Приказом Министерства образования РФ № 2820 от 19.07.2002 г. объявлен конкурс «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена в 2003 году». Конкурс проводится в три этапа. На первом этапе организуется первичная экспертиза поданных заявок и комплектов заданий. Целью первого этапа является отбор заявок и заданий, которые удовлетворяют требованиям и условиям проведения конкурса. Вновь поступившие задания, аналоги которых имеются в банке тестовых заданий ЕГЭ, на втором этапе конкурса не рассматриваются.
На втором этапе конкурса отобранные комплекты заданий проходят содержательную и тестологическую экспертизу, а также выборочную экспериментальную проверку на основе стандартизированных процедур. На этом этапе выявляются комплекты заданий, которые могут претендовать на призовые места, а также отдельные задания и комплекты заданий с целью приобретения Министерством образования Российской Федерации для банка заданий ЕГЭ.
На третьем этапе на основании результатов экспертизы определяются победители конкурса. Конкурс завершается объявлением его результатов. Задания, рекомендованные конкурсной комиссией, приобретаются у участников конкурса по цене от 100 до 300 рублей за задание в зависимости от его характеристик и значимости для включения в банк заданий ЕГЭ (значимость указывается в кодификаторах элементов содержания образовательных предметов, которые представлены на сайте http://www.ege.ru). С победителями конкурса могут быть заключены государственные контракты на разработку контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена.
Материалы на конкурс принимаются до 18:00 ч. 15 октября 2002 г. Дата начала приема заявок: 1 сентября 2002 г. Итоги конкурса будут объявлены до 1 февраля 2003 г.
Консультации по контрольно-измерительным материалам можно получить по телефонам: (095) 151-90-47, (095) 923-84-29, а также по e-mail: lat@metodist.ru .
Конкурсные задания по физике разрабатываются на основе следующих нормативных документов:
При этом также учитываются:
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к приказам Минобразования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г.).
В кодификаторе каждый контролируемый элемент содержания имеет свой порядковый номер. Каждому заданию необходимо присвоить номер того элемента содержания в кодификаторе, на проверку которого, прежде всего, оно нацелено. При составлении комплексных заданий, в которых проверяется умение синтезировать разные элементы знаний, следует задание соотносить с большим номером кодификатора. Например, если задание проверяет знание второго закона Ньютона (код 1.12) и силы Лоренца (код 3.26), то в характеристиках задания указывается код 3.26.
В шести последних столбцах таблицы указано, какой формы и какой сложности задания предлагается составлять по каждому элементу содержания: ВБ – означает задания с выбором ответа и базового уровня сложности, ВП – задания с выбором ответа повышенного уровня сложности, КП – задания с кратким ответом повышенного уровня сложности, РП – задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности, РВ – задания с развернутым ответом высокого уровня сложности.
Цифры 0, 1 и 2, которые проставлены в трех последних столбцах таблицы для каждого элемента содержания, указывают на необходимость составления заданий определенной формы и сложности по данному элементу содержания. «0» означает, что на данный элемент содержания в банке КИМ уже имеется достаточное число заданий и не требуется составлять новые; «1» означает, что в банке имеется некоторое число заданий, но их явно недостаточно и требуются новые; «2» означает, что на данный элемент содержания крайне необходимы новые задания.
На едином государственном экзамене по физике проверяются не только основные элементы знаний, отраженные в «Кодификаторе», но и различные виды деятельности, представленные ниже:1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия; называть фундаментальные эксперименты, оказавшие большое влияние на развитие физики, и имена ученых, их осуществивших.
2. Объяснять физические явления и процессы.
3. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.
4. Применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне.
5. Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне.
6. Описывать преобразования энергии в физических явлениях и технических устройствах.
7. Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов.
8. Владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека.
9. Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий.
10. Выдвигать гипотезы о связи физических величин.
11. Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем и т.п.
Согласно «Положению о конкурсе», задания должны составлять серии из десяти равнозначных заданий. Если серии заданий будут отобраны экспертами, то они войдут в 10 параллельных вариантов КИМ под одним номером.
Если при выполнении задания необходимо использовать дополнительные материалы или оборудование, то в таблицу характеристик заданий в графу «Усл. вып.» записывается соответствующий номер из таблицы 1 (см. примеры 4, 9).
Пример 1.
Таблица 1. Список дополнительных материалов и оборудования, необходимых для выполнения задания
№ Дополнительные материалы или оборудование 1
2
3
4
5
6Калькулятор
Набор приборов для выполнения экспериментального задания
Таблица Менделеева
Таблица тригонометрических функций
Справочные таблицы с физическими характеристиками веществ, атомов и т.п.
Таблица фундаментальных физических констант
Типы заданий
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по физике используются задания :– с выбором ответа – тип «В» (уровни сложности – базовый и повышенный);
– с кратким ответом – тип «К» (уровень сложности – повышенный);
– с развернутым ответом – тип «Р» (уровни сложности – повышенный и высокий).
Ниже приводятся примеры задания разного типа, направленные на проверку усвоения различного содержания и видов деятельности.
Задания с выбором ответаДля каждой серии заданий с выбором ответа должны быть одинаковыми следующие характеристики:
Открытие какой закономерности из перечисленных ниже связано с именем М.Фарадея?– код его тематической принадлежности (по кодификатору);
– уровень сложности задания;
– вид деятельности.
1) зависимость силы тока, протекающего по участку электрической цепи, от напряжения на этом участке;
2) зависимость количества теплоты, выделившейся на участке электрической цепи от ее параметров;
3) зависимость ЭДС индукции, возникающей на концах проводника, от изменения магнитного потока;
4) зависимость силы взаимодействия неподвижных заряженных частиц от расстояния между ними.
Ответ: 3.
Пример 2
При испарении жидкость остывает. Молекулярно-кинетическая теория объясняет это тем, что при этом жидкость покидают молекулы с:
1) наименьшим размером;
2) наибольшей скоростью;
3) наименьшей скоростью;
4) наибольшей массой.
Ответ: 2.
Пример 3Равнодействующая сил, действующих на автомобиль,
1) 0–2 с;
2) 2–4 с;
3) 4–6 с;
4) 0–6 с.Ответ: 1.
Пример 4
Камень бросили с балкона три раза с одинаковой
по модулю начальной скоростью.
Первый раз вектор скорости камня был направлен
вертикально вверх,
во второй раз – горизонтально, в третий раз –
вертикально вниз.
Если сопротивлением воздуха можно пренебречь, то
модуль скорости камня при подлете к земле будет:
1) больше в первом случае;
2) больше во втором случае;
3) больше в третьем случае;
4) во всех случаях одинаковым.Ответ: 4.
Пример 5
Кислород находится в сосуде вместимостью 0,4 м3 под давлением 8,3 • 105 Па и при температуре 320 К. Масса газа равна:
1) 2 кг;
2) 0,4 кг;
3) 4 кг;
4) 2 • 10–23 кг.Ответ: 3.
Пример 6
Свинец плавится при постоянной температуре.
1) в энергию движения его частиц;
2) в кинетическую энергию куска свинца;
3) в энергию взаимодействия его частиц;
4) в потенциальную энергию куска свинца.
Ответ: 3.
Пример 7
Выберите правильное утверждение.
Явление электромагнитной индукции положено в основу действия:
1) трансформатора;
2) электродвигателя;
3) школьного демонстрационного гальванометра;
4) гальванического элемента.
Ответ: 1.
Пример 8
В настоящее время широко распространены лазерные указки, авторучки, брелоки.
1) вызвать ожог кожи тела;
2) прожечь костюм;
3) получить опасное облучение организма;
4) повредить сетчатку глаза при прямом попадании лазерного луча в глаз.
Ответ: 4.
Пример 9
Законы Ньютона нельзя применять при расчете движения
1) планет вокруг Солнца;
2) ракеты в космическом пространстве;
3) электронов в трубке кинескопа;
4) электронов в атоме.
Ответ: 4.
Следует обратить внимание на то, что задания, включающие отрицание, как правило, вызывают затруднения у учащихся и не могут быть отнесены к заданиям базового уровня. Приведенное выше задание является заданием повышенного уровня сложности («П» – в графе «Уров. сложн.»).
Пример 10
Обнаружено, что рассада помидоров развивается
лучше (высота растений увеличивается) по мере
удаления от неисправной СВЧ-печки.
Выдвинуты две гипотезы причин такой зависимости:
I. СВЧ-излучение, проникающее наружу, пагубно
сказывается на развитии живых организмов.
II. В неисправной СВЧ-печке при ее работе
образуются ядовитые вещества, которые отравляют
живые организмы.
Запланировано поместить вокруг рассады металлическую сетку и повторить эксперимент с рассадой. Какую из гипотез подтвердит запланированный эксперимент, если выяснится, что в новых условиях развитие рассады не зависит от расстояния до СВЧ-печки?
1) только I;
2) только II;
3) ни I, ни II;
4) и I, и II.
Ответ: I.
Пример 11
Ученик исследовал движение тела массой 0,1 кг по наклонной плоскости с использованием
Ответ: 3.
Задания с кратким ответом
Для каждого задания с кратким ответом из данной серии в 10 равнозначных заданий должны быть одинаковыми следующие характеристики:
- раздел, код (или совокупность кодов, если задание комплексное) его тематической принадлежности (по кодификатору – см. сайт www.ege.ru),
- уровень сложности задания
В заданиях с кратким ответом должны быть подобраны цифры, удобные для расчетов. Поскольку проверка заданий осуществляется компьютером, то ответ должен быть в виде целого числа (за счет округления, умножения на число, кратное 10, использование дольных и кратных единиц и т.д.). Данные и ответы приводить в Международной системе единиц (СИ) и быть одинаковыми по сложности. К заданию с кратким ответом обязательно должно прилагаться краткое решение.
Пример 12.
На рисунке дан ход лучей через тонкостенный сосуд в форме параллелепипеда, заполненного жидкостью. Чему равен показатель преломления n жидкости ? Ответ округлить до десятых. В бланк ответов записать число 10n.
/Решение:
n = sin a/sin b
Как видно из чертежа, синусы углов, являющихся отношениями соответствующих катетов к гипотенузе, легко вычислить как отношение катетов, если гипотенузы треугольников, содержащих углы падения и преломления, равны. Тогда n=4/3 » 1,33»1,3; 10n = 1,3°10 = 13
Задания с развернутым ответом
Задания с развернутым ответом должны образовывать серии по 10-и равнозначных заданий на один раздел (тему) и быть одинаковыми по сложности. Среди задач с развернутым ответом, наряду с традиционными расчетными задачами, должны быть задания, соответствующие новому разделу обязательного минимума содержания образования «Методы научного познания и физическая картина мира».
Для каждого задания с развернутым ответом из данной серии должны быть одинаковыми следующие характеристики:
- раздел и совокупность кодов, поскольку задание должно являться комплексным.
- для традиционных расчетных задач - уровень сложности задания (сумма баллов, соответствующая числу этапов решения)
- для задач на владение методами научного познания – элемент метода: описание эксперимента, технического устройства, выдвижение гипотез и методов их проверки, формулирование существенных черт физической картины мира и т.п.
Для каждого задания с развернутым ответом должен быть представлен возможный вариант решения с разбивкой на этапы. Если, к примеру, при разбивке решения на этапы оценивается наличие чертежа, то указание на необходимость выполнения чертежа следует включить в текст задания. При наличии альтернативного решения желательно также привести разбивку его на этапы. Решение является заготовкой для проверки задания экспертами, поэтому должно содержать словесный комментарий, ссылки на законы и т.п.
Пример13.
Шайба, брошенная вдоль наклонной плоскости,
скользит по ней,
двигаясь вверх, а затем скользит вниз. График
зависимости модуля
скорости шайбы от времени дан на рисунке.
Найти угол наклона плоскости к горизонту.
Решение следует сопроводить чертежом с
указанием действующих на шайбу сил.
Решение и критерии оценки:
№ этапа | Содержание этапа решения | Чертеж, график, формула | Оценка этапа в баллах |
1 | На основании графика зависимости модуля скорости от времени можно рассчитать модули ускорений шайбы: при движении ее вверх a1=1,5м/с2 при движении вниз а2 = 1 м/с2, а также сделать вывод о том, что при движении тела и вверх, и вниз действует сила трения, поскольку модули ускорений разные. | a1 = tgj1 a2 = tgj2 |
1 |
2 | Наличие рисунка с указанием сил, действующих на тело, и ссылка на второй закон Ньютона или запись его в векторном виде | 1 | |
3 | Наличие записи II закона Ньютона в проекциях на ось, перпендикулярную плоскости, и ось, направленную вдоль плоскости вниз | Для движения шайбы вверх: N–mgcosa=0
ma1=mgsina+mN=mgsina+mmgcosa Для движения шайбы вниз ma2=mgsina-mmgcosa |
1,5 |
4 | Решение системы уравнений с получением ответа в общем виде | m(a1+a2)=2mgsina; sina= (a1+a2)/2g |
1 |
5 | Получение численного ответа | sina=0,125; a= arcsin 0,125= 7,2o Примечание. Правильным ответом считать оба численных ответа a=arcsin0,125 и a=7,2o | 0,5 |
Максимальный балл | 5 |
Пример 14.
Приведите три (и только три) примера из любых разделов курса физики, показывающих, что физические законы и теории имеют границы применимости.
/Решение и критерии оценки:
№ п/п | Возможный вариант выполнения задания. Могут быть приведены следующие примеры. | Оценка (в баллах) |
1 | Уравнение Менделеева-Клапейрона справедливо для разреженных газов с малой концентрацией частиц | 1 |
2 | Закон Ома справедлив при малых токах, при которых температура проводника практически не изменяется | 1 |
3 | Классическая механика Ньютона может быть применена в случаях рассмотрения движений со скоростями много меньших скорости света | 1 |
Максимальный балл |
3 | |
Примечание: 1 балл выставляется за любой другой правильный пример |
Пример 15.
Обнаружено, что северный конец магнитной стрелки в комнате направлен к окну. Предложите три (и только три) возможные гипотезы, объясняющих причину этого явления, а также опыты, позволяющие проверить каждую из предложенных Вами гипотез.
Решение и критерии оценки:
№ п/п | Возможный вариант выполнения задания. Могут быть приведены следующие гипотезы и опыты по их проверке: | Оценка (в баллах) |
1 | Окно “смотрит” на север. Определить ориентацию окна по отношению к сторонам горизонта, выйдя из здания (по звездам, по компасу,по деревьям и т.д.) | 1 |
2 | Наличие кабеля в полу комнаты, по которому проходит большая сила тока. Перейти в другую комнату и посмотреть на поведение компаса. | 1 |
3 | Наличие мощного магнита в области окна. Провести наблюдений с магнитной стрелкой с другой стороны окна | 1 |
Максимальный балл |
3 | |
Примечание: 1 балл выставляется за любую другую возможную разумную гипотезу, например, наличие массивного железного предмета в области окна |