один цикл работы получает от нагревателя 80 Дж. Полезная работа, совершаемая машиной за цикл, равна:
А) 20 Дж; Б) 60 Дж; В) 80 Дж; Г) 320 Дж.
Основные идеи:
– cостояние вещества (газообразное, жидкое или твёрдое) при атмосферном давлении зависит от температуры, которая характеризует среднюю кинетическую энергию хаотического движения частиц, из которых состоит вещество (молекул, атомов и ионов);
– в газах частицы вещества сильно удалены друг от друга и взаимодействуют друг с другом только через упругие соударения. Суммарное действие хаотических ударов частиц проявляется как давление на стенки сосуда, в котором заключён газ. Зависимость давления от среднего импульса и частоты ударов частиц вещества проявляется как зависимость между объёмом и давлением газа при постоянной температуре и как зависимость давления газа от температуры при постоянном объёме;
– в конденсированном состоянии (жидком и твёрдом) частицы вещества расположены близко друг к другу и связаны молекулярными (электрическими) силами притяжения и отталкивания;
– в жидкостях частицы жёстко связаны друг с другом, но между ними существует только ближний порядок, поэтому жидкости обладают текучестью. Вследствие действия сил притяжения частицы вещества в жидкостях удерживаются вместе, свободная поверхность жидкости находится в состоянии натяжения;
– вследствие хаотичности теплового движения среди частиц находятся такие, которые обладают достаточной кинетической энергией, чтобы преодолеть силы притяжения, т.е. испариться; при испарении жидкость покидают наиболее «энергичные» молекулы, т.е средняя кинетическая энергия молекул жидкости убывает, происходит охлаждение;
– при определённой температуре (равной точке кипения) давление насыщенных паров становится равным атмосферному давлению, происходит кипение жидкости. На разрыв молекулярных связей идёт весь приток энергии от более нагретых тел. Поэтому при кипении температура остаётся постоянной в течение всего процесса. Аналогичные явления происходят при конденсации жидкости из газообразного состояния;
– в твёрдом состоянии частицы вещества жёстко связаны друг с другом. В их расположении существует дальний порядок. Частицы вещества колеблются относительно положений своего равновесия. Закон Гука для упругих деформаций является следствием сил взаимодействия между частицами вещества;
– при повышении температуры скорость хаотических колебательных движений частиц вещества в твёрдом состоянии возрастает. При определённой температуре (точке плавления) связи между частицами разрываются, при этом весь приток внутренней энергии от нагревателя идёт на разрушение связей между частицами вещества и температура остаётся постоянной до конца процесса;
– при нагревании твёрдые тела расширяются, т.к. при увеличении амплитуды колебаний частиц увеличивается среднее расстояние между атомами.
Основные понятия: диффузия, броуновское движение, взаимодействие молекул, идеальный газ, испарение, кипение, конденсация, плавление, кристаллизация, модель жидкости, модель твёрдого тела, расширение тел при нагревании, влажность воздуха.
Основные физические величины: абсолютная температура, температура кипения, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации), удельная теплота плавления (кристаллизации).
Основные изучаемые законы: зависимость давления газа от температуры (при постоянном объёме), зависимость давления газа от объёма (при постоянной температуре), зависимость объёма газа от температуры (при постоянном давлении).
Экспериментальные умения, которыми должны овладеть учащиеся: измерение температуры кипения, температуры плавления, удельной теплоты парообразования, удельной теплоты плавления, относительной влажности воздуха.
ОСУ. Газы и пары – одно из состояний вещества. Исследование 4.1 по оценке расстояния между молекулами в газах. Хаотическое движение молекул газа. Механическая модель газа. Установление зависимости объёма газа от его давления с помощью механической модели (исследование 4.2). Экспериментальное исследование 4.3: установление зависимости давления газа от его объёма при постоянной температуре.
ДЗ. § 4.1; ДЭИ: проверка закона Бойля–Мариотта.
ОСУ. Открытие броуновского движения. Особенности броуновского движения. Исследование 4.4 с целью проверки закономерностей броуновского движения при помощи модели этого явления. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Зависимость средних квадратов скоростей частиц вещества от их массы.
ДЗ. § 4.2; упр.
ОСУ. Наблюдение диффузии в жидкости и в газе. Объяснение этого явления на основе ранее изученных свойств движения атомов и молекул вещества в газообразном состоянии. Выдвижение обоснованных предположений о протекании явлений диффузии в разных средах и экспериментальная проверка выдвинутых гипотез (исследование 4.5).
ДЗ. § 4.3; ДЭИ 1, 2.
ОСУ. Выдвижение гипотезы о зависимости давления газа при постоянном объёме от его температуры. Проверка гипотезы в ходе ЭИ 4.6. Историческая справка о достижениях отечественных и зарубежных учёных в области изучаемых явлений.
ДЗ. § 4.4; упр. 1–3.
ОСУ. Исследование 4.7: конструирование газового термометра.
ДЗ. § 4.5; ДЭИ: установление зависимости объёма данной массы газа от температуры (при постоянном давлении).
ОСУ. Свойства твёрдых тел. Выдвижение гипотезы о существовании сил взаимодействия между атомами и молекулами вещества. Проверка выдвинутой гипотезы экспериментально. Конструирование модели взаимодействия частиц вещества в твёрдом и жидком состояниях. Объяснение на основе этой модели свойств вещества.
ДЗ. § 4.6; ДЭИ: конструкторское задание; упр. 1–4.
ОСУ. Модель молекулярного строения жидкости. Исследование 4.8: оценка диаметра молекулы олеиновой кислоты.
ДЗ. § 4.7.
ОСУ. Особенности свободной поверхности жидкости и их объяснение на основе молекулярного строения вещества. Поверхностное натяжение. Явления смачивания и несмачивания. Объяснение этих явлений на основе молекулярного строения жидкости.
ДЗ. § 4.8; упр. № 1–6.
ОСУ. Явления испарения и конденсации. Объяснение этих явлений на основе молекулярно-кинетической теории. Ненасыщенный и насыщенный пары. Отличие свойств насыщенного пара от свойств газа и наблюдение этого отличия экспериментально. Относительная влажность воздуха. Наблюдение явления образования росы при понижении температуры и использование этого явления для определения относительной влажности воздуха. Волосяной гигрометр. ЭИ 4.9 (цель – убедиться в независимости давления насыщенного пара от его объёма).
ДЗ. § 4.9; упр. 1–5.
ОСУ. Наблюдение явления охлаждения жидкости при испарении и использование его для введения величины удельной теплоты парообразования. ЭИ 4.10, 4.11 (цель – изучить явления нагревания и кипения воды. Зависимость точки кипения от внешнего давления. Принцип действия холодильника.
ДЗ. § 4.10; задания для самопроверки.
ОСУ. ЭИ 4.12 (цель – измерение удельной теплоты парообразования). Решение задач.
ДЗ. § 4.10; задания для самопроверки; ДЭИ.
ОСУ. Обоснование на основе внешних свойств вещества в твёрдом состоянии (сохранение формы, прочность, упругость) представления о микроструктуре твёрдого тела (упорядоченность, симметрия, дальний порядок). Анизотропия. Отличия свойств аморфных и кристаллических тел. ЭИ 4.13 (цель – изучить особенности внешнего вида кристаллов).
ДЗ. § 4.11*; задания для самопроверки; ДЭИ; упр. № 1–3.
ОСУ. Точка плавления (отвердевания) кристаллических тел. Исследование 4.14 с целью выяснения, как изменяется температура при охлаждении парафина и при его кристаллизации. ЭИ 4.15 (цель – измерить удельную теплоту плавления льда).
ДЗ. § 4.12; задания для самопроверки; ДЭИ.
ОСУ. Решение качественных, расчётных, графических задач по теме. Краткая контрольная работа.
ДЗ. § 4.12; задания для самопроверки; ДЭИ; задачи (из В.И.Лукашика) № 1081, 1082.
ОСУ. Примеры расширения твёрдых тел при нагревании в природе и технике.
ДЗ. § 4.13*.
1. Какая из трёх частиц входит в состав двух других частиц из перечисленных: 1) атом; 2) молекула; 3) электрон?
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 1 и 3.
2. Какие из перечисленных явлений: 1) испарение жидкостей; 2) свободное падение тел; 3) распространение запахов – послужили основой для предположения об атомно-молекулярном строении вещества?
А) Только 1; Б) только 2; В) только 3; Г) 1 и 3; Д) 1, 2 и 3.
3. Как называется явление, при котором вещества сами собой смешиваются друг с другом?
А) Кипение; Б) охлаждение; В) диффузия; Г) нагревание.
4. Почему в холодном помещении диффузия происходит медленнее, чем в тёплом?
А) Уменьшаются промежутки между молекулами;
Б) увеличивается скорость движения молекул;
В) уменьшается скорость движения молекул;
Г) изменяются размеры молекул.
5. Какой вывод о свойствах молекул можно сделать из наблюдений за сжатием жидких и твёрдых тел?
А) Между молекулами действуют силы отталкивания;
Б) между молекулами действуют силы притяжения;
В) молекулы движутся беспорядочно.
Г) взаимодействия между молекулами не существует.
6. В каком состоянии вещества скорость беспорядочного движения его молекул увеличивается с повышением температуры?
А) Только в газообразном;
Б) в газообразном и жидком, но не в твёрдом;
В) во всех состояниях;
Г) ни в одном состоянии.
7. Как взаимодействуют между собой молекулы при постепенном сближении с большого расстояния?
А) Только притягиваются, силы притяжения увеличиваются при сближении;
Б) только отталкиваются, силы отталкивания увеличиваются при сближении;
В) при сближении сначала преобладают силы притяжения, а затем силы отталкивания;
Г) при сближении сначала преобладают силы отталкивания, а затем силы притяжения.
8. Молекулы плотно расположены в определённом порядке, сильно притягиваются друг к другу, каждая молекула движется около определённой точки, подобно маятнику. Какое это тело?
А) Газообразное; Б) жидкое; В) твёрдое; Г) может быть и твёрдое, и жидкое.
Основные идеи:
– при соприкосновении, натирании тела электризуются, получают электрический заряд; наэлектризованные тела притягивают мелкие предметы;
– при натирании электризуются оба тела, получая заряды, равные по величине, но противоположные по знаку (положительные и отрицательные);
– одноимённо заряженные тела отталкиваются, а противоположно заряженные тела притягиваются;
– атомы вещества электрически нейтральны, поскольку положительный заряд ядра атома по модулю равен сумме отрицательных зарядов электронов, находящихся в оболочке атома; все заряды кратны заряду электрона (–1,6 • 10–19 Кл);
– электрическое взаимодействие зарядов происходит посредством поля, окружающего заряды;
– мелкие частицы диэлектрика располагаются в электрическом поле совершенно определённым образом; образуемая при этом картина указывает на то, что поле существует во всех точках пространства, окружающего заряды, и на то, что в каждой точке поле действует на заряды в совершенно определённом направлении;
– по предложению М.Фарадея, графически поля изображаются силовыми линиями; касательная в данной точке к силовой линии указывает направление действия электрического поля на заряженную частицу, густота силовых линий характеризует величину силы, с которой поле действует на заряд.
Основные понятия: электризация тел, делимость электрического заряда, электрическое поле, действие поля на электрический заряд, проводники, диэлектрики, электростатическая индукция, модель атома Резерфорда.
Основные физические величины: электрический заряд, потенциальная энергия электрического поля, работа поля, напряжение (разность потенциалов).
Основной закон: закон сохранения электрического заряда.
Экспериментальные умения: обнаруживать электрическое поле, изменение заряда, изменение разности потенциалов заряженных тел и возникновение электрического тока, опытным путём различать проводники и диэлектрики.
ОСУ. Явление электризации тел. Электрический заряд. Единица электрического заряда. ЭИ 5.1–5.4 (цель – показать, что лёгкие предметы притягиваются к наэлектризованным телам, что существуют два вида электрических зарядов, что при контакте электризуются оба тела, что заряды могут переходить с заряженного тела на незаряженное тело). Электроскоп и электрометр. ЭИ 5.5 (цель – показать, что существуют проводники и диэлектрики). Сведения из истории открытия электрона.
ДЗ. § 5.1, 5.2; ДЭИ 1 или 2; упр. 2, 3 к § 5.2.
ОСУ. ЭИ 5.6 (цель – установить, что при электризации заряжаются оба тела, заряды каждого равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку). Объяснение электризации на основе модели атома Резерфорда. Закон сохранения заряда. Понятие об электрическом поле. Действие поля на электрический заряд. ЭИ 5.7 (цель – установить, что сила, действующая на электрический заряд со стороны электрического поля, зависит от расстояния между зарядами). ЭИ 5.8 (цель – получить картины электрических полей). Понятие о силовых линиях.
ДЗ. § 5.3, 5.4; сопоставление картин электрических полей с их условными изображениями с помощью силовых линий.
ОСУ. Проводники. Электростатическая индукция. ЭИ 5.9 (цель – убедиться в существовании явления электризации на расстоянии). Диэлектрики. Поляризация диэлектриков.
ДЗ. § 5.5; упр. 2, 3.
ОСУ. Электрофорная машина. Ксерокс. Антистатик. Молниеотвод.
ДЗ. § 5.6.
ОСУ. Понятие об электрическом токе. ЭИ 5.10 (цель – обнаружить электрический ток, идущий от заряженного электрометра к незаряженному электрометру. Индикация по свечению неоновой лампы). Гидростатические аналогии. Потенциальная энергия электрического поля. Работа по перемещению электрического заряда в электрическом поле. Напряжение.
ДЗ. § 5.7; упр. 3, 4.
ОСУ. Обобщение и систематизация сведений, полученных в процессе изучения темы «Элементы электростатики»: тела электризуются положительно и отрицательно при соприкосновении; электризация состоит в разделении зарядов при переходе с одного тела на другое или перемещении зарядов внутри одного тела (электризация через влияние); упорядоченное движение зарядов – это электрический ток, он возможен при наличии разности потенциалов (напряжения) между точками поля; по способности проводить заряды, т.е. по электропроводимости, тела делят на проводники и диэлектрики. Проявления в природе, быту и технике.
1. При трении эбонитовой палочки о шерсть палочка заряжается отрицательно. Это можно объяснить тем, что:
А) отрицательный заряд (электроны) переходит с палочки на шерсть;
Б) положительный заряд переходит с палочки на шерсть;
В) отрицательный заряд (электроны) переходит с шерсти на палочку;
Г) положительный заряд переходит с шерсти на палочку.
2. Станиолевая гильза оттолкнулась от поднесённой отрицательно заряженной палочки. Это можно объяснить тем, что:
А) гильза не была заряжена;
Б) гильза была заряжена отрицательно;
В) гильза была заряжена положительно.
Г) Верный ответ не указан.
3. Капля, имеющая положительный заряд е, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд капли?
А) 0; Б) –2е; В) +2е. Г) Верный ответ не указан.
4. Стеклянная палочка, потёртая о шёлк, заряжается положительно и начинает притягивать лёгкие кусочки бумаги. Это объясняется тем, что:
А) кусочки бумаги заряжаются отрицательным зарядом;
Б) кусочки бумаги заряжаются положительным зарядом;
В) под действием электрического поля на ближнем к палочке крае бумаги образуется положительный заряд;
Г) под действием электрического поля на ближнем к палочке крае бумаги образуется отрицательный заряд.
5. Незаряженное металлическое тело внесено в однородное электрическое поле, а затем разделено на части 1 и 2. Какими электрическими зарядами будут обладать эти части после разделения?
А) 1 – положительным, 2 – отрицательным;
Б) 1 – отрицательным, 2 – положительным;
В) останутся нейтральными;
Г) ответ неоднозначен.
6. Какие из перечисленных частиц обладают положительным зарядом?
А) Атом; Б) электрон; В) протон; Г) нейтрон.
Основные идеи:
– для существования постоянного тока в замкнутой цепи нужен источник тока, который разделяет заряды и создаёт постоянную разность потенциалов на электродах, напряжение на внешнем участке цепи;
– сила тока – это количественная характеристика тока, величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения; сила тока измеряется амперметром;
– свойство проводника противодействовать направленному перемещению электрических зарядов называется сопротивлением; сопротивление проводников зависит от свойств материала, оно прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади поперечного сечения;
– экспериментальное исследование показывает, что сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна его сопротивлению (закон Ома для участка цепи); функциональная зависимость величин, выражаемая законом Ома, позволяет измерять сопротивление проводников и делать расчёты для последовательного и параллельного соединений проводников;
– выражения для работы тока А = Uq = IUt и для мощности тока Р = A/t = IU следуют из определений напряжения и силы тока: если на участке цепи не совершается механическая работа и не происходит с помощью тока химических реакций, то в соответствии с первым законом термодинамики количество выделенной теплоты в проводнике при прохождении тока равно работе тока Q = A. Экспериментально это было впервые установлено Дж.Джоулем и Э.Ленцем в виде закона Q = I2Rt;
– теория электронной проводимости металлов позволяет объяснить зависимость силы тока от напряжения, качественную зависимость сопротивления проводников от температуры;
– ковалентная связь атомов в полупроводниках обусловливает обратную зависимость их сопротивления от температуры, это свойство используется в термо- и фоторезисторах;
– гетероструктурные полупроводники могут обладать собственной электронной или дырочной проводимостью; соединение полупроводников с разным типом проводимости образует электронно-дырочный p–n-переход, который обладает рядом особенностей, в частности, униполярной (односторонней) проводимостью; это свойство используется в выпрямителях переменного тока.
Основные понятия: источник тока, гальванический элемент, аккумулятор, амперметр, вольтметр, электронная проводимость металлов, собственная и примесная проводимость полупроводников, диод, электронно-дырочный переход.
Основные величины: напряжение, сила тока, электрический заряд, электрическое сопротивление, работа тока, мощность тока, количество теплоты.
Основные законы: закон Ома для участка цепи.
Экспериментальные умения: измерять разность потенциалов, силу тока, сопротивление проводников, заряд, работу и мощность тока, различать опытным путём проводники и полупроводники.
ОСУ. Источник тока. Гидродинамическая аналогия. Напряжение. Вольтметр. ЭИ 6.1 (цель – собрать электрическую цепь и измерить напряжение на лампочке). Гальванические элементы и аккумуляторы. ЭИ 6.3 (цель – собрать гальванический элемент и измерить разность потенциалов). ЭИ 6.4 (цель – собрать простейший аккумулятор и зарядить его).
ДЗ. § 6.1, 6.3*. Упр. к § 6.1; ДЭИ: поиск обозначений напряжения питания электроприборов на цоколе (низковольтной) и на баллоне (сетевой) лампы, на корпусе электроплитки, паяльника, чайника. Запись данных в тетради.
ОСУ. Сила тока. Единица силы тока. Единица заряда. Амперметр. ЭИ 6.2 (цель – собрать электрическую цепь и измерить силу тока в лампочке).
ДЗ. § 6.2; ДЭИ; упр. 1, 2.
ОСУ. Электрическое сопротивление. Гидродинамическая модель сопротивления. Единица сопротивления. ЭИ 6.5 (цель – выяснить, как сопротивление металлической проволоки зависит от её длины). ЭИ 6.6 (цель – выяснить, как сопротивление металлической проволоки зависит от площади её поперечного сечения). Ползунковые реостаты. Магазины сопротивлений.
ДЗ. § 6.4; упр. 1, 2, 4.
ОСУ. ЭИ 6.7 (цель – установить зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах). Построение вольт-амперной характеристики проводника. ЭИ 6.8 (цель – установить зависимость силы тока от электрического сопротивления проводника при неизменном напряжении). Закон Ома для участка цепи. Единица электрического сопротивления. ЭИ 6.9 (цель – измерить сопротивление резистора, используя закон Ома для участка электрической цепи). ЭИ 6.10 (цель – измерить удельное сопротивление вещества, из которого изготовлена проволока).
ДЗ. § 6.5, 6.6; упр. 4 к § 6.5, упр. 2 к § 6.6.
ОСУ. Последовательное соединение проводников и их схематическое изображение. ЭИ 6.11 (цель – измерить общее сопротивление и общее напряжение последовательно соединённых проводников).
ДЗ. § 6.7; упр. 1–4, 6.
ОСУ. Параллельное соединение проводников. Схема параллельного соединения проводников. Применение параллельного соединения проводников в быту и технике. Закономерности параллельного соединения проводников. ЭИ 6.12 (цель – проверить закономерности параллельного соединения проводников).
ДЗ. § 6.8; упр. 1.
ОСУ. Работа электрического тока. Единица работы. Закон Джоуля–Ленца. Применение теплового действия тока (нагревательные приборы, электрическая лампа, электросварка, плавкий предохранитель). Мощность электрического тока. Энергия электрического тока. Счётчик электрической энергии.
ДЗ. § 6.9; упр. 1, 4–6, 8.
ДЗ. Повторение определений и обозначений основных изученных физических величин и законов. Решение упр. 3 к § 6.4; упр. 4 к § 6.5; упр. 3 к § 6.6; упр. 5 к § 3.7; упр. 2 к § 6.8.
ОСУ. Опыт Л.И.Мандельштама и Н.Д.Папалекси. Модель электронной проводимости металлов. ЭИ 6.14 (цель – установить зависимость сопротивления металлического проводника от температуры).
ДЗ. § 6.10*.
ОСУ. Полупроводниковые материалы, их удельное сопротивление. Зависимость удельного сопротивления полупроводниковых материалов от температуры. Электронная и дырочная проводимости полупроводников. Термо- и фоторезисторы и их применение. ЭИ 6.15 (цель – установить, как зависит сопротивление полупроводников от температуры).
ДЗ. § 6.11; ДЭИ.
ОСУ. Проводимость полупроводников n- и p-типов. Электронно-дырочный переход и его свойства. Полупроводниковый диод. ЭИ 6.17 (цель – установить, что полупроводниковый диод обладает односторонней проводимостью). Транзистор.
ДЗ. § 6.12*; упр. 7,8 к § 6.9.
1. Прохождение тока через металлический проводник сопровождается действиями:
А) только тепловыми; Б) только магнитными; В) только химическими; Г) тепловыми и магнитными.
2. Как называется прибор для измерения силы тока через резистор и как он включается в электрическую цепь?
А) Амперметр, последовательно; Б) амперметр, параллельно; В) вольтметр, последовательно; Г) вольтметр, параллельно.
3. На каком действии тока основан принцип действия школьных гальванометров, амперметров и вольтметров?
А) Химическом; Б) магнитном; В) тепловом; Г) механическом.
4. Напряжение на участке цепи 4 В, его электрическое сопротивление 2 Ом. Какова сила тока в цепи?
А) 0,5 А; Б) 2 А; В) 8 А; Г) 0 А.
5. Как изменится сила тока, протекающего через проводник, если уменьшить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника увеличить в 2 раза?
А) Уменьшится в 2 раза; Б) увеличится в 2 раза; В) уменьшится в 4 раза; Г) увеличится в 4 раза; Д) не изменится.
6*. Рассчитайте сопротивление электрической цепи, представленной на рисунке.
А) 11 Ом; Б) 6 Ом; В) 4 Ом; Г) 1 Ом.
7. Какое количество теплоты выделяется в проводнике электросопротивлением 10 Ом за 5 с при силе тока в цепи 2 А?
А) 100 Дж; Б) 200 Дж; В) 500 Дж; Г) 1000 Дж.
8. Три резистора, сопротивлениями R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3=3 Ом включены в цепь постоянного тока последовательно. На каком резисторе выделится большее количество теплоты?
А) на R1; Б) на R2; В) на R3; Г) на всех одинаково.
9. Как изменится количество теплоты, выделяемое спиралью электроплитки за одно и то же время, если длину спирали уменьшить в 2 раза?
А) Увеличится в 2 раза; Б) увеличится в 4 раза; В) уменьшится в 2 раза; Г) уменьшится в 4 раза.
10. Три резистора, имеющие сопротивления R1=3 Ом, R2=6 Ом и R3=9 Ом, включены последовательно в цепь постоянного тока. Чему равно отношение работ электрического тока, совершённых при прохождении тока через эти резисторы за одинаковое время?
А) 1 : 1 : 1; Б) 1 : 2 : 3; В) 3 : 2 : 1; Г) 1 : 4 : 9.
11. Две лампы, рассчитанные на 220 В и имеющие номинальные мощности P1=40 Вт, P2=100 Вт, включены в сеть U=220 В последовательно. Сравните количества теплоты, выделенные в лампах за одинаковое время.
А) Q1 = Q2; Б) Q1 > Q2; В) Q2 > Q1;
Г) так включать лампы нельзя – они перегорят.
Резерв времени 5 ч.
Ответы на контрольные работы (8-й класс)
КР | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | В | А | В | В | В | В | Г | Б | Г | В | А | – | – |
2 | А | Б | Б | А | В | В | Г | Б | Б | В | Г | В | – |
3 | Г | А | В | Г | А | Г | Б | Б | Б | Б | В | Г | А |
4 | В | Г | В | В | А | В | В | В | – | – | – | – | – |
5 | В | Б | В | Г | Б | В | – | – | – | – | – | – | – |
6 | Г | А | Б | Б | В | В | Б | В | А | Б | Б | – | – |