Т.И. Радченко
Организация исследовательской
деятельности учащихся в средней школе
В отличие от олимпиад исследовательская
деятельность учащихся имеет ряд важных
особенностей:
- Исследовательской деятельностью могут успешно
заниматься не только отличники (а может быть,
даже и совсем не они): ученик выбирает тему,
вызывающую у него наибольший интерес, и с
увлечением тратит на нее свое свободное время.
Например, немало тех, кто интересуется
электричеством, радиоэлектроникой и более чем
прохладно относятся к «Механике».
- Исследовательскую деятельность можно
организовать на трех уровнях: школьном,
учебно-исследовательском и
научно-исследовательском.
Первый уровень позволяет привлечь
достаточное количество учащихся, но тематика при
этом довольно простая (отвечающая интересам
автора работы), а работа представляет собой
просто поиск информации по первоисточникам.
Второй уровень обязательно требует
помимо умения работать с первоисточниками также
проведения экспериментов, накопления данных для
построения таблиц, графиков, диаграмм.
Третий уровень требует не только
практической значимости выбранной темы, но и
новизны в ее разработке, т.е. своих логических
умозаключений, собственных предложений по
проведению эксперимента, трактовке его
результатов и т.п.
- Как правило, учитель может подготовить с
учащимися одну работу, так что вполне можно
организовать ежегодные ученические чтения, и это
не станет перегрузкой ни для него самого, ни для
членов жюри.
- На таких мероприятиях дети могут (и даже
чувствуют потребность) делать устные сообщения
по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы
оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким
образом, они учатся грамотно излагать
прочитанное, четко формулировать поставленные
цели и задачи, описывать ход проделанных
экспериментов, характеризовать результаты своей
деятельности и т.д. При этом ученику понадобится
дома в течение нескольких месяцев работать над
темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже
осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
- Тематику может предлагать и учитель, который
сам заинтересовался какой-либо темой (например,
после очередных курсов по повышению
квалификации или подготовки к переаттестации), и
ученик (а учитель решает, может ли он сам стать
научным руководителем по этой теме).
Одной из наиболее рациональных форм
организации исследовательской деятельности
является работа учащихся в парах. При этом ребята
могут, как бы дополнять друг друга: один теоретик,
другой – практик, один – физик, другой – биолог и
т.п. Следует отметить, что в этом случае качество
работы, уровень подготовки и результативность
резко повышаются, т.к. учащиеся неоднократно
обсуждают свою тему, советуются, спорят, взаимно
проверяют выученный материал, исправляют ошибки
и недочеты. Большие по численности группы
нецелесообразны: обычно допускается наличие
трех соавторов, поэтому в случае, если один из
напарников выбывает по каким-либо причинам, ему
находят замену, а выбывшего указывают в числе
соавторов, чтобы не ущемлять его авторские права.
Республиканская конференция «Шаг в
будущее» (РСО-Алания, г. Владикавказ, декабрь
2002 г.). Работники Республиканского центра
технического творчества учащихся и участники
после награждения. Семеро из дипломантов –
ученики Т.И.Радченко (вторая слева в нижнем ряду)
Диплом II степени вручается Кадзаевой
Марине (11-й кл.) за работу «Солнечно-земные связи»,
секция «Экология»
|
Александр Новаторов и Ибрагим Льянов (9-й
кл.) с дипломами II степени за работу «Необычные
двигатели. Шагающие и ползающие транспортные
средства», секция «Техносфера»
|
Алан Сикоев и Антон Ковдра (9-й кл.) с
дипломами II степени за работу «Сила трения»,
секция «Физика»
|
Примечания
- Очень результативны темы с привлечением
межпредметных связей.
- В работы желательно включать пусть даже
незамысловатый эксперимент, хотя бы на самом
простом оборудовании: выполняя опыты, учащиеся
начинают осознавать, что эксперимент есть
неотъемлемая составляющая физики.
- По результатам школьных чтений можно
осуществлять отбор работ для второго и третьего
уровней. Члены жюри могут помимо критических
замечаний дать ряд ценных рекомендаций, которые
будут способствовать дальнейшему развитию
обсуждаемой работы (тем более, что над удачно
выбранной темой можно работать даже 2–3 года,
участвуя в конкурсах различного уровня, вплоть
до всероссийского).
Проведение такой работы школьниками (порой уже
ставших студентами-первокурсниками) позволяет
расширить круг учащихся, стремящихся к получению
знаний, а также дать им дополнительный стимул к
учебной творческой деятельности.
Участники конференции проездом в Москве
с руководителем группы – завучем по науке РЦТТУ
к.п.н. Е.А.Астафьевой
|
Участники конференции от РСО-Алании в г.
Ярославле
|
Поздравляем с
юбилеем!
От всей души поздравляем Вас с юбилеем
и желаем любви, радости, добра, взаимопонимания и
дальнейших профессиональных успехов!
Татьяна
Ивановна Радченко закончила Северо-Осетинский
государственный университет в 1975 г. В
настоящее время она работает в школе № 26
г. Владикавказа и в Республиканском центре
технического творчества учащихся. Последние
годы Татьяна Ивановна увлекает своих учеников
учебной и научно-исследовательской
деятельностью, и они постоянно занимают призовые
места на конкурсах различного уровня (городских,
республиканских, региональных, всероссийских).
Темы работ связаны не только с физикой, но и с
химией, биологией, экологией, техникой,
астрономией, историей.
Татьяна Ивановна является руководителем
городского методического объединения учителей
физики и членом городского методического совета.
Она тесно сотрудничает с республиканским ИПКРО,
делится опытом работы со своими коллегами, в том
числе на страницах журнала «Физика в школе» и
нашей газеты. Учитель старается и учеников, что
называется, «поставить на крыло». Так, в «Физике»
№ 2/01 опубликована статья семиклассника Антона
Ковдры, а в «Московской правде» от 21.12.02 г.
рассказано об участниках Всероссийского
конкурса юных изобретателей. Татьяна Ивановна –
разносторонний человек: она написала сборник
стихов по учебнику «Физика-7», интересуется
философскими проблемами, связывающими
астрономию, теологию и историю, придумывает и
использует на уроках нестандартные наглядные
пособия, позволяющие сделать объяснения более
доступными и запоминающимися. В 1997 г. она была
удостоена гранта Сороса.
У Татьяны Ивановны есть сын и внук. Свою любовь к
физике она смогла передать сыну, который
закончил тот же факультет и остался работать на
нем.
Вы блестящий учитель, у вас
прекрасные ученики!