Этот метод позволяет, с одной стороны, полностью раскрыться ученику (он может выбирать себе задания по уровню сложности, работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке), с другой стороны, позволяет учителю проконтролировать глубину и качество усвоения материала у каждого.
Ход урока
На доске вывешивается «маршрут» марафона. Каждый ученик – участник марафона – имеет свой значок, который в течение урока будет продвигать вперед по маршруту, решая задачи. Вначале все участники проходят допуск-контроль, т.е. предъявляют минимальный запас знаний. Задания допуск-контроля можно спроецировать на экран с помощью кодоскопа.
Допуск-контроль
1. Заполни пробелы:
8,9 г/см3 ® … кг/м3;
2,5 см3 ® … мл ® … л ® … м3;
570 мг ® … г ® … кг ® … т.
2. Допиши формулу:
m = r S…;
h = m/s…;
S = …/(r h).
3. Запиши все формулы, по которым можно посчитать объем параллелепипеда:
V =
= abc =
= Sh =
= m/r...
Пройдя допуск и заработав первый балл, ученики (естественно, неодновременно) выходят на старт и прикрепляют свой значок к кружку № 1. Далее каждый берет карточку с заданием, выполняет его и получает обозначенное на карточке количество баллов. (На столе у учителя десять стопок с карточками – в каждой не менее десяти штук, причем каждая стопка имеет свою стоимость – от 1 балла до 10. Учитель контролирует правильность решений по достижении пунктов маршрута, обозначенных на схеме значком «!», т.е. при наборе 10, 15, 20 и 25 баллов.) Участники выбирают карточки в соответствии со своим темпом работы: одни идут осторожно, другие сразу начинают с «трудной» карточки. Если ученик не справился со сложной задачей, он может положить эту карточку на место и взять другую, меньшей «стоимости». На оценке его работы это не отразится, т.к. до финиша можно добраться по-разному:
1б + 2б + 3б + 4б + 5б + 6б + …;
или
5б + 5б + 6б + 8б + 10б + …;
или
7б + 8б + 10б + … и т.п.
Как ни странно, ребятам очень важно видеть свое положение среди остальных. Учитель же по схеме со значками четко отслеживает, кто отстал (помочь!), а кто впереди. За такой урок каждый успевает сделать в 2–3 раза большую работу, чем обычно. Помогают дух соревнования, желание не отстать.
Как составить задания
Задачи в карточках стоимостью до 5 баллов строятся по принципу наслоения. Карточкам стоимостью 6 баллов и выше соответствуют задачи своего типа с усложнением.
Карточка № 1. 1 балл.
Зная два параметра, определить третий (по основной формуле для плотности).
Карточка № 2. 2 балла.
Определить плотность вещества, используя перевод единиц физических величин.
Карточка № 3. 3 балла. Дополнительно к карточке № 2:
– вычислить объем тела по известным размерам.
Карточка № 4. 4 балла. Дополнительно к карточке № 3:
– найти предметы равного объема
или
– построить график зависимости плотности жидкости от температуры (или от объема при смешивании различных жикостей).
Карточка № 5. 5 баллов.
Найти пару: отливка и модель
или
поочередно «заполнить» сосуд различными жидкостями.
Карточка № 6. 6 баллов.
Определить, как изменится объем куба при изменении длины его ребра, площади его грани и т.п.
Карточка № 7. 7 баллов.
Определить объем тела через массу вылившейся из мензурки воды.
Карточка № 8. 8 баллов.
Определить геометрические размеры мотка проволоки массой m
или
определить вещество, из которого она изготовлена.
Карточка № 9. 9 баллов.
Определить, есть ли внутри твердого тела воздушная полость (а может быть, уплотнение?), найти ее объем.
Карточка № 10. 10 баллов.
Найти процентное содержание вещества в данном сплаве.