Ушедший XX в. подарил человечеству атомную энергетику, искусственные спутники, персональные компьютеры и множество других научно-технических достижений, крупных и мелких. Среди них важнейшую роль для решения информационных, культурных, пропагандистских и даже военных задач играет телевизионное вещание (помните, во время известных событий в Косово в апреле–мае 1999 г. телецентры Югославии были признаны «оборонными объектами» и поражены ракетами НАТО наряду с заводами, электростанциями, бензохранилищами и мостами).
Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным. К началу ХХ в. в одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять – в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса: 1) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов; 2) передача этой последовательности на приемный пункт; 3) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» – преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.).
Первый в мире проект «электрического телескопа» поступил в редакцию научного журнала 20 февраля 1878 г. от профессора физики Адриано де Пайва из г. Порту (Португалия). К этому же периоду относится проект Порфирия Ивановича Бахметьева (1860–1913). Реферат о «телефотографе», как он назвал свой прибор для передачи изображения, был прочитан в Цюрихе на собрании общества «Славия» в 1880 г., а спустя пять лет напечатан в русском техническом журнале «Электричество».
Слово телевидение (te1le1vision) впервые прозвучало 24 августа 1900 г. в докладе Константина Дмитриевича Перского на IV Международном электротехническом конгрессе в Париже, проводившемся в рамках Всемирной промышленной выставки. Доклад под названием «Телевидение как электрическое кино» был опубликован на французском языке, и некоторые историки считают, что это слово ввел в оборот «frenchman Perskyi». Однако К.Д.Перский (1854–1906) был русским. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, основатель которого прибыл к московскому князю Дмитрию Донскому из Персии (отсюда и фамилия).
В 1884 г. немецкий студент Пауль Нипков запатентовал остроумный способ разложения передаваемого изображения на участки вращением перед ним диска с особым образом расположенными отверстиями1, однако реализовать это изобретение удалось не скоро. Диск Нипкова почти полвека привлекал изобретателей и ученых. Сам Нипков только в 1928 г. на выставке в Берлине впервые увидел дисковый телевизор, воспроизводивший изображение с четкостью 30 строк. Заглянув в окошечко аппарата, он не без иронии произнес: «Наконец могу успокоиться, я увидел то, что изобрел 45 лет тому назад: что-то неясное мерцало и двигалось...»
В конце 1899 г. преподаватель Казанского технического училища Александр Аполлонович Полумордвинов (1874–1942) запатентовал систему с передачей сигналов трех основных цветов. Он предлагал использовать два диска, вращающихся на параллельных осях с разными скоростями. В дисках прорезались щели: в одном – по радиусам, а в другом – в форме «логарифмической или архимедовой спирали». Число щелей было кратно трем – по числу основных цветов. На пересечении щелей получалось сквозное ромбическое отверстие, которое и служило развертывающим элементом. Для получения сигнала цветоделенного изображения предлагалось закрывать щели в одном из дисков последовательно красным, зеленым и фиолетовым светофильтрами. Прошедший через ромбическое отверстие свет преобразовывался в электрический сигнал с помощью фотоэлемента. Между оптической проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый момент времени находилось только одно отверстие, закрытое светофильтром только одного цвета. Когда это отверстие сдвигалось за рамку изображения, с противоположной стороны набегало следующее отверстие, закрытое светофильтром другого цвета и смещенное на ширину щели, и т.д. Таким образом, ромбическое отверстие как бы обегало все передаваемое изображение, элемент за элементом, строка за строкой. Светораспределитель представлял собой оптико-механическую систему с последовательной передачей цветов по строкам (когда светофильтрами закрывались кривые щели) или по кадрам (когда светофильтры были на радиальных щелях). Электрический сигнал от фотоэлемента предполагалось передавать на приемный пункт и использовать для управления яркостью источника света на аналогичном развертывающем устройстве. Этот принцип цветопередачи используется до сих пор.
Площадь
изображения Развертывающие отверстия Развертывающие отверстия |
В следующем году Полумордвинов переехал в Петербург, чтобы продолжить образование, и поступил на 3-й курс Электротехнического института. В автобиографии он сообщил, что получил от военного министерства 2000 рублей на осуществление своего изобретения. Однако создать действующую установку ему не удалось.
Нельзя не отметить молодость изобретателей. Полумордвинову исполнилось 25 лет, он только что получил диплом инженера-технолога, Бахметьев и Нипков не вышли из студенческого возраста. А Мечислав Вольфке из польского города Ченстохова еще учился в гимназии, когда в 1898 г. послал заявку на изобретение «телектроскопа» в Петербург (Польша в то время входила в состав России), а затем и в Берлин. 15-летний гимназист впервые предложил сигнал изображения передавать не по проводам, как его предшественники, а по радио. В приемном устройстве Вольфке предлагал использовать газосветную лампу, т.е. электронный прибор. Значит, изобретатель внимательно изучал техническую литературу, опирался на научные достижения своих современников. Впоследствии М.Вольфке прославился работами по голографии.
Чертеж из привилегии А.А.Полумордвинова и портрет изобретателя
К началу ХХ в. сложились предпосылки для электронного телевидения. В 1907 г. преподаватель Петербургского технологического института Борис Львович Розинг2 патентует в России, Англии и Германии «Способ электрической передачи изображений», отличающийся применением электронно-лучевой трубки для воспроизведения изображения в приемном устройстве . Он впервые ввел регулировку интенсивности электронного луча (модуляцию) и развертку по двум координатам для образования прямоугольного растра. Так был создан прототип кинескопа, до сих пор применяемого в телевизорах и мониторах. Хотя передающее устройство у Розинга оставалось механическим, он положил начало новому – электронному – направлению развития телевизионной (ТВ) техники.
Через год английский инженер А.А.Кемпбелл-Суинтон выдвинул идею, а в 1911 г. предложил схему устройства с приемной и передающей трубками. Однако попытка осуществить эту схему ему не удалась. Успешнее шла работа у Розинга, который при финансовой помощи Леденцовского общества (основанного на средства мецената Х.С.Леденцова) завершил постройку макета и 22 мая 1911 г. продемонстрировал передачу и прием изображения в виде решетки из четырех светлых полос на темном фоне. При закрывании одного из просветов решетки на передающей стороне соответствующая ему полоса немедленно исчезала с экрана: в приемнике отражалось действие, происходившее в тот же момент на передающей стороне. Это была первая в мире телевизионная передача. В последующие дни Розинг проводил публичные демонстрации, передавая изображения простых геометрических фигур, ладони и т.п. Несомненный успех Розинга был отмечен присуждением ему в 1912 г. премии и золотой медали им. К.Ф.Сименса – почетного члена Русского технического общества.
Проводить опыты Розингу помогали студенты Техноложки, в том числе сын муромского купца и банкира Владимир Козьмич Зворыкин3, позднее, в 1918 г., эмигрировавший в США, где он приобрел мировую известность как создатель современной системы телевидения.
После публикаций Розинга разработка ТВ-устройств, как механических, так и электронных, пошла ускоренным темпом. В ряде стран были выдвинуты проекты полностью электронных систем – с передающими и приемными трубками. У нас такие системы предлагали Б.П.Грабовский (сын известного украинского поэта), академик А.А.Чернышев, А.П.Константинов4 и др. Однако значительная часть специалистов считала реально осуществимыми только механические системы. На этом пути в 1920-х гг. первых успехов добились Д.Михали (Германия), Д.Бэрд (Англия), Ч.Дженкинс (США) и др., осуществившие передачу и прием простейших изображений с механической разверткой четкостью 30–50 строк. В СССР с тем же успехом механическим телевидением занимались М.А.Бонч-Бруевич (Н.Новгород), П.В.Шмаков, А.М.Халфин и др. (Москва), И.А.Адамян, Л.С.Термен5, А.В.Дубинин, Я.А.Рыфтин и др. (Ленинград).
|
|
|
|
|
В 1929–1930 гг. началось телевещание в ряде стран Европы и США на аппаратуре с механической разверткой. С 1 октября 1931 г. из студии при Московском радиоузле велись телепередачи по немецкому стандарту: 30 строк, 12,5 кадра в секунду, на средних волнах, что позволяло принимать их в других городах и даже за рубежом. Аппаратура была разработана в Москве В.И.Архангельским и другими сотрудниками Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ) под руководством П.В.Шмакова. В следующем году к показу собственных программ приступили студии в ряде других городов СССР, в том числе в Ленинграде, на аппаратуре, изготовленной на заводе им. Коминтерна под руководством А.Л.Минца (впоследствии академика). Промышленность освоила производство дисковых телевизоров Б-2 конструкции А.Я.Брейтбарта.
Первая реакция публики на новое средство коммуникации была восторженной, но вскоре раздались возгласы разочарования, т.к. изображение было таким маленьким, тусклым и нечетким, что остряки слово телевидение превратили в елевидение. В поисках выхода из технического тупика специалисты вернулись к электронным методам. Президент крупнейшей американской радиокорпорации RCA, уроженец Белоруссии, Д.А.Сарнов предложил В.К.Зворыкину возглавить разработку аппаратуры электронного телевидения. Вложенные в это дело большие деньги дали ожидаемый технический эффект. 26 июня 1933 г. на съезде Общества радиоинженеров в Чикаго Зворыкин доложил о создании полностью электронной телевизионной системы, обеспечивающей четкость передачи изображения более 300 строк. А через полтора месяца, 14 августа, приехав в СССР по приглашению советского правительства, он повторил свой доклад в Ленинграде и Москве. Коммерческим итогом визита явилась продажа Московскому телецентру (МТЦ) студийной аппаратуры на 343 строки, 25 кадров.
Одновременно с монтажом аппаратуры в Москве началась разработка Опытного ленинградского телецентра (ОЛТЦ) с аппаратурой на 240 строк (с учетом американского опыта, но на отечественной элементной базе). К регулярным передачам оба телецентра приступили в 1938 г. Завод им. Н.Г.Козицкого освоил производство телевизоров ТК-1 по американской документации для приема передач МТЦ, завод «Радист» выпускал телевизионные приемники 17ТН-1 собственной разработки, в основном для приема передач ОЛТЦ. Всего до начала Великой Отечественной войны было изготовлено около 4 тыс. электронных телевизоров.
За рубежом В.К.Зворыкин пользовался славой создателя телевидения и занимал пост почетного вице-президента RCA. Он был кавалером орденов многих стран, почетным членом ряда академий и научных обществ. При жизни В.К.Зворыкин не оставлял без внимания своих земляков, приезжавших в США для обмена опытом. По его совету был заключен пятилетний договор между RCA и Радиопромом СССР на 1936–1940 гг. о научно-техническом сотрудничестве, который дал мощный импульс развитию радиопромышленности СССР в довоенный период.
В Англии телевизионную систему на 405 строк создавала компания Marconi-EMI. Работой руководил Исаак Юльевич Шенберг, уроженец г. Пинска (Белоруссия), до 1914 г. работавший главным инженером завода Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) в Петербурге. Уже весной 1935 г. английская система электронного телевидения демонстрировалась в действии, и ее работа была показана делегации СССР. Передачи Би-би-си, использующей эту систему, начались в 1936 г. и были прекращены 1 сентября 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны. Регулярное телевещание продолжалось только в США, где за годы войны был осуществлен переход на 525-строчный стандарт, проведены экспериментальные работы по цветному телевидению, разработаны чувствительные передающие трубки.
После войны первым в Европе 7 мая 1945 г. возобновил передачи Московский телецентр, в 1946-м – Лондонский, оба по довоенному стандарту. Ленинградский телецентр был переоборудован на четкость в 441 строку (в то время самую высокую в Европе) и пущен к 7 ноября 1947 г. В 1948 г. в СССР (а затем и в других европейских странах) был внедрен современный 625-строчный стандарт. Началось систематическое развитие технических средств телевидения.
Аппаратура первого поколения (1950–1965 гг.) была рассчитана, как правило, на однопрограммное черно-белое вещание непосредственно из студии или передвижной ТВ- станции. В аппаратуре применялись электронные лампы, крупногабаритные детали, навесной монтаж. Частичная унификация позволила приступить к серийному производству аппаратуры и укомплектовать ею более ста программных телецентров, расположенных в больших городах СССР и ряде стран СЭВ. Унификация способствовала увеличению выпуска телевизоров до 4 млн изделий в год. Некоторые типы отечественных телевизоров, передающая камера и ряд электронных приборов были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе.
Разработка цветной телевизионной системы, совместимой с существовавшей черно-белой, началась по инициативе кафедры телевидения ЛЭИС, которую с 1937 г. возглавлял П.В.Шмаков. В 1955 г. было получено первое цветное изображение. С помощью специалистов НИИ и промышленности было завершено оборудование Московского и Ленинградского телецентров для опытного вещания цветных программ.
Создание аппаратуры второго поколения происходило в 1965–1975 гг. на основе широкого использования полупроводниковых приборов, высокочувствительных передающих трубок, печатного монтажа. Типаж аппаратуры отрабатывался на новом Общесоюзном телецентре в Останкине с телевизионной башней высотой 538 м. ОТЦ обеспечивал многопрограммное вещание, не только монохромное, но и цветное, с возможностью предварительной записи программ на магнитную ленту, для чего аппаратура была укомплектована отечественными видеомагнитофонами «Электрон» или «Кадр». Годовой выпуск телевизоров достиг 7,0 млн штук, из них 600 тыс. были цветными.
Эволюция четкости: а) 30-строчное
изображение А.В.Дубинина; б) 60-строчное
изображение акад. А.Ф.Иоффе; в) 300-строчное
изображение А.М.Халфина; |
В США система цветного телевидения, совмещающаяся с действующей черно-белой, была разработана RCA и утверждена в качестве национального стандарта в декабре 1953 г. Этот стандарт приняли также Япония в 1960 г., и Канада в 1964 г., где черно-белое вещание соответствовало американским нормам. Выбор системы цветного телевидения для Европы проходил в острых дискуссиях экспертов. Принять единую систему не удалось, но, к счастью, из тридцати предложенных систем выбрали две. К советско-французской системе СЕКАМ присоединились страны Восточной Европы, часть африканских и азиатских стран. Остальные остановили свой выбор на западно-германской системе ПАЛ. Регулярное вещание по системе СЕКАМ из Москвы и Парижа открылось 1 октября 1967 г.
23 апреля 1965 г. в распоряжение связистов поступил спутник связи «Молния-1», выведенный на высокую эллиптическую орбиту. В тот же день с помощью этого спутника была проведена прямая ТВ-передача из Владивостока в Москву. В 1967 г. началось внедрение ТВ-вещания с использованием спутников типа «Молния» и наземных станций «Орбита». Одними из первых в эту систему были включены Новосибирск и Магадан.
Эволюция телевизионного приемника: а) Б-2,
1932 г.; б) ЦРЛ, 1935 г.; в) 17ТН-1, 1940 г.; г) «Ладога-205», 1973 г.
Внедрение новой технологии телевещания – с магнитной ленты – началось в США, с передачи компании CBS 30 ноября 1956 г., записанной на видеомагнитофон фирмы Ampex. Старая технология вещания из студии непосредственно в эфир держала технический и творческий персонал в напряжении от начала до окончания передачи. Видеозапись позволяла заменить неудачные сцены при монтаже. Кроме того, новая технология создавала условия для обмена программами, их тиражирования, накопления в видеотеках.
Идею способа и устройства видеозаписи впервые предложил в Петрограде изобретатель, о котором американский журнал Общества кино и телевидения (SMPTE J., 1981, № 6, р. 508) поместил следующие строки: «В 1922 г. Борис Рчеулов сделал два изобретения, одно из которых – вакуумные трубки с вибрирующими элементами, другое – система магнитной записи на движущуюся железную ленту с катушками для ее намотки. С их помощью предлагалось осуществлять запись и воспроизведение визуальных и звуковых сигналов...» Изучение личного архива изобретателя показало его упорные попытки добиться реализации изобретения в Ленинграде (о чем подробно сообщали в то время газеты), а затем – при финансовой поддержке скрипача Яши Хейфеца – в Лондоне. Обнаружилось, что Борис Александрович Рчеулов (Рчеули) родился в столице Грузии, а его крестным отцом был знаменитый оперный певец Ф.И.Шаляпин.
Более заметный «русский след» в разработке магнитной видеозаписи оставил Александр Матвеевич Понятов, уроженец Казанской губернии, глава известной фирмы Ampex, название которой и сложилось из его инициалов и первых букв слова excellence (превосходный). В 1951 г. А.М.Понятов одобрил предложенный молодым инженером Ч.Гинзбургом способ записи видеосигналов с помощью вращения магнитных головок поперек движения ленты. Фирма Ampex приступила к разработке видеомагнитофона на основе поперечно-строчной записи видеосигнала.
Другие фирмы в то время разрабатывали видеомагнитофоны на основе продольной записи с непомерно большим расходом ферромагнитной ленты. Смелое решение Понятова оказалось перспективным. В апреле 1956 г. он демонстрировал видеомагнитофон с вращающимися головками на конференции в Чикаго. Последующие годы прошли под знаком внедрения магнитной видеозаписи по системе Ampex в мировую практику телевещания.
Отмечая выдающийся вклад А.М.Понятова в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения в 1982 г. учредило золотую медаль им. Александра Понятова, присуждаемую ежегодно за большие заслуги в области магнитной записи.
Разработка в СССР аппаратуры третьего поколения началась в 1974 г., а ее серийное производство – в 1977 г. Она создавалась применительно к цветному вещанию с широким использованием интегральных микросхем, что обеспечивало высокую надежность при долговременной работе. Предусматривались нововведения, расширяющие творческие и технические возможности персонала, например, электронная проекция заднего плана (рир-проекция), электронная указка, устройства стоп-кадра, повторов в замедленном темпе, раскрашивания фона и надписей, спецэффектов с программным управлением и т.д. Эта аппаратура явилась основой Олимпийского телерадиокомплекса (ОТРК), обеспечившего трансляцию из Москвы игр ХХII Летней олимпиады в 1980 г.
ОТРК создавали в сжатые сроки, преодолевая трудности, вызванные отказом ряда зарубежных фирм от своих обязательств по поставке оборудования. Тем не менее строительство комплекса под руководством директора ВНИИ телевидения профессора Игоря Александровича Росселевича было успешно завершено. В дни Олимпиады ежедневно создавалось до двадцати программ с сотней комментариев на разных языках. Кроме того, в эфир выпускались девять информационных и три всесоюзные олимпийские программы. Для формирования программ использовалось 330 телекамер, 88 передвижных телевизионных станций (ПТС), более 300 видеомагнитофонов для записи и монтажа. В основном применялась аппаратура отечественного производства. Исключение составила часть звукового оборудования, изготовленного в Венгрии, а также центральной аппаратной и некоторых устройств видеозаписи. Телевизоров в олимпийском году в нашей стране было продано 7,5 млн штук, из них 2,3 млн цветных.
Когда погасли огни Московской олимпиады, аппаратура ОТРК стала использоваться для формирования четырех дублей программ Центрального телевидения с учетом расположения страны в нескольких часовых поясах. Специалисты между тем приступили к созданию следующего, четвертого, поколения телевизионной аппаратуры, основным признаком которой было применение цифровой обработки сигналов, обеспечивающей сохранение качества изображения независимо от того, сколько звеньев преобразования оно прошло. Комплект цифровой аппаратуры для телевизионного вещания, отвечающий международным нормам, был создан специалистами ВНИИ телевидения в 1985 г. и демонстрировался на международной выставке «Связь-86», а затем был введен в эксплуатацию на Ленинградском телецентре.
Начавшаяся перестройка экономики и последовавшее за ней образование на месте СССР государств СНГ нарушили запланированный перевод телецентров на аппаратуру четвертого поколения, к серийному выпуску которой промышленность не приступила из-за отсутствия финансируемых заказов. Технический уровень центрального вещания поддерживался за счет импорта, но замедление темпа разработок и производства передающей аппаратуры сказалось на техническом качестве программ, которые создавались в региональных центрах на устаревшем оборудовании.
Спрос на отечественные телевизоры в России оставался устойчивым вплоть до 1993 г., что стимулировало их производство на прежнем уровне. Были разработаны телевизоры четвертого, а затем и пятого поколений на новых микросхемах с повышенной степенью интеграции и размещением всех деталей на одной печатной плате, с дистанционным управлением и возможностью сопряжения с любыми внешними устройствами – видеомагнитофоном, персональным компьютером, приемником спутникового телевидения и др. Однако широкий доступ на российский рынок зарубежной аппаратуры, издержки налоговой и таможенной политики поставили отечественных производителей в невыгодные условия конкуренции. В 1994 г. производство телевизоров в стране резко сократилось, и только к концу столетия наметилось некоторое оживление.
А.М.Понятов у первого
видеомагнитофона и медаль в его честь
Продолжает развиваться распределительная сеть телевидения, включающая в себя комплекс космических и наземных линий связи, которые дают возможность распространять программы ОРТ и РТР по всей стране, а некоторые другие программы – в отдельных достаточно больших регионах. В этой сети задействованы около 330 мощных передающих станций и 8000 ретрансляторов малой мощности, получающих сигналы с радиорелейных линий и спутниковых систем «Орбита», «Экран», «Москва». В развитии многопрограммного вещания видное место отведено распространению систем кабельного телевидения. В районах с малой плотностью населения устанавливаются аппараты для приема ТВ-сигналов непосредственно с ИСЗ.
В октябре 1997 г. Ассамблея международного союза электросвязи (МСЭ) приняла большой пакет мировых стандартов в области телевидения высокой четкости (ТВЧ), с удвоением числа строк цифрового многопрограммного телевидения (МПТВ), цифрового наземного ТВ-вещания и др., подготовленный XI исследовательской комиссией МСЭ под председательством видного российского ученого профессора Марка Иосифовича Кривошеева. Полный переход к цифровым методам передачи ТВ-сигналов рассчитан на 10 и более лет. Имеющиеся в мире 1,3 млрд телевизоров подлежат постепенной замене. Рынок цифрового телевидения на ближайшие годы оценивается колоссальной суммой в несколько сотен миллиардов долларов.
В США законодательно уже принят новый стандарт на цифровое ТВЧ, одобрены правила выдачи 1600 бесплатных лицензий на вещание, а 240 млн нынешних телевизоров признаны устаревшими, в связи с чем вещание по существующей системе будет полностью прекращено в 2006 г. По новому стандарту число строк будет 1150 (в странах Европы 1250), формат кадра – 16 : 9 вместо 4 : 3. Таким образом, в качественном отношении телевидение совершит огромный скачок, сравнимый с переходом от механической развертки к электронной в середине 30-х гг.
По мнению видного российского ученого в области телевидения (с довоенным опытом) профессора Сергея Васильевича Новаковского, для внедрения в России новой ТВ-системы потребуется воссоздать мощную научную базу и государственный координирующий орган с широкими полномочиями, восстановить радиоэлектронную промышленность и телевизоростроение, т.к. распыленные акционерные общества решить эту крупнейшую народнохозяйственную задачу не смогут. Перечисленные меры позволят организовать много рабочих мест для специалистов и рабочих, сократить импорт ТВ-аппаратуры, создать условия для развития прикладного и бытового телевидения. Научно-технический потенциал России вполне достаточен для решения новых задач в области телевидения. При этом нет нужды «догонять» мировой уровень, как в случае с другими видами продукции, поскольку многие перспективные ТВ-технологии находятся в стадии становления, и их комплексные разработки и освоение придется проводить практически с нуля. Нет сомнения, что телевидение XXI в. удивит нас своим высоким качеством.
Константин Дмитриевич Перский – автор термина te1le1vision
Вопрос о появлении термина «телевидение» по-разному освещается в печати. В известных источниках первое печатное упоминание этого термина имело место в сборнике докладов IV Международного электротехнического конгресса, проходившего с 18 по 25 августа 1900 г. в рамках Всемирной выставки в Париже, посвященной смене столетий (см. в книге: Perskyi C. Te1le1vision au moyen de l’Electricite1./Congres International de l’Electricite1, Paris 18–25 Aout. 1900. – P.: Gauthier-Villars, 1903). Из-за французского языка источника некоторые историки считают, что автором доклада был француз Perskyi.
Однако Константин Дмитриевич Перский, как это следует из его послужного списка (см. Архив ВИМАИВ и ВС, ф. 25, оп. 102, д. 80, 1906 г., л. 1775–1779), родился в Тверской губернии 21 мая (2 июня) 1854 г., учился в Михайловском артиллерийском училище, по окончании которого поручиком участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. под командованием наследника цесаревича и был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». В 1882 г. окончил Михайловскую артиллерийскую академию, с 1883 по 1886 гг. учился в Николаевской академии генерального штаба, но был отчислен «по домашним обстоятельствам». Дальнейшую службу проходил в Санкт-Петербурге в качестве начальника мастерских Патронного, затем Трубочного завода, был произведен в полковники (1902 г.), являлся кавалером орденов Святого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней, Святой Анны 2-й и 3-й степеней. Из адресных книг «Весь Петербург» следует, что он скончался в 1906 г., будучи генерал-майором.
В списке отражена только служебная деятельность К.Д.Перского, его участие в испытании ряда артиллерийских приборов, в электроосвещении зданий военных училищ, в различных комиссиях, например, по участию в Нижегородской выставке 1896 г., в изучении образцов кабелей в музее Электротехнического института. «Высочайшим соизволением» 13 июля 1900 г. он был командирован во Францию – для посещения Всемирной выставки «с целью ознакомления с различными предметами электротехники». О том, что Перский читал в Париже упомянутый выше доклад, в послужном списке не отмечено, не отражена и его активная деятельность в научно-технических обществах.
Известно, что К.Д.Перский в 1893 г. был награжден бронзовой медалью Русского технического общества «за рациональную конструкцию охранительного предупредителя от попыток тайного проникновения в помещение» (прибор демонстрировался на Всемирной выставке 1893 г. в Чикаго), участвовал во Всероссийских электротехнических съездах и на первом съезде сделал доклад «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)», в котором рассмотрел проекты П.Нипкова, П.И.Бахметьева, Н.Шефлера и Я.Щепаника. Другой его доклад был посвящен жизни и трудам П.Н.Яблочкова. Активное участие принимал К.Д.Перский в прениях по докладам коллег. Он дал высокую оценку проекту передачи изображений в натуральных цветах, предложенного А.А.Полумордвиновым при его рассмотрении в РТО 28 апреля 1900 г., и отметил его осуществимость, не в пример способу качающейся призмы Я.Щепаника. Выступая 24 августа 1900 г. на Электротехническом конгрессе в Париже, К.Д.Перский включил в свой доклад и проект Полумордвинова.
Таким образом, К.Д.Перский – еще один россиянин,
оставивший след в истории мирового телевидения,
наряду с П.И.Бахметьевым, А.А.Полумордвиновым,
И.А.Адамяном, Б.Л.Розингом, Б.А.Рчеуловым,
Б.П.Грабовским, А.А.Чернышевым,
А.П.Константиновым, В.К.Зворыкиным, И.Ю.Шенбергом,
А.М.Понятовым и рядом других известных ученых,
инженеров и изобретателей.
Поздравляем с юбилеем!
От всей души поздравляем Вас с юбилеем и желаем любви, радости, добра, взаимопонимания и дальнейших профессиональных успехов!
Виктор
Александрович Урвалов родился 26 января 1928 г. в
Ленинграде; в рабочей семье он был средним из
пятерых детей, Отец – механик типографии, мать –
домашняя хозяйка. Родители умерли в 1942 г. Дед
по отцу – крестьянин Костромской губернии, дед
по матери – бочар пивоваренного завода в
Петербурге.
До войны успел закончить 6-й класс, занимался в
конструкторском кружке Дворца пионеров. В июле
1941 г. вместе со школой был эвакуирован,
продолжал учебу, работал. Летом 1943 г. с группой
старших школьников был направлен на работу в
Молотов (ныне Пермь). Ему повезло попасть в
физическую лабораторию завода авиационных
моторов им. Сталина и, более года занимаясь
контролем материалов и деталей, освоить
электрические и магнитные измерения,
спектральный анализ и монтаж. В 16 лет он мог
рассчитать и изготовить трансформатор, собрать
выпрямитель, генератор, усилитель, несложный
прибор.
По возвращении в Ленинград в 1944 г. работал на
кафедре физической химии Технологического
института и в радиомастерской Минно-торпедного
института, а с 1947 г. – в НИИ телевидения,
принимал участие в монтаже опытных ТВ-систем и
восстановительных работах на Ленинградском
телецентре. В армии сдал экзамен на
радиотелеграфиста 1-го класса.
Окончив заочный филологический факультет ЛГУ, с
1960 г. работал редактором научно-технической
литературы. Историей науки и техники увлекся в
1963 г., когда готовил исторический обзор в связи
с 25-летием телевещания. Всего опубликовал более
250 статей, десять книг и брошюр, в их числе «Очерки
истории телевидения» (М.: Наука, 1990), «Б.Л.Розинг»
(М.: Просвещение, 1991, сер. «Люди науки») и др.
С 1980 г. руководит Исторической секцией НТО РЭС
им. А.С. По-пова в Петербурге. К 100-летию
изобретения радио в 1995 г. и 90-летию
электронного телевидения в 1997 г. были
подготовлены тематические номера журнала
«Радиоэлектроника и связь», представители
секции вошли в состав оргкомитетов, готовили
юбилейные заседания, выступали по радио и
телевидению, защищая отечественный приоритет.
С 1998 г. В.А.Урвалов работает ученым секретарем
в Мемориальном музее А.С. Попова. Им подготовлено
около 100 статей о выдающихся деятелях физики,
радиоэлектроники и электросвязи для
энциклопедических изданий, проведены десятки
экскурсий для школьников и студентов.
Виктор Александрович вместе с женой Ольгой
Александровной воспитали двух
сыновей-музыкантов, дипломантов международных
конкурсов им. Ф.Шопена. Растут три внука и две
внучки. Труд В.А.Урвалова отмечен
государственными наградами – медалями «За
доблестный труд в годы Великой Отечественной
войны», «За доблестный труд в связи со 100-летием
В.И.Ленина», «В память 250-летия Ленинграда»,
«Ветеран труда» и «50-летие победы в Великой
Отечественной войне». В 1988 г. приказом
министра связи В.А.Урвалову присвоено звание
почетного радиста СССР, в 1994 г. он избран
почетным членом НТО РЭС им. А.С.Попова.
1 См. также: Семке А.И. «Телевидение». № 12/02. (Замечания В.А.Урвалова в № 22/02.) – Прим. ред.
2 Подробнее см. статьи Урвалова В.А. «Основоположник электронного телевидения» (о Б.Л.Розинге) в № 4/02; «Пионер телевизионной техники» (о В.К.Зворыкине) в № 26/2000. – Прим. ред.
3,4 О А.П.Константинове подробнее см. статью его дочери Н.А.Константиновой «У истоков телевидения» в № 16/2000. – Прим. ред.
5 подробнее о Л.С.Термене см. статью В.А.Урвалова «Физик и музыкант» в № 6/01. – Прим. ред.