* К сожалению, в планировании для экспериментального и профильного 11-го класса указано мало КР. – Ред.
Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях (табл. 1) создаёт особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путём расширение (при необходимости) знаний учащихся при самостоятельном изучении курса на профильном уровне. Тематическое планирование с возможностью взаимосвязи курсов базового и профильного уровней, их единого представления всем обучающимся в средней школе показаны в табл. 2. Для организации повторения всего курса выделено определённое количество резервных часов, которые в курсе профильного уровня (10 ч + 10 ч) могут быть использованы для проведения работ физического практикума.
В таблицах далее отражено почасовое планирование базового (2 ч/нед., с. 4–8) и профильного (5 ч/нед., с. 16–22, 27–29) уровней, а также введённого в качестве эксперимента курса 102 ч + 102 ч (3 ч/нед., с. 9–15). Планирование профильного курса построено методом уточнения и расширения содержания базового. Основой для определения содержания учебных занятий является обязательный минимум. Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрывает содержание на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части включены в содержание профильного курса.
Форма проведения учебных занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется учителем. Термин «Решение задач» в планировании определяет вид деятельности. Предусмотрено учебное время на проведение самостоятельных и контрольных работ*. Физическое содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника (в профильном курсе изучаются все параграфы), см. список литературы. Процесс систематизации знаний учащихся в базовом курсе носит наряду с объясняющей функцией ещё и предсказательную, т.к. в процессе изучения любого курса у учащихся должна сформироваться научная картина мира.
Методы обучения физике определяет учитель. Он включает учащихся в процесс самообразования, благодаря чему получает возможность управления процессом обучения в рамках образовательного пространства, создаваемого единым учебником, обеспечивающим базовый и профильный уровни Стандарта. Учебный процесс при этом выступает ориентиром в освоении методов познания, конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции.
Таблица 1.
Профили* и соответствующие уровни Стандарта
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10: 10-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
2. Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания: 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике- 10–11: 7-е изд. – М.: Дрофа, 2003.
4. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11: 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
6. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для угл. изучения физики. – М.: Дрофа, 2001.
7. Порфирьев В.В. Астрономия-11: 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
8. Левитан Е.П. Астрономия-11: 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
9. Сборник задач по физике. 10–11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
10. Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
11. Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика. 10–11 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
12. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Углублённое изучение физики в 10–11 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7–11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя: Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы. Под общей ред. К.К.Гомоюнова: Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Специальная литература, Лань, 1999.
Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика-10–11: Для школ с гуманит. профилем обучения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Те же. Физика: Механика. 10 кл.: Учеб. для угл. изучения физики: 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
* В соответствии с новым Стандартом предусмотрены два уровня изучения предметов, в том числе физики: базовый (2 ч/нед.) и профильный (5 ч/нед.). Старым Стандартом предусматривался профильный уровень 4 ч/нед. Переход на новый Стандарт происходит по мере готовности школ. Сейчас предложено 13 профилей обучения, из них физику изучают в 8, но количество профилей не ограничивается. – Ред.
Таблица 2. Тематическое планирование