Конкурс «Контрольно-измерительные материалы для единого государственного экзамена»

Приказом Министерства образования РФ № 2820 от 19.07.2002 г. объявлен конкурс «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена в 2003 году». Конкурс проводится в три этапа. На первом этапе организуется первичная экспертиза поданных заявок и комплектов заданий. Целью первого этапа является отбор заявок и заданий, которые удовлетворяют требованиям и условиям проведения конкурса. Вновь поступившие задания, аналоги которых имеются в банке тестовых заданий ЕГЭ, на втором этапе конкурса не рассматриваются.

На втором этапе конкурса отобранные комплекты заданий проходят содержательную и тестологическую экспертизу, а также выборочную экспериментальную проверку на основе стандартизированных процедур. На этом этапе выявляются комплекты заданий, которые могут претендовать на призовые места, а также отдельные задания и комплекты заданий с целью приобретения Министерством образования Российской Федерации для банка заданий ЕГЭ.

На третьем этапе на основании результатов экспертизы определяются победители конкурса. Конкурс завершается объявлением его результатов. Задания, рекомендованные конкурсной комиссией, приобретаются у участников конкурса по цене от 100 до 300 рублей за задание в зависимости от его характеристик и значимости для включения в банк заданий ЕГЭ (значимость указывается в кодификаторах элементов содержания образовательных предметов, которые представлены на сайте http://www.ege.ru). С победителями конкурса могут быть заключены государственные контракты на разработку контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена.

Материалы на конкурс принимаются до 18:00 ч. 15 октября 2002 г. Дата начала приема заявок: 1 сентября 2002 г. Итоги конкурса будут объявлены до 1 февраля 2003 г.

Консультации по контрольно-измерительным материалам можно получить по телефонам: (095) 151-90-47, (095) 923-84-29, а также по e-mail: lat@metodist.ru .

ФИЗИКА

Конкурсные задания по физике разрабатываются на основе следующих нормативных документов:

При этом также учитываются:

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к приказам Минобразования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г.).

В кодификаторе каждый контролируемый элемент содержания имеет свой порядковый номер. Каждому заданию необходимо присвоить номер того элемента содержания в кодификаторе, на проверку которого, прежде всего, оно нацелено. При составлении комплексных заданий, в которых проверяется умение синтезировать разные элементы знаний, следует задание соотносить с большим номером кодификатора. Например, если задание проверяет знание второго закона Ньютона (код 1.12) и силы Лоренца (код 3.26), то в характеристиках задания указывается код 3.26.

В шести последних столбцах таблицы указано, какой формы и какой сложности задания предлагается составлять по каждому элементу содержания: ВБ – означает задания с выбором ответа и базового уровня сложности, ВП – задания с выбором ответа повышенного уровня сложности, КП – задания с кратким ответом повышенного уровня сложности, РП – задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности, РВ – задания с развернутым ответом высокого уровня сложности.

Цифры 0, 1 и 2, которые проставлены в трех последних столбцах таблицы для каждого элемента содержания, указывают на необходимость составления заданий определенной формы и сложности по данному элементу содержания. «0» означает, что на данный элемент содержания в банке КИМ уже имеется достаточное число заданий и не требуется составлять новые; «1» означает, что в банке имеется некоторое число заданий, но их явно недостаточно и требуются новые; «2» означает, что на данный элемент содержания крайне необходимы новые задания.

Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2003 г.

На едином государственном экзамене по физике проверяются не только основные элементы знаний, отраженные в «Кодификаторе», но и различные виды деятельности, представленные ниже:

1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия; называть фундаментальные эксперименты, оказавшие большое влияние на развитие физики, и имена ученых, их осуществивших.
2. Объяснять физические явления и процессы.
3. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.
4. Применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне.
5. Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне.
6. Описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах.
7. Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов.
8. Владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.
9. Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий.
10. Выдвигать гипотезы о связи физических величин.
11. Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем и т.п.

Согласно «Положению о конкурсе», задания должны составлять серии из десяти равнозначных заданий. Если серии заданий будут отобраны экспертами, то они войдут в 10 параллельных вариантов КИМ под одним номером.

Если при выполнении задания необходимо использовать дополнительные материалы или оборудование, то в таблицу характеристик заданий в графу «Усл. вып.» записывается соответствующий номер из таблицы 1 (см. примеры 4, 9).

Пример 1.

Таблица 1. Список дополнительных материалов и оборудования, необходимых для выполнения задания

     Дополнительные материалы или оборудование
1
2
3
4
5

6
Калькулятор
Набор приборов для выполнения экспериментального задания
Таблица Менделеева
        Таблица тригонометрических функций
Справочные таблицы с физическими характеристиками веществ,           атомов и т.п.
Таблица фундаментальных физических констант

Типы заданий

В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по физике используются задания :

с выбором ответа – тип «В» (уровни сложности – базовый и повышенный);
с кратким ответом – тип «К» (уровень сложности – повышенный);
с развернутым ответом – тип «Р» (уровни сложности – повышенный и высокий).

Ниже приводятся примеры задания разного типа, направленные на проверку усвоения различного содержания и видов деятельности.

Задания с выбором ответа

Для каждой серии заданий с выбором ответа должны быть одинаковыми следующие характеристики:

– код его тематической принадлежности (по кодификатору);
– уровень сложности задания;
– вид деятельности.

Открытие какой закономерности из перечисленных ниже связано с именем М.Фарадея?

1) зависимость силы тока, протекающего по участку электрической цепи, от напряжения на этом участке;
2) зависимость количества теплоты, выделившейся на участке электрической цепи от ее параметров;
3) зависимость ЭДС индукции, возникающей на концах проводника, от изменения магнитного потока;
4) зависимость силы взаимодействия неподвижных заряженных частиц от расстояния между ними.

Ответ: 3.

Пример 2

При испарении жидкость остывает. Молекулярно-кинетическая теория объясняет это тем, что при этом жидкость покидают молекулы с:

1) наименьшим размером;
2) наибольшей скоростью;
3) наименьшей скоростью;
4) наибольшей массой.

Ответ: 2.

Пример 3

Равнодействующая сил, действующих на автомобиль,
скорость которого зависит от времени так, как представлено
на графике, равна нулю в интервалы времени:

1) 0–2 с;
2) 2–4 с;
3) 4–6 с;
4) 0–6 с.

Ответ: 1.

 

Пример 4

Камень бросили с балкона три раза с одинаковой по модулю начальной скоростью.
Первый раз вектор скорости камня был направлен вертикально вверх,
во второй раз – горизонтально, в третий раз – вертикально вниз.
Если сопротивлением воздуха можно пренебречь, то модуль скорости камня при подлете к земле будет:

1) больше в первом случае;
2) больше во втором случае;
3) больше в третьем случае;
4) во всех случаях одинаковым.

Ответ: 4.

Пример 5

Кислород находится в сосуде вместимостью 0,4 м3 под давлением 8,3 • 105 Па и при температуре 320 К. Масса газа равна:

1) 2 кг;
2) 0,4 кг;
3) 4 кг;
4) 2 • 10–23 кг.

Ответ: 3.

Пример 6

Свинец плавится при постоянной температуре.
Подводимая к нему энергия преобразуется:

1) в энергию движения его частиц;
2) в кинетическую энергию куска свинца;
3) в энергию взаимодействия его частиц;
4) в потенциальную энергию куска свинца.

Ответ: 3.

Пример 7

Выберите правильное утверждение.

Явление электромагнитной индукции положено в основу действия:

1) трансформатора;
2) электродвигателя;
3) школьного демонстрационного гальванометра;
4) гальванического элемента.

Ответ: 1.

Пример 8

В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелоки.
При неосторожном обращении с таким (полупроводниковым) лазером можно:

1) вызвать ожог кожи тела;
2) прожечь костюм;
3) получить опасное облучение организма;
4) повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.

Ответ: 4.

Пример 9

Законы Ньютона нельзя применять при расчете движения

1) планет вокруг Солнца;
2) ракеты в космическом пространстве;
3) электронов в трубке кинескопа;
4) электронов в атоме.

Ответ: 4.

Следует обратить внимание на то, что задания, включающие отрицание, как правило, вызывают затруднения у учащихся и не могут быть отнесены к заданиям базового уровня. Приведенное выше задание является заданием повышенного уровня сложности («П» – в графе «Уров. сложн.»).

Пример 10

Обнаружено, что рассада помидоров развивается лучше (высота растений увеличивается) по мере удаления от неисправной СВЧ-печки.
Выдвинуты две гипотезы причин такой зависимости:

I. СВЧ-излучение, проникающее наружу, пагубно сказывается на развитии живых организмов.
II. В неисправной СВЧ-печке при ее работе образуются ядовитые вещества, которые отравляют живые организмы.

Запланировано поместить вокруг рассады металлическую сетку и повторить эксперимент с рассадой. Какую из гипотез подтвердит запланированный эксперимент, если выяснится, что в новых условиях развитие рассады не зависит от расстояния до СВЧ-печки?

1) только I;
2) только II;
3) ни I, ни II;
4) и I, и II.

Ответ: I.

Пример 11

 Ученик исследовал движение тела массой 0,1 кг по наклонной плоскости  с использованием
электромагнитного вибратора, который колеблется с периодом 0,02 с, и оставляет метки, показанные на рисунке. Оцените импульс тела в момент времени t = 0,1 с.

Ответ: 3.

Задания с кратким ответом

Для каждого задания с кратким ответом из данной серии в 10 равнозначных заданий должны быть одинаковыми следующие характеристики:

- раздел, код (или совокупность кодов, если задание комплексное) его тематической принадлежности (по кодификатору – см. сайт www.ege.ru),
- уровень сложности задания

В заданиях с кратким ответом должны быть подобраны цифры, удобные для расчетов. Поскольку проверка заданий осуществляется компьютером, то ответ должен быть в виде целого числа (за счет округления, умножения на число, кратное 10, использование дольных и кратных единиц и т.д.). Данные и ответы приводить в Международной системе единиц (СИ) и быть одинаковыми по сложности. К заданию с кратким ответом обязательно должно прилагаться краткое решение.

Пример 12.

На рисунке дан ход лучей через тонкостенный сосуд в форме параллелепипеда, заполненного жидкостью. Чему равен показатель преломления n жидкости ? Ответ округлить до десятых. В бланк ответов записать число 10n.

/Решение:

n = sin a/sin b

Как видно из чертежа, синусы углов, являющихся отношениями соответствующих катетов к гипотенузе, легко вычислить как отношение катетов, если гипотенузы треугольников, содержащих углы падения и преломления, равны. Тогда  n=4/3 » 1,33»1,3;  10n = 1,3°10 = 13

Задания с развернутым ответом

Задания с развернутым ответом должны образовывать серии по 10-и равнозначных заданий на один раздел (тему) и быть одинаковыми по сложности. Среди задач с развернутым ответом, наряду с традиционными расчетными задачами, должны быть задания, соответствующие новому разделу обязательного минимума содержания образования «Методы научного познания и физическая картина мира».

Для каждого задания с развернутым ответом из данной серии должны быть одинаковыми следующие характеристики:

- раздел и совокупность кодов, поскольку задание должно являться комплексным.
- для традиционных расчетных задач - уровень сложности задания (сумма баллов, соответствующая числу этапов решения)
- для задач на владение методами научного познания – элемент метода: описание эксперимента, технического устройства, выдвижение гипотез и методов их проверки, формулирование существенных черт физической картины мира и т.п.

Для каждого задания с развернутым ответом должен быть представлен возможный вариант решения с разбивкой на этапы. Если, к примеру, при разбивке решения на этапы оценивается наличие чертежа, то указание на необходимость выполнения чертежа следует включить в текст задания. При наличии альтернативного решения желательно также привести разбивку его на этапы. Решение является заготовкой для проверки задания экспертами, поэтому должно содержать словесный комментарий, ссылки на законы и т.п.

Пример13.

Шайба, брошенная вдоль наклонной плоскости, скользит по ней,
двигаясь вверх, а затем скользит вниз. График зависимости модуля
скорости шайбы от времени дан на рисунке.
Найти угол наклона плоскости к горизонту.
Решение следует сопроводить чертежом с указанием действующих на шайбу сил.

 

 

Решение и критерии оценки:

№ этапа Содержание этапа решения Чертеж, график, формула Оценка этапа
в баллах
1 На основании графика зависимости модуля скорости от времени можно рассчитать модули ускорений шайбы: при движении ее вверх a1=1,5м/с2 при движении вниз а2 = 1 м/с2, а также сделать вывод о том, что при движении тела и вверх, и вниз действует сила трения, поскольку модули ускорений разные. a1 = tgj1
a2 = tgj2
1
2 Наличие рисунка с указанием сил, действующих на тело, и ссылка на второй закон Ньютона или запись его в векторном виде 1
3 Наличие записи II закона Ньютона в проекциях на ось, перпендикулярную плоскости, и ось, направленную вдоль плоскости вниз Для движения шайбы вверх: N–mgcosa=0 ma1=mgsina+mN=mgsina+mmgcosa
Для движения шайбы вниз
ma2=mgsina-mmgcosa
1,5
4 Решение системы уравнений с получением ответа в общем виде m(a1+a2)=2mgsina;
sina= (a1+a2)/2g
1
5 Получение численного ответа sina=0,125; a= arcsin 0,125= 7,2o Примечание. Правильным ответом считать оба численных ответа a=arcsin0,125 и a=7,2o 0,5
    Максимальный балл 5

Пример 14.

Приведите три (и только три) примера из любых разделов курса физики, показывающих, что физические законы и теории имеют границы применимости.

/Решение и критерии оценки:

№ п/п Возможный вариант выполнения задания. Могут быть приведены следующие примеры. Оценка
(в  баллах)
1 Уравнение Менделеева-Клапейрона справедливо для разреженных газов с малой концентрацией частиц 1
2 Закон Ома справедлив при малых токах, при которых температура проводника практически не изменяется 1
3 Классическая механика Ньютона может быть применена в случаях рассмотрения движений со скоростями много меньших скорости света 1
 

Максимальный балл  

3

Примечание: 1 балл выставляется за любой другой правильный пример

Пример 15.

Обнаружено, что северный конец магнитной стрелки в комнате направлен к окну. Предложите три (и только три) возможные гипотезы, объясняющих причину этого явления, а также опыты, позволяющие проверить каждую из предложенных Вами гипотез.

Решение и критерии оценки:

№ п/п Возможный вариант выполнения задания. Могут быть приведены следующие гипотезы и опыты по их проверке: Оценка
(в баллах)
1 Окно “смотрит” на север. Определить ориентацию окна по отношению к сторонам горизонта, выйдя из здания (по звездам, по компасу,по деревьям и т.д.)   1
2 Наличие кабеля в полу комнаты, по которому проходит большая сила тока. Перейти в другую комнату и посмотреть на поведение компаса.   1
3 Наличие мощного магнита в области окна. Провести наблюдений с магнитной стрелкой с другой стороны окна   1
 

Максимальный балл   

  3
Примечание: 1 балл выставляется за любую другую возможную разумную гипотезу, например, наличие массивного железного предмета в области окна

TopList