Главным условием реализации одного из центральных принципов сегодняшней школы – гуманизации образования – являются возможность самостоятельного определения учащимися глубины и уровня овладения школьным учебным материалом, в том числе и по физике, и возможность оптимальной реализации своих собственных интересов и способностей. В малокомплектной сельской школе для осуществления этих возможностей продуктивно использование уровневой организации обучения, т.е. системы дифференцированного изучения предмета в основной и старшей школах, которая обеспечивает:
общий уровень развития учеников, чьи интересы лежат в области гуманитарных наук или не связаны с необходимостью продолжения образования (первый уровень дифференциации, обязательный для всех учащихся);
необходимую базу для школьников, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, которая позволяет получить профессию физико-технического профиля либо продолжить образование в инженерно-техническом вузе (второй уровень, базовый);
углубленную подготовку по физике, максимальное развитие творческих и исследовательских способностей учащихся, имеющих склонность к естественным наукам и планирующим приобретение физико-научной специальности (третий уровень дифференциации, повышенный).
Но при таком подходе к обучению должна быть изменена система контроля достижений учащихся: она тоже должна носить уровневый характер и быть дифференцированной.
В Зоновской средней школе Верхошижемского района Кировской области имеется опыт проведения уровнего экзамена. Рассмотрим технологию подготовки и организации такого экзамена.
В начале учебного года учащимся сообщают о проведении уровневого экзамена после изучения курса физики данного класса.
Объясняют им принципы уровневого обучения (количество уровней, критерии их определения, требования к знаниям и умениям на различных уровнях).
Знакомят учащихся с содержанием экзамена (уровневым содержанием теоретических вопросов и практических заданий), и данная информация в течение обучения является для них своеобразным ориентиром, «путеводителем» при усвоении учебного материала на различных уровнях.
Во время обучения учащийся добровольно (в соответствии со своими личностными особенностями: интересами, способностями, профессиональными намерениями) определяет для себя уровень дифференциации и усваивает материал согласно требованиям выбранного уровня.
Во время обучения текущая диагностика и текущий контроль являются обязательными элементами для подтверждения факта обучения школьника на соответствующем уровне.
Ход экзамена традиционный (ученик, определив для себя билет, готовится самостоятельно: обдумывает теоретические вопросы, решает задачу или выполняет лабораторную работу, затем дает устный ответ комиссии), но содержание заданий в билете дифференцировано по каждому вопросу (два теоретических и одно практическое задание для 10-го класса и по одному заданию – теоретическому и практическому – для выпускных классов, 9-го и 11-го). Каждый последующий уровень включает в себя задание предыдущего, задачи – многоуровневые, т.е. к общему содержанию предлагаются три требования возрастающей трудности.
В результате проведения такого экзамена автоматически снимаются претензии о несправедливости выставленной итоговой оценки, т.к. ученик в течение года ориентировался на нее добровольно. Ответы, соответствующие первому уровню, оценивались отметкой «3», второму – «4», третьему – «5».
Проанализируем результаты экзамена. Во-первых, следует отметить, что все двенадцать человек, допущенных к экзамену, успешно с ним справились; на экзамене сформировалась рабочая обстановка и благоприятная эмоциональная атмосфера, ученики отвечали в меру своей подготовки.
Во-вторых, выяснилось, что изменилась вариативность класса: в начале учебного года из двенадцати учащихся шестеро обучались по первому уровню, четверо – по второму и двое – по третьему. По результатам экзамена оказалось, что требования первого уровня выполнили пятеро учащихся, второго – четверо и третьего – трое.
В-третьих, при определении средней производительности (среднему объему усвоенных знаний) по уровням получены следующие результаты: на первом уровне – 92,32%; на втором – 89,14%; на третьем – 90,72%.
Параметрический объем прочности усвоенных знаний составил на первом уровне 94,60%, на втором и третьем уровнях соответственно – 88,89% и 94,81%. Средний параметрический объем по действенности знаний (умение применять знание на практике) по первому и второму уровням составил 82,35% и 86,11% соответственно. Способность к переносу знаний составила по третьему уровню 76,18%.
Итак, в целом полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне достижений в изучении физики и демонстрируют продуктивность введения дифференцированного обучения в малокомплектной сельской школе, реализацию принципов вариативности и гуманизации даже при малом числе учащихся.
1. 1-й уровень. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движения.
2-й уровень. Свободное падение как частный случай равномерно ускоренного прямолинейного движения. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Определение ускорения и перемещения по графику зависимости скорости от времени.
3-й уровень. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета (ИСО и НИСО). Классический принцип относительности Галилея. релятивистский принцип относительности Эйнштейна.
2. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда
1-й уровень. Допишите ядерные реакции:
Ответ.
2-й уровень. Определите дефект массы, энергию связи ядра атома азота (см. уравнение 1). Какая энергия связи приходится на 1 нуклон?
Ответ. 0,11 а.е.м.; » 104,8 МэВ; » 7,5 МэВ.
3-й уровень. Проведите энергетический расчет ядерной реакции и выясните, выделяется или поглощается энергия в этой реакции (см. уравнение 2).
Ответ. Выделяется » 20,1 МэВ.
1. 1-й уровень. Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона.
2-й уровень. Первый закон Ньютона: условия движения тел без ускорения. Понятие об инертности, определение массы и способы ее измерения. Равнодействующая сила. Сложение сил. Третий закон ньютона. Примеры проявления законов на практике.
3-й уровень. Силы инерции. Области применимости второго закона Ньютона. Примеры записи второго закона Ньютона для конкретных практических ситуаций. Основное уравнение релятивистской динамики.
2. Экспериментальное задание «Измерение показателя преломления стекла»
1-й уровень. Экспериментально определите показатель преломления стекла.
2-й уровень. Оцените погрешность измерения.
3-й уровень. Предложите другие методы определения показателя преломления.
1. 1-й уровень. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявления закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.
2-й уровень. Импульс силы. Выражение второго закона Ньютона через изменение импульса тела и импульс силы.
3-й уровень. Уравнение Мещерского. Формула Циолковского. (Или сведения из истории развития космонавтики.)
2. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре
1-й уровень. Найдите период и частоту колебаний в контуре, если емкость конденсатора 7,47Ч10–10 Ф, индуктивность катушки 9,41Ч10–4 Гн.
Ответ. 5,27•10–6 с; 1,90•105 Гц.
2-й уровень. Запишите закон изменения заряда в этом контуре, если амплитуда колебаний заряда составляет 3Ч10–5 Кл.
Ответ. q = 3 •10–5cos1,19 •106 t.
3-й уровень. Представьте графически колебания заряда в контуре и получите закон изменения силы тока.
Ответ. i = 35,8sin1,19 •106t.
1. 1-й уровень. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.
2-й уровень. Физический смысл гравитационной постоянной. История открытия закона всемирного тяготения. Понятие о центре тяжести.
3-й уровень. Движение под действием силы тяжести тел, брошенных: а) горизонтально; б) под углом к горизонту. Расчет первой космической скорости. Определение масс небесных тел, имеющих спутники.
2. Задача на первый закон термодинамики.
1-й уровень. В цилиндре под поршнем находится 1,25 кг воздуха, которые нагревают на 4 °С при постоянном давлении. Определите необходимое количество теплоты для нагревания воздуха (М = 0,029 кг/моль).
Ответ. 3582 Дж.
2-й уровень. Какую массу воды можно нагреть от 0 до 20 °С за счет полученного количества теплоты?
Ответ. 42 г.
3-й уровень. Подсчитайте, на сколько градусов нагрелся бы гелий при таком же изменении внутренней энергии, если бы находился в сосуде под поршнем вместо воздуха и имел ту же массу?
Ответ. 0,6 К.
1. 1-й уровень. Превращение энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
2-й уровень. Дифференциальное уравнение, описывающее свободные механические колебания. Его решение. Основные параметры колебаний. Звук. Эхо.
3-й уровень. Многообразие мира колебаний. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
2. Экспериментальное задание «Расчет сопротивления двух параллельно включенных резисторов»
1-й уровень. Определите экспериментально общее сопротивление двух параллельно соединенных резисторов.
2-й уровень. Какова была бы сила тока в двух одинаковых параллельных резисторах при напряжении 15 В? (R1=R2=3 Ом).
3-й уровень. Оцените погрешности измерения сопротивления.
1. 1-й уровень. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества. Масса и размер молекул. Постоянная Авогадро.
2-й уровень. Графическое выражение зависимости сил межмолекулярного взаимодействия от расстояния. Сравнение диффузии и броуновского движения.
3-й уровень. МКТ как физическая теория. Границы ее применимости.
2. Задача на движение заряженной частицы в электрическом поле
1-й уровень. Между пластинами плоского воздушного конденсатора, к которому приложено напряжение 500 В, висит пылинка массой 10–7 г. Расстояние между пластинами 5 см. Определите электрический заряд пылинки.
Ответ. 10–13 Кл.
2-й уровень. Куда и с каким ускорением будет двигаться пылинка, если напряжение между пластинами повысить до 700 В?
Ответ. Вверх; 4 м/с2.
3-й уровень. Как изменится поведение пылинки, если при облучении ее ультрафиолетом она потеряет половину своего первоначального заряда?
Ответ. Падает; 3 м/с2.
1. 1-й уровень. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода). Температура и ее измерение. Абсолютная температура.
2-й уровень. Модели в физике. Температурные шкалы. Абсолютный нуль температуры.
3-й уровень. Вывод основного уравнения МКТ идеального газа. Его различные формы.
2. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или формуле для силы Лоренца)
1-й уровень. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник длиной (активной части) 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25 А. Проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.
Ответ. 0,04 Тл.
2-й уровень. Сделайте пояснительный рисунок, если проводник расположен горизонтально, а линии магнитной индукции идут сверху вниз.
3-й уровень. В магнитное поле индукцией 0,09 Тл влетает электрон, скорость которого 2Ч 107 м/с и направлена перпендикулярно вектору магнитной индукции. Определите радиус окружности, по которой будет двигаться электрон, период и частоту его вращения.
Ответ. R»1,25 •10–3 м; T»3,9 •104 c; n»2,66 •10–5 Гц.
1. 1-й уровень. Уравнение состояния идеального газа – уравнение Менделеева–Клапейрона. Изопроцессы.
2-й уровень. Вывод уравнения Менделеева–Клапейрона. Графическое представление изопроцессов.
3-й уровень. Отличие реальных газов от идеального. Уравнение Ван-дер-Ваальса.
2. Задача на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
1-й уровень. Найдите работу выхода электрона с поверхности некоторого материала, если при облучении этого материала желтым светом скорость выбитых электронов равна 1,8•104 м/с. Длина волны желтого света 590 нм.
Ответ. 3,2 •10–21 Дж.
2-й уровень. Найдите наибольшую длину волны света, при которой еще происходит фотоэффект с поверхности данного материала.
Ответ. 618 нм.
3-й уровень. Какое запирающее напряжение надо подать, чтобы электроны, вырванные указанным желтым светом, не смогли создать ток в цепи?
Ответ. 0,9 мВ.
1. 1-й уровень. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
2-й уровень. Кипение. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Точка росы.
3-й уровень. Критическое состояние вещества.
2. Экспериментальное задание «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
1-й уровень. Вычислите длину волны красного и фиолетового цветов не менее, чем в двух опытах, при различных расстояниях между дифракционной решеткой и экраном.
2-й уровень. Почему красная часть спектра любого порядка расположена дальше от центра шкалы? Изменится ли дифракционная картина, если часть дифракционной решетки закрыть?
3-й уровень. Оцените погрешность измерения длины волны красного и фиолетового цветов.
1. 1-й уровень. Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации твердых тел.
2-й уровень. Сравнение свойств кристаллических и аморфных тел. Закон Гука и модуль Юнга.
3-й уровень. Определение модуля Юнга на опыте: объяснение метода и проверка на практике.
2. Задача на определение показателя преломления
1-й уровень. Под каким углом должен падать луч на поверхность стекла с показателем преломления 1,5, чтобы угол преломления был в два раза меньше угла падения?
Ответ. »41°.
2-й уровень. Постройте ход луча в стекле.
3-й уровень. Монохроматический луч света падает перпендикулярно на боковую грань призмы с преломляющим углом 30° и выходит из призмы под углом 64° 10''. Определите показатель преломления материала, из которого изготовлена призма.
Ответ. »1,8.
1. 1-й уровень. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Применение этого закона к изопроцессам. Адиабатный процесс.
2-й уровень. Способы изменения внутренней энергии тел.
3-й уровень. Графический способ определения работы в термодинамике. Тепловые машины и их КПД. Холодильное устройство. Второй закон термодинамики и его статистический смысл.
2. Задача на закон электромагнитной индукции
1-й уровень. Магнитный поток, пронизывающий контур проводника, равномерно изменился на 0,6 Вб так, что ЭДС индукции оказалась равной 1,2 В. Найдите время изменения магнитного потока.
2-й уровень. Найдите силу индукционного тока, если сопротивление проводника 0,24 Ом.
3-й уровень. Соленоид, содержащий 500 витков, пронизывает магнитный поток, который за 1 с равномерно изменяется на 0,6 Вб. Найдите силу индукционного тока, если сопротивлеие соленоида 100 Ом.
Ответ. 3 А.
1. 1-й уровень. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
2-й уровень. Электрическое поле: идеи Фарадея. Принцип суперпозиции электрических полей. Напряженность электрического поля.
3-й уровень. Работа сил электрического поля. Разность потенциалов. Связь между работой и разностью потенциалов. Напряжение.
2. Задача на закон сохранения энергии
1-й уровень. Тело массой 1 кг свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на Землю его кинетическая энергия равна 98 Дж. С какой высоты падает тело?
Ответ. 10 м.
2-й уровень. Какую скорость оно имеет перед приземлением?
Ответ. »4,4 м/с2.
3-й уровень. На какой высоте его кинетическая и потенциальная энергии были равны?
Ответ. 5 м.
1. 1-й уровень. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.
2-й уровень. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
3-й уровень. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.
2. Задача на уравнение состояния идеального газа
1-й уровень. Какова температура 1,6Ч10–2 кг кислорода, находящегося под давлением 106 Па и занимающего объем 1,6Ч10–3 м3? Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль.
Ответ. »385 К.
2-й уровень. Когда из сосуда выпустили некоторое количество кислорода, давление в нем упало на 40%, а абсолютная температура – на 10%. Какую часть газа выпустили?
Ответ. »31%.
3-й уровень. Баллон с кислородом соединен при помощи трубки с краном со вторым баллоном объемом 2Ч10–3м3, где находится гелий при той же температуре, что и кислород, и давлении 5Ч105Па. Какое давление установится в баллонах, если открыть кран? (Температура не изменяется, газы в химическую реакцию не вступают.)
Ответ. »7,2•105 Па.
1. 1-й уровень. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
2-й уровень. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников в электрической цепи. Пример расчета сложной цепи.
3-й уровень. Принцип действия реостата. Шунты и дополнительные сопротивления к электроизмерительным приборам.
2. Экспериментальное задание «Измерение массы тела»
1-й уровень. Определите массу тела с помощью рычажных весов.
2-й уровень. Зная плотность тела, определите с помощью мензурки его объем (тело неправильной формы), рассчитайте массу тела.
3-й уровень. Имея в своем распоряжении сосуд с водой, нить, линейку, тело правильной геометрической формы, плавающее на поверхности воды, определите массу тела. Какие еще способы определения массы тела вы знаете?
1. 1-й уровень. Магнитное поле. Условия его существования. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, подтверждающие это действие. Индукция магнитного поля.
2-й уровень. Правило левой руки и правило буравчика с демонстрацией на конкретных примерах.
3-й уровень. Циклотрон, синхрофазотрон. МГД-генератор. Ферромагнетики. Магнитная запись информации.
2. Экспериментальное задание «Измерение влажности воздуха»
1-й уровень. Измерьте влажность воздуха с помощью психрометра (воспользуйтесь психрометрической таблицей).
2-й уровень. Расскажите о других методах измерения влажности воздуха.
3-й уровень. Сухой термометр психрометра показывает 20 °С. По разности показаний термометров нашли, что относительная влажность равна 60%. Найдите давление водяного пара в воздухе. Какова температура влажного термометра? Чему равна точка росы?
Ответ. »1,4 кПа; 15 °С; »12°С.
1. 1-й уровень. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые приборы.
2-й уровень. Акцепторные и донорные примеси. Особенности p–n-перехода, его ВАХ.
3-й уровень. Применение транзистора в качестве усилителя (в схеме с общей базой).
2. Задача на графики изопроцессов
1-й уровень. На рисунке представлен замкнутый цикл, происходящий с идеальным газом. Начертите эту диаграмму в других системах координат.
2-й уровень. Как изменялся объем данной массы газа в данном процессе?
Ответ. 7–2 – уменьшается; 2–7 – увеличивается.
3-й уровень. Как изменялась температура идеального газа в процессе, график которого изображен на рисунке?
Ответ. 1–2 – увеличивается; 2–1 – уменьшается.
1. 1-й уровень. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
2-й уровень. Индукционное электрическое поле (вихревое): сравнение с электростатическим и магнитным полями. Электромеханический индукционный генератор тока. Трансформатор.
3-й уровень. Индукционный ток в сплошных проводниках (токи Фуко), их проявления на практике и использование человеком.
2. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема
1-й уровень. На рисунке показана изобара газа в координатах р, V.
Определите работу, совершенную газом в процессе расширения.
Ответ. 4•105 Дж.
2-й уровень. Определите работу, совершенную газом, если его состояние изменялось так, как показано на рисунке.
Ответ. 24 • 105 Дж.
3-й уровень. В цилиндре тепловой машины находится 1 моль идеального газа. Найдите работу за один цикл.
Ответ.
1. 1-й уровень. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
2-й уровень. Энергия магнитного поля катушки.
3-й уровень. Дж.Максвелл – великий физик, создатель теории электромагнитного поля. Система уравнений Макс- велла (качественные формулировки).
2. Задача на построение изображения в линзах
1-й уровень. Постройте изображения предмета в линзе.
2-й уровень. Постройте изображения предмета в линзе.
3-й уровень. Постройте дальнейший ход луча.
1. 1-й уровень. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Частота и период колебаний.
2-й уровень. Вывод уравнений, описывающих свободные колебания заряда и электрического тока в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Разные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Закон Ома.
3-й уровень. Автоколебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Принцип его действия и применение.
2. Задача на закон Джоуля–Ленца
1-й уровень. Два проводника (резистора) сопротивлениями 10 и 23 Ом включены последовательно в сеть напряжением 100 В. Какое количество теплоты выделится за 1 мин в каждом?
Ответ. »12,7 кДж; »5,5 кДж.
2-й уровень. Какое количество теплоты выделится за то же время в каждом резисторе, если их соединить параллельно?
Ответ. 60 кДж; »26 кДж.
3-й уровень. Как нужно соединить обмотки этих двух резисторов-нагревателей, опущенных в стакан с водой, чтобы вода скорее закипела?
Ответ. Параллельно.
1. 1-й уровень. Электромагнитные волны и их свойства. Принцип радиосвязи, примеры практического использования.
2-й уровень. Экспериментальное открытие электромагнитных волн: опыты Герца.
3-й уровень. Принцип передачи изображения на расстояние. Цветное телевидение.
2. Задача на расчет мощности лампы накаливания
1-й уровень. На цоколе лампочки карманного фонарика написано: «3,5 В; 0,28 А». Найдите сопротивление в рабочем режиме и потребляемую мощность.
Ответ. 12,5 Ом; 0,98 Вт.
2-й уровень. Какой ток будет в цепи гирлянды, собранной из 20 таких ламп, соединенных последовательно, если к концам гирлянды приложить напряжение 30 В?
Ответ. 0,12 А.
3-й уровень. Резистор какого сопротивления нужно подсоединить к этим лампам, соединенным параллельно, для включения их в сеть того же напряжения?
Ответ. 4,73 Ом.
1. 1-й уровень. Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.
2-й уровень. Развитие взглядов на природу света. Шкала электромагнитных волн.
3-й уровень. Объяснение цветов в природе. Поглощение света. Спектроскоп и спектрограф. Спектральный анализ, его применение на практике.
2. Задача на закон Кулона
1-й уровень. Два заряда 4•10–7 Кл и 1,6•10–7 Кл помещены на расстоянии 5 см друг от друга в вакууме. Определите силу взаимодействия зарядов.
Ответ. 0,23 Н.
2-й уровень. Известно, что данные заряды взаимодействуют с силой 2 мН. Каково при этом расстояние между ними?
Ответ. 0,54 м.
2-й уровень. Заряд 4•10–7 Кл сообщен маленькому шарику массой 0,4 г, подвешенному на тонкой шелковой нити. На какое расстояние снизу к нему следует поднести другой шарик одноименного заряда 6•10–8 Кл, чтобы натяжение нити стало вдвое меньше?
Ответ. »1 м.
1. 1-й уровень. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.
2-й уровень. Доказательства сложной структуры атомов и «обреченность» модели атома Резерфорда.
3-й уровень. Э.Резерфорд – великий ученый ХХ в. Докажите это утверждение, опираясь на факты биографии ученого.
2. Экспериментальное задание «Измерение удельного сопротивления проводника»
1-й уровень. Определите удельное сопротивление проводника, используя амперметр, вольтметр, линейку с миллиметровыми делениями (микрометр или штангенциркуль).
2-й уровень. Оцените погрешность измерения значения удельного сопротивления.
3-й уровень. К концам медного и алюминиевого проводников одного сечения и массы приложены одинаковые напряжения. В каком проводнике сила тока больше?
1. 1-й уровень. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.
2-й уровень. Объяснение спектра атома водорода. Опыты Франка и Герца.
3-й уровень. Корпускулярно-волновой дуализм в микромире. Волновые свойства частиц.
2. Экспериментальное задание «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с использованием вольтметра и амперметра»
1-й уровень. Определите экспериментально ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, используя амперметр и вольтметр.
2-й уровень. Оцените погрешность измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника.
3-й уровень. ЭДС аккумулятора равна 2 В. При силе тока в цепи 2 А напряжение на зажимах аккумулятора равно 1,8 В. Найдите внутреннее сопротивление аккумулятора и сопротивление внешней цепи.
Ответ. 0,1 Ом; 0,9 Ом.
1. 1-й уровень. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике.
2-й уровень. Возникновение учения о квантах: тепловое излучение, квантовая гипотеза Планка, проверка гипотезы в эксперименте.
3-й уровень. Лазеры: индуцированное излучение, виды лазеров и их применение.
2. Задача на закон сохранения импульса
1-й уровень. Шайба массой 200 г, движущаяся по поверхности льда со скоростью 20 м/с, налетает на покоящуюся шайбу массой 300 г. После взаимодействия первая шайба продолжила свое движение в том же направлении со скоростью 10 м/с. Какую скорость приобрела вторая шайба?
Ответ. »6,7 м/с.
2-й уровень. Решите задачу для случая, когда до взаимодействия вторая шайба имела скорость 10 м/с, направленную навстречу первой, а после столкновения первая шайба остановилась.
Ответ. »3,3 м/с.
3-й уровень. Решите задачу для случая, когда после взаимодействия вторая (покоящаяся до того) шайба начала двигаться под прямым углом по отношению к направлению движения первой со скоростью 5 м/с.
Ответ. »18,5 м/с.
1. 1-й уровень. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия ее существования. Термоядерные реакции.
2-й уровень. Методы регистрации ионизирующих излучений.
3-й уровень. Статистический закон радиоактивного распада.
2. Экспериментальное задание «Расчет общего сопротивления двух последовательно соединенных проволочных резисторов»
1-й уровень. Определите экспериментально общее сопротивление двух последовательно соединенных резисторов.
2-й уровень. Оцените погрешности измерений.
3-й уровень. Как изменится общее сопротивление участка из резисторов, если их соединить параллельно? Почему?
1. 1-й уровень. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие радиоактивных излучений.
2-й уровень. Правило смещения (конкретные примеры).
3-й уровень. Принцип действия атомной бомбы. Принцип действия АЭС. Достоинства и недостатки АЭС в экологическом отношении.
2. Экспериментальное задание «Оценка массы воздуха в классной комнате с использованием барометра, термометра и мерной ленты»
1-й уровень. Оцените массу воздуха в
классной комнате, используя барометр, термометр
и мерную
ленту.
2-й уровень. Оцените погрешность измерения массы воздуха в классе.
3-й уровень. Сколько молекул воздуха выйдет из классной комнаты при повышении температуры до 30 °С?
Статья подготовлена при поддержке сайта школы английского языка «Speak UP». Если у вас возникли сложности с изучением английского языка, и вы не знаете, как восполнить пробелы в учебе, то оптимальным решением станет обратиться в школу английского языка «Speak Up». Перейдя по ссылке: «думаете как выучить английский язык», вы сможете, не отходя от экрана монитора, пройти пробное тестирование и подать заявку на участие. В школе английского языка «Speak Up» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с людьми.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8, Физика-9. – М.: Просвещение, 1999, 2000.
Гуревич А.е. Дифференцированная форма проведения выпускного экзамена. – Физика в школе, 1989, № 1.
Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе. – Физика в школе, 2000, № 3.
Концепция школьного физического образования в России. – Физика в школе, 1993, № 2.
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика-8/Изд. 10-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
Шилов В.Ф., Дик Ю.И., Никифоров Г.Г., Попенкова О.Э., Коровин В.А., Орлов В.А. Экзаменационные билеты по физике. – Физика в школе, 1998, № 2.